Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:10, реферат
Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.
В-третьих, медико-биологический – его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам подросткового возраста, страдающих различными психологическими отклонениями;
И, в-четвертых, социально-педагогический. Он заключается в восстановлении или коррекции качеств личности, особенно нравственных и волевых [8].
Поскольку суицидальное поведение подростков обуславливаются многими причинами, то и профилактические мероприятия в данной проблемной области также разнообразны и требует комплексного подхода.
В обобщенном виде, по своей сущности и стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих суицидальным мыслям и намерениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия способствующие осуществлению последующего контроля за профилактической работой и ее результатами.
Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств в подростковом возрасте выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц. Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:
Как известно виды профилактической деятельности, по предложению ВОЗ, разделяются на первичную профилактику, вторичную профилактику и третичную профилактику.
Можно выделить следующие направления комплексной профилактической работы с подростками в рамках первичной профилактики суицидального поведения подростков:
Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы и уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.
В рамках вторичной профилактики суицидального поведенния у лиц подросткового возраста может быть осуществлена психологическая помощь. Психологическую помощь человеку с уже сформированным суицидальным поведением принято называть кризисной интервенцией. Ведущим методом в этом случае выступает кризисное консультирование, а его целью – удержание человка в живых. Это может быть телефонная служба медико-психологической помощи – «Телефон доверия». Также кризисное консультирование осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов. Для страдающих психическими заболеваниями имеются суицидологические кабинеты при психоневрологических диспансерах и специализированные отделения психиатрических больниц.
Главная цель неотложной помощи – предотвратить дальнейшее развитие реакций и покушения на собственную жизнь у подростка. Для этого подростку необходимо помочь овладеть ситуацией, а также скорректировать неадаптивные личностные установки, обуславливающие развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций.
Также в рамках вторичной профилактики проводится реабилитация подростков имеющих тенденцию к совершению самоубийства. «Реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение человека к активной жизни в обществе, к общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограниченным по времени» [8, 161].
Следует различать такие виды реабилитации, как: медицинская, направленная на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма или на возможное замедление прогрессирующего заболевания; психологическая, направленная на психическую сферу суицидента и имеющая своей целью преодоление в его сознании представлений о его ненужности и никчемности; бытовая, обеспечивающая нормальные условия для жизнедеятельности суицидента; социально-педагогическая, включающая систему мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности суицидента, его жизненной позиции, способствующих его интеграции в общество; социально-экономическая, представляющая собой комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение суицидента возможными денежными выплатами, защиту его законных прав и интересов; социальная, содержащая процесс восстановления подростков склонных к суициду, к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые привели к психологическим затруднениям, суицидальным мыслям или намерениям [8].
В зависимости от личностных особенностей подростка, испытывающего психологические затруднения или склонного к суициду, при проведении реабилитационных мероприятий следует учитывать, в каком состоянии он находится. Это может быть предкризисное или кризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов семье, с друзьями, в школе, на работе и т.д. Социальный работник должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, выявления причин возникновения психологических затруднений, кот орые привели к суицидальному поведению.
В рамках третичной профилактики
проводится комплекс мер, направленный
на предотвращение рецидива суицида у
подростков и работа с ближайшим окружением
суицидента. При работе используются методы
социально-психологической-
Таким образом, основными видами помощи суициденту является: проведение профилактических бесед, включение подростков, с суицидальными намерениями в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; переориентация индивидуальных и групповых интересов; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, взаимодействии с окружающими, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях; рекомендации по изучению специальной литературы; привлечение специалистов – психологов, социальных педагогов, юристов, психотерапевтов и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все существующие методы профилактики суицидального поведения у лиц подросткового возраста, направлены на то, чтобы поставить данную форму девиантного поведения под социальный контроль.
В заключение главы хотелось бы отметить, что проблема суицидального поведения подростков обусловлена комплексом факторов объективного и субъективного характера, и решать ее можно только путем объединения усилий и согласованных действий специалистов разных ведомств, оказывающих социальную, правозащитную, медицинскую, психологическую, информационную и другие виды помощи. В связи с этим профилактика суицидального поведения является ключевым звеном в минимизации суицидальных тенденций и сокращении суицидов у подросткового возраста. При этом крайне важно, чтобы программы, направленные на предотвращение суицида, основывались на какой-то определенной модели изменения поведения
По данным ВОЗ, Россия занимает лидирующие позиции по частоте суицидов среди детей и подростков [43]. Так, в 2013 году на территории Белгородской области, по информации департамента здравоохранения и управления социальной защиты населения области зарегистрировано 2 оконченных и 11 фактов незавершенных суицидов. По фактам 2 оконченных и 5 попыток следственным управлением Следственного Комитета по Белгородской области были проведены проверки. Оба случая завершенных суицидов совершены были юношами в возрасте 16 и 17 лет [42].
В связи с подобной ситуацией подросткового суицида в регионе, в целях данной курсовой работы было проведено социологическое исследование на тему «Факторы суицидального риска у лиц подросткового возраста в городе Белгород».
Согласно современным представлениям, суицидальное поведение является сложным медико-социальным феноменом, в развитии которого принимает участие целый ряд факторов. Ведущими из них являются биологические, личностно-психологические, психопатологические, макро- и микросоциальные, этнокультуральные. Исходя из этого, невозможно выделить какую-либо одну причину, приводящую к суициду. В каждом случае имеет место взаимодействие и взаимовлияние вышеперечисленных факторов.
С целью выделить наиболее значимые факторы суицидального риска у подростков, проживающих в городе Белгород, нами были проведены опросы, в которых приняли участие 10 экспертов, и в массовом опросе – 50 человек в возрасте от 18 до 25 лет. В роли экспертов выступили специалисты по работе с подростками, именно социальные педагоги и педагоги-психологи ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородский Детский Дом «Южный».
В ходе исследования мы изучили факторы суицидального риска у подростков, проживающих в городе Белгород, выявили основные детерминанты суицидального поведения у лиц подросткового возраста, выявили отношение молодежи к совершению суицидов в подростковом возрасте и нашли пути совершенствования профилактических мероприятий суицидального поведения в подростковом возрасте, проводимых в городе Белгород.
Выдвигалась гипотеза, что: ведущее место в ряду факторов риска формирования суицидального поведения у подростков выступает такие группы факторов, как: семейные, личностно-психологические, макросоциальные и психопатологические, причем уменьшение значимости идет в той логической последовательности, в которой они расположены.
Наша гипотеза подтвердилась результатами экспертного и массового опроса. Ключевым в данном исследовании являлся экспертный опрос, в связи с чем, более подробно остановимся на результатах именно этого вида опроса.
Ведущее место в ряду факторов риска формирования суицидального поведения у подростков по мнению экспертов выступает 4 группы факторов: семейные – 55%, личностно-психологические – 28%, макросоциальные – 12% и психопатологические – 5%.
По мнению респондентов, наибольшее влияние на формирование суицидального поведения у подростков оказывают семейные факторы суицидального риска. Изучение вариантов патологического воспитания показало, что наиболее распространенными являются авторитарный тип и гипоопека, сочетающаяся с безнадзорностью. Суммарно они выделены двумя третями специалистов.
Относительно новым для нашей действительности стал в последние годы вариант «родительская депривация». Как правило, он имеет место в обеспеченных и внешне благополучных семьях, в которых родители заняты бизнесом и собственной личной жизнью. В таких семьях отсутствует личная забота о ребенке, все перекладывается на плечи нянь, гувернанток и других чужих людей. Почти столь же часто роль суицидогенного фактора отводится специалистами деструктивным отношениям в семье, особенно если она неполная. Постоянные скандалы, ссоры, драки, пьянство родителей ведут к развитию либо ущербной и безвольной, либо неуправляемой, вспыльчивой, готовой к любым асоциальным действиям личности с высоким риском суицидального реагирования.
Чтобы выявить состав родительской или заменяющей ее семьи у подростков, склонных к суицидальному поведению экспертам предлагалось выбрать из вариантов ответа на вопрос: «Риск суицида выше у подростков проживающих в (у): полная родительская семья; неполная родительская семья; приемная семья; проживающие в семье родственников или проживающие в детском доме».
Таким образом, было выявлено, что наибольшей опасностью обладает неполная семья, так ответили 53% опрошенных экспертов. Вызывает интерес, что, по мнению экспертов, риск суицидального развития при воспитании в детском доме, у родственников или в приемной, но полной семье является существенно более низким. Это побуждает обратить особое внимание на неполные семьи, становящиеся источником неблагополучного, в том числе, суицидального развития ребенка.
Не меньшую роль в формировании суицидального поведения подростка отводится психологическому микроклимату в семье. Наибольший суицидальный риск имеется у подростков, живущих в семьях с неблагоприятным психологическим микроклиматом, так ответили 78% респондентов. Он характеризуется постоянными ссорами, скандалами, оскорблениями, унижениями.
Следующим аспектом оценки роли семьи в формировании суицидального подростка стало выяснение вопроса, «кто непосредственно занимается его воспитанием?». Склонность к развитию суицидального поведения возрастает в следующей последовательности: оба родителя 3% (min)– преимущественно отец 5% – преимущественно другие близкие (бабушки, дедушки)10% – преимущественно мать 19 % – практически никто (max)63%.
Информация о работе Суицидальное поведение в подростковом возрасте