Суицидальное поведение в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:10, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время не существует такой теории, которая полной мере характеризовала бы многообразие и сложность феномена суицида. До сих пор остается открытым вопрос, что является первичным, определяющим действия, направленные на преднамеренное лишение себя жизни: биологическая запраграммированность на самоуничтожение, психические расстройства, личностные деформации или усвоенная поведенческая стратегия поведения членов семьи, направленная на поиск выхода из кризисной ситуации только суцидальным способом.

Важнейшими концептуальными моделями суицидального поведения, на наш взгляд, которые могут быть положены в основу создания профилактических программ, являются социокультурная медицинская, и экологическая [21].

С точки зрения приверженцев социокультурной модели самоубийства, частота в популяции определяется рядом социальных категорий, а именно: пол, возраст, этническая принадлежность, семейное положение, занятость, миграция и пр. В рамках данной модели можно выделить теории самоубийств Э. Дюркгейма, М. Фарбера и К. Хорни.

Классик социологии Эмиль Дюркгейм одним из первых дал определение понятию «самоубийство», наиболее глубоко рассматривавший этот феномен в своей книге «Самоубийство. Социологический этюд» (1912): «самоубийством называется всякий случай смерти, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах» [2, 26]. Социологическая теория Э. Дюркгейма относит самоубийство к области социальной патологии и рассматривает суицид как одну из моделей девиантного поведения. Этой точки зрения придерживаются и современные социологи.

Основной причиной суицидального поведения Э. Дюркгейм называл аномию (греч. A-nomi – отсутствие закона, нормы). Также он выделял четыре типа суицида: аномический, фаталистический, эгоистический и альтруистический. Первые два относятся к регуляции социальной жизни [2].

Психокультуральная теория самоубийств Мориса Фарбера основана на проведенном в 60-е годы XX века в скандинавских странах статистическом исследовании уровня самоубийств. М Фарбер вывел закон согласно которому «частота самоубийств  в популяции прямо пропорциональна количеству индивидов, отличающихся повышенной ранимостью, и масштабу лишений характерных для этой популяции» [21, 52]. Из этого следует, что максимальная вероятность совершения самоубийств проявляется в период социальных потрясений, в которых уровень невротизации (ранимости) населения резко увеличивается.

Основные принципы соцокультуральной теории самоубийств К. Хорни сформулировала в книге «Невротическая личность нашего времени», согласно которой суицидальное поведение есть результат взаимоотношений социокультурных факторов и личностных характеристик. Она показала, что современные веяния культуры рождают в людях высокий уровень тревожности, провоцирующий суицидальный риск или его эквиваленты в виде различных аддикций [17].

Сторонники медицинской модели считают, что суицид является признаком или следствием заболевания. Болезнь, в свою очередь, есть результат взаимодействия определенных причин (биологических, генетических и др.), человека и окружающей среды, такие как физические, психологические и социальные условия.

В рамках данной модели выделяются следующие направления: психопатологическая концепция суицида, биологическая концепция суицидального поведения, анатомно-антропологическое направление, нейрохимическая гипотеза и генетическая гипотеза.

Психопатологическая концепция рассматривает суицид как проявление острых или хронических расстройств. Основоположником данной концепции является французский психиатр XVIII века Жан-Этьен-Доменик Эскироль. Результат своей сорокалетней психиатрической деятельности он отразил в руководстве «О душевных болезнях» (1838), в десятой главе которого размышлял «О самоубийстве». Он рассматривал самоубийства как некий продукт болезненно измененной психики, квалифицируя суицидальные проявления как симптом психического заболевания [21].

Данная концепция в последующем была развита учениками и последователями Эскироля. Французский психиатр Бурден в трактате «Самоубийство как болезнь» (1845) выделил специальную мономанию – «манию самоубийств» [21,42]. Так же представителями данного направления являются П.Г. Розганов, немецкие психиатры Карл Бирнбаум и Г. Груле, отечественные суицидологи Г.И. Гордон и А.Г. Абраумова.

Биологическая концепция суицидального поведения предполагает рассмотрение суицидального поведения как клинического феномена, предполагающего наличие каких-либо специфических патологических изменений в организме суицедента. Со второй половины XX века активно изучаются биологические предикторы суицидального поведения.

Основоположником анатомно-антропологической точки зрения на самоубийство является Ч. Ломброзо, считающий причиной покушения на жизнь различные аномалии в строении и развитии организма. Предпосылки к самоубийству объясняются аномалиями строения черепа, которые производят механическое действие на головной мозг, препятствуют нормальной психической деятельности.

Занимаясь изучением суицида в рамках данного направления И. Леонов (1842) отыскал и описал связь между формой грудной железы и склонностью к самоубийству. Н. И. Козлов (1844)  выявил «сужение яремной дири у людей умопомешенных и самоубийц» [21, 46].

Одной из наиболее разработанных биохимических гипотез суицида является серотониновая. Изучение связи нарушений обмена серотонина и суицидальности начались еще в 60-х годах XX века. При исследовании депрессивных пациентов, совершивших суицид, был обнаружен дефицит серотонина в спинно-мозговой жидкости. В ряде исследований было показано, что лица, совершившие суицидальную попытку и имеющие дефицит серотонина в 10 раз чаще повторяли суицидальную попытку, чем пациенты с более высоким уровнем серотонина. Было доказано, что низкий уровень активности серотонина отмечается среди лиц, склонных к суициду без клинических признаков депрессии [13].

Генетическая гипотеза основывается на том, что суицидальные наклонности – это генетически закрепленная предрасположенность к определенным формам поведения и отягощенность наследственности в отношении возникновения психических расстройств или использование социального, семейного опыта.

Американские суицидологи Н. Фейбероу и Саймон установили, что у 6% суицидентов один из родителей совершил суицид, что в 88 раз превосходит показатели в популяции. Так, Эрнест Миллер Хемингуэй застрелился из того же ружья, что и его отец, а в начале 1990-х добровольно ушла из жизни его внучка [21, 48].

Таким образом, сторонники медицинской модели считают, что для осуществления успешных профилактических программ необходима своевременная диагностика и адекватное лечение психического расстройства.

Еще одной моделью суицидального поведения является модель экологии человека. С точки зрения этой модели самоубийство рассматривается в качестве конечного этапа ряда независимых, но взаимосвязанных факторов. Поэтому профилактика суицидальных актов включает любое действие, вносящее вклад в уменьшение частоты суицидов, независимо от того, чем они обусловлены и что их спровоцировало.

Роль личностных особенностей в формировании аутоагрессивного поведения является непреложной истиной. Безусловно, стиль воспитания в детстве, тип самоопределения личности и выбор стратегии поведения в той или иной стрессовой ситуации, динамика личностных изменений в кризисные периоды жизни и ряд других факторов, участвующих в формировании личности оказывают значительное влияние на решение вопроса о добровольном уходе из жизни.

Представители различных направлений психологии, психотерапевты и психиатры по-разному трактуют механизмы суицидогенеза. Психологические концепции самоубийств включают психодинамическую, экзистенциально-гуманистическую и бихевиоральную модели.

Основателем психодинамического направления в современной психологии является З. Фрейд. Он рассматривал самоубийство как проявление «инстинкта смерти», который, в свою очередь, выражается в агрессии и, в частных случаях, в аутоагрессии. Другие представители этого направления представляли суицидальные наклонности, как результат действия психологического защитного механизма. В целом, психоаналитические представления сводятся к связи суицида с утратой любовного объекта, и именно эта связь в суицидальном поведении является пусковым механизмом.

Представители экзистенциально-гуманистического направления полагают, что основная причина самоубийств кроется в утрате жизненного смысла. Ключевыми фигурами в этом направлении являются В. Франкл и И. П. Павлов. Так  И. П. Павлов считал, что «рефлекса цели» является главной формой жизненной энергии человека; жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель.

Представители бихевиоральнуй модели в причинах самоубийства видят роль ригидного мышления, которое ведет к невозможности выработки альтернативных оптимальных решений своих проблем, единственным верным решением является самоубийства.

Безусловно, тема суицида обширна и требует к себе внимания как со стороны интегрального подхода, систематизации всех полученных знаний о суициде, так и изучения суицида в каждом конкретном случае, на примере отдельно взятого члена  общества, совершившего подобный поступок или же попытку покушения на собственную жизнь.

Не подлежит сомнению многофакторность и многогранность причин самоубийства. Говоря на эту тему невозможно также не упомянуть Э. Берна и его разработки о жизненных сценариях, основоположника суицидологии в СССР А.Г. Абраумову, американского психолога Э. Шнейдмана, представителя индивидуальной психологии А. Адлера и многих других.

Таким образом, рассмотрение суицидального поведения в историческом и онтогенетическом аспектах позволяет выйти за узкие рамки психопаталогических трактовок этого феномена и выявить ряд факторов, знание которых необходимо для профилактики суицидов у подростков.

2.1. Сущность и психологические  механизмы суицидального поведения  подростков

 

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как юность или начало старости, характеризуется повышением суицидальной готовности. Остановимся более подробно на характеристике суицидального поведения в подростковом возрасте. 

Самоубийство, в переводе с латинского означает «себя убивать», является умышленным, осознанным действием, направленным на лишение себя жизни [4]. Под суицидальным поведением людей, чаще всего, понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей.

Обычно самоубийство рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко понимают (в широком значении) любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [4,151]. Внутренние формы включают в себя суицидальные мысли, суицидальные представления, суицидальные переживания, суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения. А внешние формы – суицидальные высказывания, суицидальные попытки и завершенные суициды.

Одной из предпосылок возникновения суицидального поведения у подростков, является затрудненность эмоционального развития, отсутствие эмоциональной глубины, которые затрудняют освоение получаемого потока информации, снижают уровень обеспеченности абстрактного, обобщающего мышления, что в свою очередь, приводит к возникновению трудностей ориентации в ситуации, сдвигает и уплощает личностную установку; лишает в стрессовой ситуации подростка активности поиска конструктивного выхода из нее, усиливает его отчужденность и изоляцию.  В результате складывается такое мироощущение, при котором искажается структура ценностей и само представление о смерти, как о дискретном событии, не связанном с процессом жизненной, социальной адаптацией. Само представление об уважении к жизни требует определенного уровня оптимизма. А этот уровень – при искажении системы ценностей – оказывается трудно достижимым.

Подчеркивая стремительность развития и скорость изменений, многие англоязычные авторы называют подростковый возраст «стрессом развития» 
(«developmental stress»). Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания полового, общеорганического и социально-культурного. Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу, появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Все эти изменения, происходящие в личности подростка, могут служить основаниями различных отклонений в поведении. Поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (И.С., Личко А.Е., Мудрик А.В, Реан А.А. и др.). Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны для 90% подростков (Иванов Н.Я., Личко А.Е., Иванова Т.В) [27].

Подростки с высоким суицидальным риском превосходят остальных подростков по уровню экстремальности поведения, им свойственны нарушения адаптивности в отношениях к окружающим, трудности в приспособлении к условиям социальной среды. Следует отметить, что эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, искаженное или недостаточно развитое представление о которых, ведет к нарушениям адаптации. Такие дети воспринимают мир в узком диапазоне своих отрицательных, болезненных переживаний. В свою очередь невозможность справиться с какой-либо стрессовой ситуацией нередко приводит к суицидальной попытке. Для суицидента кажется, что для него более не существует будущего, невозможно справиться с навалившимся грузом проблем, и единственным выходом видится полное самоуничтожение.

Информация о работе Суицидальное поведение в подростковом возрасте