Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:10, реферат
Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.
Наиболее чувствительным к катаклизмам оказывается подростковый возраст, который протекает под знаком биопсихосоциальной эволюции. В этот короткий, по астрономическому времени, период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности. Данный возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, зачастую приводящих к поведенческим отклонениям, включая суицид.
По данным ВОЗ за последние 45 лет показатели распространенности суицида увеличились на 60%, и сегодня по причине суицида каждый год умирает почти один миллион человек. Это выражается общим мировым показателем 16 человек на 100 тысяч населения и ставит суицид на десятое место среди ведущих причин смерти во всем мире, а в возрастной категории от 15 до 44 лет это одна из трех ведущих причин смерти. Масштабы проблемы станут еще более значительными, если прибавить к этим показателям число попыток самоубийства, поскольку случаев суицидальных попыток в 20 раз больше, чем случаев завершенного суицида. Российская Федерация, в этой статистике, по частоте самоубийств занимает десятое место в мире [43]. Несмотря на некоторое улучшение общей суицидальной ситуации, средняя частота самоубийств в России превышает общемировой показатель (21,8 и 20 случаев на 100 тысяч населения в 2013 году) и находится на шестом месте по распространённости в классификации основным причин смерти.
По данным Росстата, частота
суицидальных действий среди молодежи
в течение последних двух десятилетий
удвоилась, а количество
детей и подростков, покончивших с собой,
составляет 12,7% от общего числа умерших
от неестественных причин. За последние
5 лет само-
убийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних,
ежегодно
погибает около 2 800 детей и подростков
в возрасте от 5 до 18 лет (эти
случаи не учитывают число попыток суицида).
Суицид является второй причиной смертности
молодых людей (после несчастных случаев)
в возрасте от 15 до 18 лет. Мысли о самоубийстве
возникают у каждого
пятого подростка, а, по прогнозам исследователей,
в последующие 10
лет число суицидов будет расти еще быстрее,
особенно у подростков в
возрасте от 10 до 14 лет [16].
Таким образом, все сказанное выше, безусловно, доказывает глобальность этой проблемы для общественного здоровья, ее мировой масштаб, а также указывает на ее значимость и острую необходимость разработки мер, которые позволили бы каким-то образом изменить в положительную сторону сложившуюся тенденцию. Однако многообразие форм, методов и способов профилактических мероприятий затрудняет выбор направленности профилактики суицидального поведения подростков. Так же затрудняет этот процесс многогранность понятия суицид, который включает в себя группу интегрированных факторов, непосредственным образом потенциирующих суицидальное поведение у лиц подросткового возраста.
В связи с чем, возникает противоречие
между необходимостью
повышения эффективности профилактической
работы с подростками с суицидальными
проблемами и недостаточной научной и
исследовательской проработанностью
этого вопроса и соотнесение этой деятельности
с деятельность работника социальной
службы.
Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, ведь организация эффективных профилактических мер позволит снизить риск возникновения суицидального поведения в подростковом возрасте. А это является одним из ключевых моментов, требуемых для построения здорового полноценного общества, способного к самореализации и саморазвитию.
Степень научной разработанности проблемы невозможно охарактеризовать однозначно. На проблему суицидального поведения существуют различные точки зрения. Еще древние философы обратили внимание на эту проблему. (Сократ, Аристотель, Платон, Л.А.Сенека, Сартр, Кант и др.), также причинами суицидального поведения интересуются и современные ученые: К.В.Зорин, В.Э.Чудновский, В.Франкл, А.В.Мартынов, В.Н.Карандышев, Г.Чхартишвили, Ф.Арсьес и др. Основной причиной суицидальности, с точки зрения философии, является проблема потери смысла жизни [7] .
В зарубежной суицидологии наработан достаточный материал по проблеме суицида человека, но он, практически весь, доступный в переводах, посвящен социально-психологическим аспектам взрослого суицидального поведения. Наиболее важными из них, для проблематики данной научной работы, идеи Э.Гроллмана об уровнях суицидальной превенции; К.Лукоса, Г.Сейдена, Н.Фарбероу, Э.Шнейдмана о «форпост-признаках», «ключах»-вербальных и поведенческих симптомах готовящегося самоубийства [7].
Необходимо отметить работы отечественных исследователей, которые на рубеже 19-20 веков высказали «осевую» профилактическую идею совместных усилий государства, общественности, семьи, школы в борьбе с «эпидемией школьных самоубийств» [28,86]. Они отмечали роль школьных проблем в возникновении суицидальных тенденций (Н.К.Крупская, Б.О.Рович, А.Г.Трахтенберг, М.Я.Феноменов, В.Г.Хлопин); высокого потенциала школы в их торможении (И.Е.Мойзель, П.А.Сорокин); влияния особенностей возраста на суицидальные устремления (Г.И.Гордон, И.П.Островский, В.К.Хорошко); психологических причин подросткового самоубийства (А.Н.Острогорский).
Немаловажными являются идеи педагога А.В.Бернацкого о педагогической поддержке ребенка в кризисе; врача И.А.Сикорского, педагога А.Н.Острогорского о необходимости просвещения педагогов и родителей в вопросах профилактики самоубийств детей [34].
Вследствие закрытости и идеологизированности
проблемы суицид у нас в стране однозначно
связывался с психическим нездоровьем
вплоть до 70-х годов, когда в Москве был
открыт суицидологический центр при НИИ психиатрии
под руководством А.Г.Амбрумовой и появились
исследования, касающиеся суицидального
поведения подростков. Хотя они рассматривали
медицинские, психологические и правовые
аспекты проблемы, в них содержатся научные
идеи, релевантные данной научной работе:
идея о связи суицидального поведения
подростка с другими девиациями (Л.И.Постовалова,
Э.А.Чомарян); с особенностями его возраста
(А.Г.Амбрумова, А.А.Александров, Е.М.Вроно,
Н.А.Жезлова; Л.Э.Комарова, А.Е.Личко, Н.А.Ратинова,
Е.Г.Трайнина, В.А.Хайкин); с дезадаптацией
(Н.Д.Кибрик, В.М.Кушнарев, Л.Г.Магурдумова)
[5]. Идея о необходимости
Из последних современных отечественных ученых, занимающихся проблемой профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте хотелось бы отметить В.А Руженкова и В.В. Руженкову, которые в своей книге «Самоубийства учащейся молодежи (раннее выявление и предотвращение)» изложили информацию о причинах самоубийств и попытках самоубийств у лиц молодого возраста, а также о методах их предотвращения [13].
Таким образом, можно сказать,
что по проблеме превенции суицидального
поведения подростков накоплен значительный
научный пласт разработок, однако, к сожалению,
можно отметить, что единой концепции
суицидального поведения и его профилактики
на государственном уровне
до сих пор не создано; нет единой лицензированной
программы профилактики суицидального
поведения подростков не только для социально-реабилитационных
центров для несовершеннолетних, но и
для
системы образования или здравоохранения
в целом. Также существующий в мире и, в
частности, в Российской Федерации высокий
уровень суицидальности в подростковом
возрасте, говорит о недостаточной изученности
данной проблемы и неэффективности внедряемых
в повседневную жизнь общества превентивных
мер в данной проблемной области.
Предметом исследования выступает суицид и суицидальное поведение у лиц подросткового возраста.
Объект исследования: специфика профилактики суицидального поведения подростков.
Цель исследования: выявление особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте и методов, используемых для профилактики данного явления. А также исследование основных факторов, потенциирующих суицидальное поведение подростков.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретический анализ философской,
психологической, педагогической литературы
по проблеме;
анализ статистических данных,
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Суициды совершались на протяжении всей истории человечества. Одно время полагали, что это болезнь современной цивилизации, неизвестная примитивным культурам. Однако подобное обобщение неверно, в некоторых примитивных культурах частота суицида относительно высока, в других не существует само это понятие.
Феномен самоубийства являлся неизменным спутником любого общества, и во все его периоды существования находил своё отражение в тех или иных социальных процессах происходивших в нём. Самые первые упоминания о суициде и суицидентах возможно получить из мифов. На протяжении многих тысячелетий, самоубийство как феномен неоднократно включалось в различные виды искусства: поэзия, живопись, театр, литература и т.д. Описания различных типов самоубийств встречаются во всех древнейших рукописных произведениях, таких как: Библия, Коран, Рамаян, Ригведы и др.
Суицид, как один из видов девиантного поведения связан, прежде всего, с существующими в данном обществе социокультурными нормами и жизненными ценностями, которые оказывают непосредственное влияние на приятие или же неприятие подобной формы деструктивного поведения. Из этого следует, что у одних народов самоубийство являлось обычным способом ухода из жизни и было институционализированно, у других – табуированно и имело в своем арсенале суровые наказания. В связи с тем что, человеческое обществ является системой динамично развивающейся, проходя последовательно стадии своего социально-исторического развития, ценности и нормы постоянно претерпевали качественные изменения, изменялось также и отношение к преднамеренному уходу из жизни (от положительного до резко негативного) [19].
Согласно анимистическим представлениям, суициданты после смерти превращаются в маленьких злых духов, способных наводить порчу на живущих. Эти взгляды дошли до нас в народных верованиях и преданиях ряда племен Африки, Азии и Южной Америки, находящихся на родоплеменном этапе развития. У древних готов, датчан, жителей Фиджи считалось постыдным умереть естественной смертью от болезней и старости [7].
В некоторых культурах самоубийство не только поощрялось, но и было инстутиционализированно. В Древней Индии широко был распространен обычай сатти (обозначает «добродетельная жена») – самоубийства вдов после смерти мужа. Широкое распространение самоубийств в Индии, Китае, Японии, также обусловлено влиянием буддизма и индуизма, где суицид не порицали, а во многих случаях – восхваляли.
Греко-римская культура относилась к убийствам неоднозначно. Самоуничтожение было связано с пониманием греками и римлянами свободы, являвшейся одной из основных идей их философской мысли Её высшей формой становится свобода в принятии решения – продолжать жизнь или умереть.
Античная философия представляет собой как сторонников допустимости самоубийства, так противников. Пифагор, рассматривал жизнь, как сущность, данную богами, а самоубийство вносит диссонанс в существующую гармонию Вселенной. В то же время эпикурейцы, рассматривавшие жизнь, как стремление к удовольствиям, но при наступлении физических страданий или разнообразных лишений с жизнью следует добровольно проститься.
С приходом христианства отношение к самоубийству резко меняется до резко отрицательного, но в то же время число альтруистических самоубийств – во имя веры, резко возрастает [13].
В эпоху Возрождения возвращаются взгляды античных философов на самоубийство, прежде всего в смысле более взвешенного отношения к нему по сравнению с порой Средневековья. В «Опытах» французского мыслителя Мишеля Монтеня эта проблема становится не только экскурсом в античность, но и оправданием допустимости моубийства в психологическом смысле. Он писал: «По-моему, невыносимые боли и опасения худшей смерти являются вполне оправданными побуждениями к самоубийству» [18, 8].
Новое время продолжило традицию толерантного отношения к суициду, что нашло классическое выражение в трудах английского философа Дэвида Юма «О самоубийстве» [20]. Немецкий философ Эммануил Кант заявлял, что самоубийство является оскорблением человечества, так как нарушала логическую и эстетическую целесообразность в природе и человеке.
Позднее, начиная с конца XIX века, проблема самоубийства изучается профессионально, появляются научные теории, концепции, изучаются факторы, побуждающие людей к суицидальному поведению, исследуются закономерности в осуществлении данного деяния.
Информация о работе Суицидальное поведение в подростковом возрасте