Суицидальное поведение в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:10, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

В подростковом возрасте представления о смерти больше совпадают с аналогичными представлениями у взрослых. Отличительной особенностью данного периода является повышенный интерес к теме смерти, размышления о смысле жизни, увлечение философскими проблемами этого направления. А.Е. Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное, аффективное и истинное.

Демонстративное суицидальное поведение выражает не всегда осознанное подростком стремление привлечь внимание к положению, в котором он оказался, вызвать сочувствие, избежать ожидаемых неприятных  последствий за какие-либо поступки, выйти из трудной ситуации, а также напугать своих недругов (шантаж, угрозы, вымогательство и т. п.). Нередко такая демонстрация оканчивается завершенным суицидом вследствии недоучета реальных обстоятельств.

Аффективное суицидальное поведение является одной из форм острых психогенных реакций, возникающих на фоне акцентуаций характера, психопатий или остаточных явлений органического поражения головного  мозга. В отличие от демонстративных суицидальных реакций, суицидальные реакции протеста совершаются в одиночестве. Если смертельный исход не наступил, то подростки, как правило, стыдятся своего поступка, стараются его скрыть.

При истинном суицидальном поведении намерение подростка покончить с собой нередко долго вынашивается, предпринимаются меры, чтобы никто этому не помешал. В качестве конечного результата предполагается смерть. Однако, степень действительной желаемой смерти чрезвычайно различна, что отражается на условиях и способах реализации суицидальных тенденций. Заметно чаще истинное суицидальное поведение у подростков проявляется при депрессивных состояниях, имеющих различное происхождение [6].

Рассматривая особенности подросткового суицидального поведения, как наиболее значимо опосредующие специфику деятельного акта, необходимо учитывать такие характерные возрасту проявления, как эмоциональные расстройства или депрессия. В её основе лежит подавленность всех психических и физических проявлений человека, у подростков имеет существенные особенности, отличающие ее от депрессии у взрослых. Психологи выделяют несколько типов подростковой депрессии.

Делинквентный вариант – это довольно быстро развивающиеся нарушения поведения, не свойственные прежде этому подростку, которые

проявляются в грубости и непослушании старшим, особенно родным и учителям. Грубость, непослушание, агрессия, озлобленность отдаляют подростка от близких, а это, в свою очередь, усиливает чувство одиночества, оторванности, неприкаянности и толкает на агрессивные, в том числе аутоагрессивные, поступки. Такое состояние, встречающееся как проявление

психогенной (реактивной) депрессии при лабильной, шизоидной, истероидной, элептоидной акцентуациях, может длиться до нескольких недель и даже месяцев.

Ипохондрический вариант подростковой депрессии характеризуется сочетанием незначительных соматических нарушений с многочисленными жалобами, отражающими сверхценный характер переживаний. Возникает это расстройство часто как реактивная депрессия на фоне астеноневротической, конформной, лабильной, истероидной и психоастенической акцентуаций характера, а также при вялотекущих эндогенных заболеваниях.

Астеноапатический вариант депрессии у учащихся обычно начинается с ухудшения успеваемости в школе. Возникают ухудшения внимания и осмысления учебного материала, ухудшаются запоминание и воспроизведение выученного. Утрачивается интерес ко всем прежним увлечениям. Нередко на фоне этого состояния возникают мысли о «нежелании жить», о самоубийстве. Причины, лежащие в основе проявлений такого типа депрессии, различны, и потому каждый случай подобного состояния нуждается в тактичной психиатрической консультации.

Меланхолическая депрессия проявляется в болезненно угнетенном настроении, чувстве безысходной тоски, малоподвижности, застывшей скорбной позе и мимике, тихом голосе, замедленности лаконичных ответов, застывшем, устремленном в одну точку взгляде [10].

Также немаловажную роль в формировании суицидального поведения у подростков играет так называемая «суицидально опасная референтная группа». Сюда включаются: молодежь с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; сверхкритичные к себе; лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат; подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Бесспорно,  для того чтобы предотвратить попытку суицида в любом возрасте требуется проведение диагностики, которая позволила бы выявить суицидальную наклонность. Однако подростковый возраст в силу своей специфичности обладает некоторыми особенностями. Эти особенности были выделены А. Г. Амбрумовой и Л.Я. Железняковой.

В первую очередь, это недостаточно адекватная оценка своих действий. Понятие «смерть» в этом периоде обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон; у подростков отсутствуют четкие границы между истинно суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком.

Второй особенностью является несерьезность, мимолетность и незначительность мотивов, которыми суициденты подросткового возраста объясняют свои мотивы.

Третья особенность заключается в том, что суицидальные попытки в этом возрасте не имеют прямолинейной зависимости от наличия и характера симптоматики; чрезвычайно важная роль отводится влиянию окружающей среды.

И, в-четвертых, самоубийства у лиц подросткового возраста, прежде всего, связаны с некоторыми видами отклоняющегося поведения: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, конфлитными отношениями с родителями и так далее [8].

Также, имея дело с подростковым суицидом необходимо учитывать, что самоубийства в данной возрастной категории носят подражательный характер.

Для того, чтобы разработать эффективную программу профилактики суицидального поведения необходимо определить основные характерные черты суицидального поведения. Такие черты были выделены  Э. Шнейдером и заключаются в следующем:

  • Общая цель всех суицидов – поиск решения. Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации
  • Общей задачей всех суицидов является прекращение осознавания безвыходности в сложившейся критической ситуации. Отчаявшемуся человеку приходить в голову мысль о возможности прекращения существования в качестве выхода из ситуации. Идея постепенно разворачивается в активный суицидальный сценарий.
  • Общим стимулом при суициде является психическая (душевная) болезнь. Если прекращение сознания – это, то к чему стремится суицидент, то невыносимая душевная боль является тем, от чего он убегает.
  • Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. Суицид кажется логичным фрустрированному человеку, так как он не видит иного способа удовлетворения своих важных психологических потребностей и избавление от состояния фрустрации.
  • Общими суицидальными эмоциями являются беспомощность и безнадежность. При работе с человеком, находящемся в душевном смятении с явными суицидальными тенденциями, нецелесообразно использовать увещевания, разъяснительные беседы, поощрение или оказание давления.
  • Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. Человек может одновременно хотеть умереть и желать спасения через вмешательство других.
  • Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы. Сознание становится «туннельным». Варианты выбора поведения, обычно доступные сознанию человека, резко ограничиваются.
  • Общим действием при суициде является бегство (эшрессия). Человек намерен уйти из зоны бедствия. К вариантам эгрессии относится уход из дома, из семьи. Суицид является предельным, окончательным бегством.
  • Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении. Практически в каждом случае люди, намеревающиеся совершить суицид, сознательно или бессознательно подают сигналы бедствия: жалуются на беспомощность, взывают к поддержке, ищут возможности спасения.
  • Общей закономерностью суицида является его соответствие общему стилю поведения в жизни [7].

Среди наиболее типичных мотивов суицидального поведения у лиц подросткового возраста большинство исследователей выделяют такие переживания, как обида, одиночество, отчужденность, утрата родителей или уход из семьи одного из родителей, неразделенная любовь, чувство вины, оскорбленного самолюбия, ревность, страх наказания, желание отомстить, сексуальные эксцессы и подражание.

Таким образом, можно сказать, что суицидальное поведение в подростковом периоде отличается определенными возрастными особенностями. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических процессов формирующейся индивидуальности, а также особенностями психопатологических расстройств в пубертатном периоде. Динамичность, незавершенность, неустойчивость нервно-психических функций в этом периоде, является почвой для развития психопатологической реакции и формирования социально психологической дезадаптации. Это обусловлено тем, что в подростковом возрасте в период физиологического пубертатного кризиса преобладают утрированные способы эмоционального реагирования, особенно затрагивающие интимно-коммуникативную сферу, что может формировать субъективно неразрешимый конфликт и способствовать суицидальному способу реагирования.  общей причиной суицида в подростковом возрасте является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для детей и подростков это чаще всего не тотальная дезадаптация, а нарушения общения с близкими, с семьей.

В заключении главы хотелось бы отметить, что причины суицидального поведения в целом очень сложны и многообразны. Истоки их можно искать в биологических, психологических и социальных сферах человека. Также не вызывает сомнений, положение о том, что каждая возрастная группа имеет свою специфику суицидоопасных состояний и собственно суицидального поведения. Знание о возрастных особенностях представлений о смерти и своеобразии мотивов суицидального поведения необходимы при разработке и создании эффективных программ профилактики суицидального поведения. А в контексте данной научной работы изучение возрастных особенностей подростков.

 

 

  •   МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, СТРУКТУРА

 

 

  • Сущность профилактики суицидального поведения: отечественный и зарубежный опыт

 

В связи с тем, что в настоящее время сохраняет свою актуальность проблема самоубийств среди лиц подросткового возраста, одним из важных направлений деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений в области охраны здоровья, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников  является профилактика суицидального поведения.

 Профилактика суицидального  поведения – это система мероприятий, направленных на предупреждение  различных проявлений суицидального  поведения, в том числе и суицидальных  действий, а также предупреждения повторных суицидальных актов

Согласно классификации А. П. Чуприкова, Г. Я. Пилягина, В.Ф. Войцех различают несколько видов профилактики суицидального поведения. Если брать во внимание содержательный критерий, то выделяют специализированные психиатрические, психологические, общемедицинские, социальные и информационно образовательные [21].

Специализированные психиатрические или суицидологические – это медикаментозные и психотерапевтические методы воздействия, направленные на лечение психических и поведенческих расстройств, которые спровоцировали суицидальное поведение, и на профилактику формирования и рецидивирования суицидальной активности.

К психологическому виду профилактику суицидального поведения относят психокоррекционные программы, направленные на формирование антисуицидального поведения, изменение личностных установок, самооценки, уровня притязаний и так далее.

Общемедицинские включают в себя лечебные мероприятия, направленные на устраннение соматических и неврологических последствий совершенной суицидальной попытки и на профилактику инвалидности.

Социальные виды профилактики суицидального поведения применяют меры, направленные на изменение социально экономического статуса потенциальных и реализовавшихся суицидентов. Осуществление данных мероприятий невозможно без привлечения ведомств и организаций, отвечающих за социальное обеспечение, образование, трудоустройство и другие.

Информационно-образовательные – мероприятия, направленные на информирование всех групп населения о необходимости и способах укрепления психического здоровья, о преимуществах здорового образа жизни, о первых при знаках сиицидоопасных состояний и стратегиях поведения в этой ситуации. Кроме того, этот вид профилактики включает в себя образовательные программы по диагностике суицидоопасных состояний и неотложных мерах по его предотвращению для врачей, для преподавателей школ и других учебных заведений, для работников детских домов, социальных работников и т. д.

По последовательности осуществляемых мероприятий выделяют первичную, вторичную и третичную профилактики.

В случае первичной профилактики речь идет об общей популяции, и тогда профилактика суицида заключается в продвижении ценности здоровья и жизни. Такой вид профилактики адресован широкой аудитории, в том числе группам подростков и молодежи. Превентивные вмешательства включают себя многочисленные мероприятия, наиболее важными среди которых являются следующие: формирование здорового образа жизни; обращение должного внимания на развитие личности; информационные и образовательные программы, направленные на обучение продуктивным поведенческим стратегиям в кризисных ситуациях; ограничение доступа к веществам и средствам самоубийства; идентификация групп повышенного риска.  Сюда же можно отнести различные образовательные программы в школах, а также на рабочих местах, направленные на повышение осведомленности о суициде.

Информация о работе Суицидальное поведение в подростковом возрасте