Суицидальное поведение в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:10, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по мнению респондентов, наиболее суицидоопасным является вариант, когда воспитанием подростка в семье не занимается практически никто и он остается предоставленным самому себе. В таком случае у подростка не формируются навыки адекватного реагирования на стрессовые ситуации, а при тяжелых эмоциональных переживаниях отсутствует социальная поддержка.

Согласно оценке экспертов типов воспитания в семье, наибольший риск формирования суицидальной готовности несет в себе тип воспитания, характеризующийся гипоопекой и безнадзорностью, так ответили  49% опрошенных. Достоверно меньшими и практически одинаковыми баллами специалисты оценили авторитарный, включая тип «Золушки» – 20%, вариант и «Родительскую депривацию» – 22%.

Помимо типа воспитания, большое значение в формировании личности, склонной к суицидальному поведению, придается агрессивному отношению к ребенку в семье.

Согласно полученным результатам, проявления агрессии в семье  по отношению к подростку являются фактором высокого суицидального риска. Обращает на себя внимание, что проявления вербальной агрессии более значимы – 41%, чем проявления агрессии физической 32%. Кроме того, отмечается, что агрессия по отношению к другим членам семьи также несет в себе довольно высокий суицидальный риск.

Отдавая столь значимую роль ситуации в родительской семье, нельзя не коснуться особенностей межличностных отношений у подростков, склонных к суицидальному поведению. На вопрос «Чаще всего внесемейные межличностные отношения у подростков, склонных к суицидальному поведению, отличаются выраженной конфликтностью:» ответы распределились следующим образом: Конфликтнфликтные отношения со сверстниками вне сферы учебы – 36%, Конфликтные отношения с учителями – 34% и Конфликтные отношения с одноклассниками – 30%. Таким образом, можно сказать, что внесемейные межличностные отношения у подростков, склонных к суицидальному поведению, отличаются выраженной конфликтностью практически во всех коммуникативных сферах.

Среди данных личностно-психологические факторов риска суицидального поведения у несовершеннолетних наибольший удельный вес приходится на повышенную чувствительность и ранимость – 48%. Вследствие этого подросток является особенно уязвимым при возникновении субъективно  неблагоприятных внешних обстоятельств. С точки зрения специалистов, риск существенно повышается в случае, если, несовершеннолетнему присущи черты эмоциональной неустойчивости и импульсивности – 33%. Это обусловлено тем, что в сложных ситуациях доминирующее влияние эмоций приводит к реализации сиюминутных негативных побуждений.  Фактор низкой стрессоустойчивости подростков оказался третьим по значимости в этом ряду факторов – 10 %, с одной стороны, связан с их возрастной личностной незрелостью, с другой стороны, с  отсутствием формирования этого качества в родительской семье. Максимализм и незрелость суждений у подростков проявляется, прежде всего, в «черно-белой» картине мира, недостаточной сформированности механизмов планирования не только собственных отдаленных перспектив, но и ближайших последствий аутодеструктивных действий. 

Перечисленные личностно-психологические особенности следует рассматривать в качестве предиспозиции  суицидального поведения, одного из необходимых условий его формирования.  

Следующая группа связана с воздействием макросоциальных факторов, оказывающих воздействие на сознание несовершеннолетних с помощью средств массовой информации СМИ)  и Интернета.  Патогенную роль этих факторов отметили 12% опрошенных. Причем, лидирующее положение среди макросоциальных факторов суицидального риска занимает   наличие непосредственно пропагандирующих самоубийство ресурсов в Интернете и коммуникативных социальных сетях – 56%. С одной стороны, это определяется тем, что именно Интернет и социальные сети являются основным, а иногда и единственным, источником информации для подростков. С другой стороны, типичные для подростков  реакции подражания и группирования, в том числе в виртуальном пространстве, способствуют развитию у них суицидальных форм поведения при свободном доступе к  суицидоопасной информации. 

Следующим по значимости фактором является засилье жестокости и криминала на  телевидении, приводящее к внедрению в сознание подростков представлений об «обыденности» насилия и смерти, в т.ч.,  убийства и самоубийства – 29%. Этому же способствует широкое распространение компьютерных игр, направленных на формирование жестокости, девальвации жизненных и гуманистических ценностей, легкомысленного, либо романтического отношения к смерти – 15%. Навязываемые телевидением гетеро- и аутоагрессивные модели поведения становятся своего рода примером для подражания, формируя у подростков идеал преуспевающего («крутого», по их терминологии) человека.

Переходим следующей важнейшей группе факторов – психопатологических. Под этим подразумевается наличие у подростка, склонного к суициду или совершившего покушение на самоубийство, того или иного психического заболевания.

В современной суицидологии является общепризнанным то, что лица  с психическими расстройствами являются группой повышенного суицидального риска.  В частности, согласно данным литературы, суицидальный риск у больных, находящихся под диспансерным психиатрическим наблюдением, в 35 раз выше, чем среди населения в целом.

Что касается детей и подростков, то здесь ситуация еще сложнее, поскольку подавляющее большинство родителей отличается психологической и психиатрической безграмотностью, иногда граничащими с невежеством. Такие люди не могут допустить мысли о том, что их ребенок, даже если он отличается явно аномальным поведением,   нуждается в помощи, или хотя бы консультации, психиатра. В значительном числе случаев это приводит подростков к самым тяжелым и даже фатальным (завершенный суицид) последствиям.

По мнению наших экспертов, среди подростков, совершивших суицидальные попытки, страдали психическими расстройствами, требующими психиатрического лечения и наблюдения –75 %.

На вопрос: «Какие нарушения у подростков, склонных к суицидальному поведению проявляются чаще всего?» эксперты ответили, что наибольший суицидальный риск имеют такие нарушения, как девиантное поведение – 45%, группирование со сверстниками – 32% и реакции оппозиции – 23%. Девиантное поведение чаще всего проявляется ранним началом употребления алкоголя и последующим злоупотреблением спиртным, не менее ранним приобщением к курению, а также систематическими побегами из дома, носящими импульсивный характер и являющимися реакцией на условия жизни в родительской семье. У значительной доли потенциальных суицидентов выявляется склонность к реакциям группирования со сверстниками. Такие подростки сообщают о появлении чувства защищенности, которого они не могли получить в собственных семьях. Вместе с тем, наиболее часто подростки пытаются найти его в асоциальных группах. Еще одна распространенная форма поведенческих нарушений – это реакция оппозиции. Единственным, по мнению подростков, способом выразить свой протест на неудовлетворительные отношения в семье становится возможность продемонстрировать антагонистическое предъявляемым требованиям поведение.

Установлено, что, как и во взрослой популяции, ведущее место среди психических расстройств у суицидентов-подростков занимают депрессивные расстройства – около половины всех случаев. Следует отметить, что развитие  депрессивного синдрома наблюдается, как правило, начиная с препубертатного возраста, при этом формирование тоскливого аффекта на данном возрастном этапе нередко сопровождается появлением своеобразного чувства малоценности, являющегося прообразом депрессивных идей самообвинения и самоуничижения. 

Следующим аспектом экспертного опроса стала оценка непосредственных характеристик суицидального поведения подростков, совершавших ранее покушение на самоубийство. Как следует из результатов опроса, у подростков значительно чаще имеют место суицидальные попытки демонстративно-шантажного характера 75 %. Их личностный смысл состоит в оказании психологического давления на значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, и т.п.). Таким образом, у подростков чаще наблюдаются манипулятивные суицидальные попытки, основанные не на истинном желании умереть, а на желании изменить своим поступком неблагоприятную ситуацию

Как следует из экспертной оценки, наиболее распространенными суицидальными мотивациями у подростков являются  неразделенная любовь 55%, недостаток внимания и заботы – 25%, а также несправедливое отношение – 13%.

Оценка экспертами гендерных и возрастных особенностей суицидального поведения у подростков  позволила выявить, что чаще всего совершение подростком суицида не зависит от пола, так ответили 58% опрошенных, но при этом 56 % опрошенных экспертов считают, что суициды чаще всего совершаются в возрасте 15-18 лет.

По результатам массового опроса отношение молодежи к подростковому суициду является отрицательной, так ответило 73% опрошенных.

На вопрос: «Каковы мотивы суицидального поведения у подростков?» респонденты ответили: неразделенная любовь – 57%, недостаток внимания и заботы – 25%, а также несправедливое отношение – 18%. Это полностью согласуется с приведенными выше анализом ответов экспертов.

Также было установлено, что чаще всего информацию о самоубийствах подростки узнают из разговоров взрослых – 43%.

На вопрос: «Как Вы думаете, что может удержать подростка от совершения попытки самоубийства?», ответы распределились следующим образом: любовь к близким – 53%, страх боли – 15 %, страх смерти – 13%, остальные респонденты ответили, что затрудняются ответить или предложили свой вариант ответа.

В целом полученные результаты массового опроса подтверждают данные полученные в результате экспертного опроса.

Таким образом можно сделать вывод, что ведущее место в ряду факторов риска формирования суицидального поведения у подростков выступает 4 группы факторов: семейные, личностно-психологические, макросоциальные и психопатологические.

Дополнительно к этому хотелось бы добавить еще одну группу факторов, условно названную нами «группой дефицита знаний».  Здесь подразумевается отсутствие хотя бы минимально необходимых психологических знаний у подростков и большинства их родителей, недостаток психологов в школах и их недостаточная суицидологическая просвещенность,  отсутствие необходимых суицидологических знаний у педагогов. Все это препятствует эффективной профилактике суицидального поведения у подростков и раннему выявлению лиц с риском его развития.

 

 

  • .  Направления совершенствования профилактики суицидально поведения подростков на муниципальном уровне

 

Профилактика (превенция) суицидов представляет собой систему мер, направленных на предупреждение различных проявлений суицидального поведения, в том числе, первичных и повторных суицидальных действий. В соответствии с современной терминологией ВОЗ, нами выделяется четыре уровня суицидологической  профилактики: универсальный, селективный, антикризисный, индикативный.

Универсальная (первичная) профилактика суицидального поведения в оптимальном варианте должна начинаться   еще на этапе планирования семьи (т.е. до рождения ребенка), либо в начальном периоде беременности. Будущим родителям необходимо знать, имели ли место случаи суицидов или покушений на самоубийство, а также тех или иных психических заболеваний (в первую очередь – депрессии)  у их родственников.  В случае наличия таких фактов следует проконсультироваться с  детским психиатром. Знание этого факта позволит родителям получить все  необходимые рекомендации в отношении особенностей воспитания ребенка, факторов риска возникновения суицидального поведения, идентификации суицидоопасных состояний, мерах, которые  необходимо  принимать в таком случае. Тем самым резко снижается наследственный риск совершения самоубийства в будущем.

На следующем этапе универсальная профилактика суицидального поведения  должна продолжаться в родительской семье, начиная с младшего (дошкольного) возраста ребенка  в период его первичной социализации. Основная роль принадлежит здесь семейному воспитанию, направленному на гармоничное развитие личности. Его основу составляет фактор постоянного, искреннего и уважительного общения с ребенком, начиная с его младенческого возраста.

Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование у него адекватного восприятия собственного Я и окружающего мира, умения адекватно реагировать на обиды и огорчения, находить конструктивный выход из сложных ситуаций, быть открытым и не замыкаться в себе, радоваться любому успеху, быть самодостаточным и  уверенным в своих возможностях, испытывать  привязанность (но не зависимость) к родителям, а также на выработку установок на здоровый образ жизни. Это позволяет с высокой степенью эффективности предотвратить развитие суицидального процесса даже при наличии биологической предрасположенности к нему.

Учитывая возможность соприкосновения ребенка с недопустимыми ресурсами, в том числе, пропагандирующими суицид, необходимо уже с раннего возраста приучать его к «культуре использования Интернета», как в количественном, так и в качественном отношении, а также осуществлять родительский контроль и блокировать определенные сайты.

Вышесказанное определяет особую важность информационно- просветительной работы с семьями как основы универсальной профилактики суицидального поведения у детей и подростков.

Особого внимания заслуживает профилактика суицидального поведения у детей, воспитывающихся в неполных семьях.  При разводе родителей важным моментом является стабилизация семейных взаимоотношений как средство смягчения его вредных последствий. Смерть одного из родителей  является обоснованным показанием для профилактического вмешательства психолога или психиатра, которое может  послужить предупреждением возникновения суицидального поведения и психических расстройств у детей и подростков.

Важной задачей универсальной профилактики является также своевременное выявление социально неблагополучных родительских семей, в отношении которых необходимо обеспечить постоянный контроль общества, обращая особое внимание на условия воспитания в них детей и подростков. С этой целью необходимо  улучшать преемственность и обмен соответствующей информацией между родителями, учителями, педиатрами и психиатрами.

Основой профилактики суицидального поведения детей и подростков школьного возраста является проведение в учебных учреждениях специальных обучающих программ.  Эти программы должны быть дифференцированными и адресованными соответственно учителям, школьным врачам и психологам, ученикам и их родителям. В частности, обучающие программы для учащихся должны включать в себя не только необходимую информацию, но и специальные тренинги, направленные на выработку   качеств, предотвращающих суицидальное поведение: осознания жизни как высшей ценности, правильных представлений о чести, мужестве и трусости, чувстве долга перед семьей и обществом, суициде как проявлении личной слабости.  Особое значение имеет обучение детей и подростков методам конструктивного поведения в кризисных ситуациях.

Информация о работе Суицидальное поведение в подростковом возрасте