Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:10, реферат
Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.
К медицинским мерам универсальной профилактики суицидального поведения относятся своевременное выявление и лечение подростков с психической патологией, особенно с депрессивными расстройствами и различными видами психической зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания, интернетомания, игромания). В этом плане важнейшее значение имеет обучение детских и подростковых врачей общемедицинской сети диагностике депрессивных и иных суицидоопасных состояний. Это обусловлено тем, что родители детей с такими расстройствами обращаются, как правило, не к психиатрам, а к врачам общей практики.
Селективная профилактика суицидального поведения направлена на детей и подростков с повышенным риском его развития. Показаниями для ее применения являются: суицидальная отягощенность наследственности, наличие нарушений развития в дошкольном возрасте, психические расстройства, наличие случаев самоповреждающего поведения, разнообразные характерологические девиации.
Медицинский аспект селективной профилактики заключается, в первую очередь, в квалифицированной оценке врачом суицидального риска у подростка. Она включает в себя: суицидологическое собеседование, наблюдение за поведением, получение объективных сведений от родителей, других родственников, учителей; выявление суицидоопасных ситуационных факторов; оценку восприятия причин желания жить, определение наличия и качества психологической поддержки со стороны семьи и сверстников.
Подросткам с высокой степенью риска суицидального поведения целесообразно проведение профилактической психокоррекции.
Антикризисная профилактика суицидального поведения у детей и подростков осуществляется только в условиях стационара и включает в себя купирование угрожающих жизни соматических последствий суицида с последующим проведением антисуицидальной терапии.
В первую очередь, необходимо обеспечить предотвращение смертельного исхода суицидальной попытки посредством общемедицинских мероприятий, оказываемых Скорой медицинской помощью, реанимационными, травматологическими, токсикологическими отделениями общемедицинских больниц. В связи с этим, представляется обоснованным существующее в суицидологии мнение о необходимости обучения приемам первой медицинской помощи родителей детей с повышенным риском суицида.
По миновании угрозы для жизни подростка, необходимо приступать к проведению кризисной психотерапии, представляющей собой неотложную психотерапевтическую помощь пациентам, находящимся в кризисном состоянии и нуждающимся в купировании суицидальной симптоматики. В целом психотерапевтические воздействия сводятся к побуждению суицидента к поиску адаптивного разрешения кризиса, выработке у него позитивных планов на будущее, а также к обеспечению поддержки и мобилизации энергии со стороны окружающих.
К индикативной профилактике
относятся реабилитационные меры, направленные на
предотвращение повторных покушений на
самоубийство и оказание медико-социально-
В отношении всех суицидентов на первый план на этапе индикативной профилактики выступают меры по укреплению антисуицидального барьера личности. Это предполагает формирование стрессоустойчивости, обучение навыкам копинг-стратегий (стратегий совладания со стрессом, реконструкцию суицидоопасных личностных особенностей и др.). Следующим важнейшим компонентом индикативной профилактики является психокоррекционная работа с ближайшим микросоциальным окружением подростка по налаживанию внутрисемейных отношений. Психологам и врачам, осуществляющим амбулаторное наблюдение за подростком, необходимо активно вникать в его социальные и семейные отношения, проводить тренинг социального общения.
Особое место должна занимать работа с членами семьи подростка. В первую очередь, следует уделить внимание формированию адекватного отношения родителей к случившемуся. Как правило, здесь требуется проведение психологической коррекции. Она показана, как в случаях развивающегося у родителей чувства вины и постоянных опасений по поводу возможного рецидива суицидального поведения у ребенка, так и в случаях недооценки опасности произошедшего, либо даже негативного отношения к подростку, «опозорившему семью». Для достижения этих целей весьма эффективной формой воздействия является семейная психотерапия. Принципиально важно, чтобы родители подростка-суицидента имели четкие представления о том, какие действия они должны предпринимать в случае подозрения на рецидив суицидального поведения.
Организационные формы профилактики суицидального поведения у детей и подростков зависят от конкретных культурно-исторических и социально-экономических условий страны. В ряде стран (Германия, Швеция, Швейцария) получили распространение специализированные суицидологические Центры для подростков, включающие в себя телефонное звено (по типу «Телефона доверия») и кризисный стационар. В большинстве же стран данный вид помощи детям и подросткам оказывается в суицидологических центрах, рассчитанных на общую популяцию.
С целью улучшения суицидальной ситуации, повышения эффективности профилактики суицидального поведения и организации суицидологической помощи детям и подросткам в г. Белгород, на наш взгляд, рекомендуется повысить уровень и придать системный комплексный характер проведению универсальной (первичной) профилактики суицидального поведения у детей и подростков. В реализации этой задачи должны принимать участие все заинтересованные стороны: городские и муниципальные органы управления, образования, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уполномоченные по правам ребенка, средства массовой информации, детские фонды, религиозные и другие общественные организации.
Также возможно определить в качестве основных направлений универсальной профилактики такие мероприятия как:
Для минимизации суицида в подростковой среде рекомендуем создать в г. Белгород отвечающую современным требованиям организационную систему оказания суицидологической помощи и предупреждения суицидального поведения у детей и подростков.
Одним из ключевых звеньев в данной системе должно стать телефонное звено, которое может быть представлено уже существующими Телефонами доверия, оказывающими анонимную психологическую помощь. Вместе с тем, в рамках единой централизованной детско-подростковой суицидологической службы Телефоны доверия должны организовать свою работу как часть общей системы. Помимо анонимного психотерапевтического собеседования, сотрудники Телефонов доверия могут рекомендовать обращающимся подросткам обратиться в соответствующие учреждения медико-психологической помощи при кризисных ситуациях.
Еще одной мерой профилактики суицидального поведения подростков должна стать организация в г. Белгород системы сбора и регистрации информации о незавершенных суицидах у детей и подростков. Следует обратить внимание компетентных органов г. Белгород на недостатки в системе регистрации и дальнейшей передаче информации о завершенных суицидах у детей и подростков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что суицид в подростковой среде является неотъемлемой частью нашей действительности. Это явление, которое имеет место быть в нашем мире, нашей стране и в нашей области, безусловно, требует особого внимания специалистов. Решение данной проблемы является длительным и многоступенчатым процессом, требующем межведомственного взаимодействия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из наиболее трагичных видов девиантного поведения является суицид. Обычно суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации.
Один из пиков суицидальной активности – пик молодости. Именно молодые люди составляют одну треть самоубийц. Острота проблемы подростковых суицидов в обществе вызывает необходимость изучения такого явление как суицид, и связанных с ним суицидоопасных состояний личности, а также возрастных особенностей подростковых суицидов.
Самоубийство – это сложный, многоаспектный (философский, социальный, психологический, нравственный, юридический, религиозный, культурный, медицинский и пр.) междисциплинарный феномен. Сложность, многогранность феномена самоубийства, а также нередкое смешение индивидуального и социального уровней суицидальных проявлений обусловливают разнообразие подходов к их объяснению.
Суицидальное поведение в подростковом периоде отличается определенными возрастными особенностями. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических процессов формирующейся индивидуальности, а также особенностями психопатологических расстройств в пубертатном периоде.
Для того чтобы снизить риск возникновения суицидального поведения в подростковом возрасте, необходимо организовывать профилактические мероприятия.
Профилактика суицидального поведения – это профилактика состояний дезадаптации. Под профилактикой суицидального поведения подростков в социальной работе понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска, а также сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка и содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. Таким образом, технологии социальной работы с подростками суицидального поведения направлены на то, чтобы поставить суицидальное поведение несовершеннолетних под социальный контроль.
В связи с необходимостью совершенствования профилактики суицидального поведения у лиц подросткового возраста, в рамках данной курсовой работы было проведено социологическое исследование, направленное на выявление факторов суицидального риска несовершеннолетних в городе Белгород. По итогам исследования было установлено, что ведущее место в ряду факторов риска формирования суицидального поведения у подростков выступает четыре группы факторов – семейные, личностно-психологические, макросоциальные и психопатологические.
На основании этих данных, и данных полученных в результате изучения данной проблемной области нами были разработаны рекомендации по совершенствованию профилактики суицидально поведения у подростков на муниципальном уровне. В соответствии с современной терминологией ВОЗ, нами выделены четыре уровня суицидологической профилактики: универсальный, селективный, антикризисный, индикативный. Однако, хотелось бы отметить, что профилактическая деятельность государственных органов социальной защиты населения, других служб и общественных объединений требует их межведомственного взаимодействия, и в то же время она должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней притязаний.
Информация о работе Суицидальное поведение в подростковом возрасте