Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:10, реферат
Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.
Вторичная профилактика нацелена на тех людей, кто уже предпринимал попытки совершить суицид, так как наличие попыток является весомым признаком, позволяющим предсказывать последующие попытки. Основная цель, которая преследуется здесь, – помочь клиенту найти выход из кризисной ситуации, преодолеть дистресс, в котором он находится. Такого рода интервенции как раз и должны осуществляться в кризисных центрах, посредством телефона доверия. Здесь же речь может идти о тренинговых программах, адресованных тем, кто имеет опыт попыток суицида. Так же здесь применима кризисная психотерапия.
Кризисная психотерапия – это набор психотерапевтических приемов и методов, направленных на помощь людям, находящимся в состоянии в состоянии социально-психологической дезадаптации, обусловленной реакцией на тяжелый стресс, и предназначенных для предотвращения саморазрушительных форм поведения, и в первую очередь суицидальных попыток. Она характеризуется неотложным характером психотерапевтической помощи, целенаправленностью на выявление и коррекцию неадаптивных психологических установок, приводящих к формированию суицидоопасного поведения, а также поиском и тренингом не опробованных ранее человеком способов разрешения актуального межличностного конфликта, повышающих уровень социально-психологической адаптации, обесмпечивающих личностный рост и устойчивость индивида к будущим кризисам [15].
Третичная профилактика большей степени адресована близкому окружению суицидента, ее цель – помочь близкому окружению суицидента пережить это событие, использовать адекватные способы совладания с трагической ситуацией. Здесь же можно фокусировать внимание на средствах, с помощь которых был совершен суицид, на роде деятельности жертвы, на ее психологическом портрете и пр. Также третичная профилактика суицидального поведения осуществляется с уже совершившими суицид. Она представлена комплексом реабилитационных программ, направленных на предотвращение инвалидизирующих последствий суицидальных попыток, и комплексом мер, способствующих налаживанию внутрисемейных отношений.
В отечественной практике профилактика суицидального поведения всегда находилась в сфере пристального внимания органов власти. В настоящий момент данное направление профилактической работы в соответствии с «Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённой Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 [40], является одной из наиболее значимых задач демографической политики государства.
Кроме того, для предупреждения и недопущения суицидального поведения несовершеннолетних организуется комплексная профилактическая работа на межведомственной основе, направленная на повышение компетентности педагогов, психологов, на активизацию работы с родителями, снижение общего уровня агрессии в детской среде, своевременное выявление кризисных явлений и групп риска в детских коллективах.
В данное время Минздравсоцразвития России разработан проект государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», где в рамках подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни» на 2013–2020 гг. [41]. предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на снижение самоубийств, депрессивных состояний, потребления алкоголя, наркотиков, токсичных веществ среди несовершеннолетних. Также завершено формирование трёхуровневой системы профилактики кризисных состояний и медицинской помощи лицам с суицидальным поведением, а именно – круглосуточные «телефоны доверия», кабинеты социально-психологической помощи, отделения кризисных состояний, формирование специальной службы психологической помощи в школах и вузах, а также обучение родителей распознаванию кризисных состояний у детей и защита детей от информации, наносящей вред.
Отдельное внимание уделяется системе образования, т.к. подростки не защищены от воздействия информации в отношении суицида, которая в избытке имеется в Интернете и на телевидении. Поэтому совместными усилиями Минздрава, МЧС России, Минобрнауки, Минкомсвязи проводится работа согласно утверждённой концепции создания интернет-службы психологической помощи населению и комплексному плану мероприятий по её реализации.
В настоящий момент комплекс профилактических мер в отношении суицидального поведения подростков находится на начальной стадии своей реализации. Поэтому оценить эффективность проводимых мероприятий возможно будит только спустя время.
Серьёзность сложившейся ситуации, относительно проблемы суицидального поведения, и необходимость реагировать соответствующим образом способствовали тому, что появилось значительное число различных профилактических программ, но при этом вопрос об их эффективности до сих пор остается открытым. И тем не менее рассмотрение имеющегося опыта крайне важно для формулирования ряда рекомендаций при создании превентивных и профилактических программ.
На международном уровне под эгидой ВОЗ действует одна из них. В рамках этой глобальной программы можно говорить о существовании как мер, предполагающих психологическую основу, так и мер, которые такой основы не предполагают. В качестве примера последних можно привести рекомендации, согласно которым предлагается контролировать различные средства, которые могут быть доступным людям, планирующим суицид, – будь то лекарственные средства5, бытовые предметы, доступ на крыши зданий и пр. [14].
Одно из основных предназначений программы по предотвращению суицида в рамках ВОЗ – повлиять на научное сообщество и на население всего мира с целью продвижения идеи о том, что суицид можно предотвратить. По сути, сопряженной задачей здесь является оказание влияния на политическом уровне.
В качестве другой глобальной задачи программы ВОЗ в области суицида можно назвать воздействие на общественное мнение. Эта мера позволила бы повысить уровень осознания опасности суицида и необходимости предпринять соответствующие действия.
Наконец, к еще одной задаче, на разрешение которой направлены усилия программы ВОЗ и партнеров (ряда ассоциаций, в частности – Международной ассоциации по предотвращению самоубийств), можно отнести разработку и реализацию ряда мер по отношению к людям, которые уже предпринимали попытки суицида. Здесь речь идет как о создании кризисных центров, так и о лечении депрессии, а также алкоголизма и наркомании. Кроме того, речь идет о разработке и реализации мер, направленных на социальную поддержку людей с суицидальными мыслями и попытками.
В США действуют так называемые скрининговые программы для выявления и лечения депрессии. В фокус внимания таких программ попадают подростки.
В рамках действий Европейского альянса против депрессии существуют аналогичные программы, реализующиеся в различных регионах семнадцати европейских стран.
Европейский альянс разрабатывает и предпринимает меры на четырех уровнях:
Первый уровень: работа с терапевтами и педиатрами. Цель – обучение этой профессиональной группы тому, как опознать депрессию и выявить суицидальные тенденции в ситуации взаимодействия с пациентами.
Второй уровень: разработка и реализация кампаний по информированию различных групп населения. Информационная кампания предполагает разработку видеоматериалов, рекламных постеров и Интернет-сайтов, ориентированных на соответствующие целевые аудитории. Главная задача здесь – повысить информированность людей о лечении депрессии, снизить стигматизацию людей, страдающих депрессией.
Третий уровень: работа с представителями групп риска. Она предполагает раздачу подросткам, а также людям, предпринявшим попытку суицида, так называемых «карт скорой помощи», гарантирующих незамедлительное получение профессиональной помощи в кризисных центрах.
Четвертый уровень: обучающие программы для представителей ряда профессиональных групп (в частности – различного рода социальных работников и консультантов, полиции, религиозных деятелей и пр.). Их предназначение – просвещать эти группы в отношении того, что такое депрессия. В рамках этого же направления разрабатываются специальные меры, ориентированные на родителей и учителей. Их цель – обеспечить этих социальных агентов, оказывающихся рядом с детьми и подростками, информацией о причинении себе вреда и о суицидальном поведении. Наконец, в рамках данного направления разрабатываются рекомендации для представителей средств массовой коммуникации относительно того, как освещать случаи суицида, что позволило бы предотвратить так называемый «имитирующий суицид» [14].
ВОЗ также выступает за более взвешенное освещение случаев суицида в средствах массовой коммуникации. Основная цель таких программ – повышение самооценки подростков, развитие у них навыков по совладанию с кризисными ситуациями, обучение подростков стратегиям по принятию решений, улучшению коммуникативных навыков.
В 2005 г. в рамках европейской конференции под эгидой ВОЗ по проблемам психического здоровья было решено предпринимать действия в двух направлениях: организация групп помощи, создание телефонов доверия и сайтов – как мера, способствующая снижению суицида; выявление специфических групп риска [14].
Наряду с глобальными задачами, сформулированными ВОЗ и разрешаемыми под эгидой этой международной организации, существуют национальные, региональные и городские программы, которые также направлены на разработку мер для профилактики суицида.
Итак, профилактика суицидов и суицидального поведения не ограничивается вышеперечисленными моделями. Они являются лишь малой частью большой программы превенции самоубийств, для реализации которой необходимо активное участие и взаимодействие государственных и общественных организаций, социальных служб, волонтеров, средств массовой информации и деятелей культуры, а также создание групп само- и взаимопомощи.
2.2. Социальная профилактика
суицидального поведения
На современном этапе развития страны в качестве важных социальных задач стоящих перед обществом и государством являются улучшение благосостояния людей, формирование здорового образа жизни людей и воспитания гармонично развитой личности. Осуществление этих задач требует постоянно возрастающей заботы об охране физического и психического здоровья населения, решения проблем нравственного воспитания подрастающего поколения, борьбы с различными социальными отклонениями, включая суицидальное поведение.
Значительная роль в решении этих задач отводится социальной профилактике. Обращаясь к Российскому Энциклопедическому словарю «Социальная работа», можно сказать, что «… Профилактика социальная. Совокупность государственных общественных, социально-медицинских и организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера: Социально политического, криминального или морально нравственного типа (преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция) и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении» [12, 298].
В соответствии со спецификой девиантного поведения, коим и является суицидальное поведение подростков, можно выделить следующие принципы социально-профилактической работы:
Во-первых, это комплексность проводимых мероприятий, то есть организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи, личности и т. д.
Во-вторых, адресность, производится учет как возрастных, половых, так социальных характеристик.
В-третьих, это массовость, групповая работа является приоритетной, и позитивность информации.
Также принципами социально-профилактической работы являются принцип минимизации негативных последствий, принцип личной заинтересованности и ответственности участников и принцип устремленности в будущее, то есть необходимость в оценке последствий поведения, актуализации позитивных ценностей и целей и планирование будущего без девиантного поведения [14].
Основой социальной работы с подростками в реабилитационном пространстве по профилактике суицидального поведения является оказание помощи подростку: в социализации, в развитии умений контролировать свои негативные чувства и эмоции, в обучении анализировать любую социальную ситуацию, делать правильный осознанный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение, а также формирование у подростков устойчивой негативной реакции к суицидальному поведению.
Специфика организации социальной работы с лицами подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.
Под профилактикой в социальной работе понимается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельных индивидуумов и групп риска, а также сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей и содействии им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
В концептуальном плане в мероприятиях по профилактике суицидов у подростков выделяются следующие подходы:
Во-первых, информационный – основывается на том, что одним из главных направлений работы должно стать информирование подростков о способах решения проблем, выхода из депрессий и затруднительных состояний;
Во-вторых, социально-профилактический, который в качестве основных целей рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих суицидальные масли и намерения;
Информация о работе Суицидальное поведение в подростковом возрасте