Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 01:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Условность классификации: Естественно, это классификация достаточно условна. Так сомато-вегетативные расстройства могут наблюдаться и в пубертатном возрасте, когда сомато-вегетативная система претерпевает массивные изменения (перестройка эндокринной системы, физический рост, половое созревание).
Возрастные симптомы, отражая патологически измененную фазу развития, всегда обладают и определенной клинической спецификой, характерной для заболевания, их вызвавшего:
4. Асинхрония и гетерохрония развития. Основные симптомы асинхронии (ретардация, акселерация, регресс, изоляция).
31. Характеристика параметров асинхронии развития (Т.Матросова).
Закон гетерохронии – разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одной по отношению к другим.
Каждая из психических функций имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития. Наблюдаются сензитивные периоды ее более быстрого, иногда скачкообразного, развития и периоды относительной замедленности формирования.
Явление асинхронии – нарушение закона гетерохронии развития, возникновение диспропорции в развитии.
Основные проявления асинхронии:
1. РЕТАРДАЦИЯ: незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.
2. АКСЕЛЕРАЦИЯ: преждевременное развитие какой-либо функции.
3. ИЗОЛЯЦИЯ: нарушение межфункциональных связей. Временная независимость той или иной функции превращается в изоляцию. Эта изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других психических функций стереотипизируется, зацикливается в своем развитии.
4. РЕГРЕССИЯ: Возврат функции на более ранний возрастной уровень развития. Вероятность регресса наиболее велика в том случае, если более ранние формы психического реагирования не инволюционируют (не исчезают) своевременно, а продолжают сосуществовать с возникшими более сложными формами организации психических процессов.
Регрессия рассматривается и как нормальный принцип развития. Патологическими являются только лишь тот вид регрессии, который является постоянным и необратимым (см. вопрос№14).
Варианты регрессивных явлений в детском возрасте (А.Фрейд, К.Левин) (Т. Матросова).
Регрессы в норме и патологии. Связь между регрессией и развитием.
К. Левин объясняет эту связь, считая регрессию негативным развитием. А. Фрейд, напротив, понимает регрессию как нормальный процесс, который происходит вследствие недостаточной гибкости структуры личностного аппарата. По ее мнению, в отличие от физического развития, для которого прогрессивное продвижение вперед является единственной рассматриваемой силой, исследуя психическое развитие необходимо не упускать из виду и явления, направленные в противоположную сторону, а именно прогрессивные и регрессивные изменения. Только изучение обоих процессов, прогресса и регресса в психическом развитии, их взаимовлияния и ведет к правильному пониманию феноменов развития.
Таким образом, А. Фрейд рассматривает регрессию как принцип нормального развития. Однако благотворный аспект регрессии относится только к тем примерам, где процесс временный и обратимый. Однако нередко случается, что регрессии однажды приобретенными становятся постоянными. Даже когда травматическая ситуация больше не имеет места регрессивный паттерн поведения может сохраняться.
Понятие регрессии в работах З. Фрейда.
Понятие регрессии было выдвинуто З. Фрейдом и широко использовалось в психоаналитической литературе. Регрессия понимается им как возврат человека на одну из предшествующих стадий психосексуального развития, на которой, предположительно, произошла фиксация. З. Фрейд разделяет «регрессию либидо» и «регрессию Эго». В более поздней психоаналитической литературе термин «регрессия» используется более широко.
З. Фрейд понимает регрессию, как отступление назад на линии развития, используя метафору путника в новых краях, который отступает к предыдущих стоянкам, когда встречает препятствия. В психоаналитической литературе развитие рассматривалось как равномерно прогрессирующее либидо, а регрессия – как поворот этого потока либидо назад после встречи препятствия.
Временные регрессии затрагивают выбор объектов и отношение к ним с последующим возвращением к их ранней значимости и наиболее инфантильному выражению зависимости. Травмирующие переживания от фрустрации до излишнего удовлетворения потребностей могут спровоцировать образование фиксационные точек. Фиксации и регрессии всегда рассматривались как взаимозависимые. Эти фиксационные точки способны задерживать дальнейшее развитие и вредить формированию инстинктов и объектных отношений. Сущность фиксации, а ,следовательно, и регрессии, состоит в удержании на однажды пережитом удовлетворении и на его заполнении некоторым количеством энергии.
В своем дополнении к «Толкованию сновидений» (1914) З. Фрейд провел различие между тремя типами регрессии:
1)топической регрессией, при которой психическое возбуждение течет от моторной части психического аппарата обратно к своей сенсорной части и достигает системы восприятия - процесс на котором основано галлюцинаторное исполнение желаний (в отличие от рационального мышления);
2)временной регрессией как возвращением к исходным, более ранним психическим структурам;
3)формальной регрессией, при которой примитивные методы выражения и представления занимают место более зрелых форм выражения.
З. Фрейд выделяет два основных условия для возникновения регрессии:
Понятие регрессии в работах А. Фрейд.
По мнению А. Фрейд, регрессия может случаться во всех трех частях личностной структуры: в Ид, Эго и Супер-Эго.
А. Фрейд выделяет три вида регрессии Эго в нормальном развитии:
1) Ухудшение вторичного процесса функционирования в сознательной жизни детей. Регрессивные тенденции существуют во всех важных сферах достижения ребенка: в функциях Эго, таких, как контроль подвижности, тестирование реальности, синтетическая функция, речь; в приобретении контроля над мочевым пузырем и кишечником во вторичных мыслительных процессах и т.д. Во всех этих отношениях способность ребенка функционировать на сравнительно высоком уровне не гарантирует, что это достижение будет стабильным и продолжительным. Напротив, случайные возвраты к более инфантильному поведению должны рассматриваться как нормальный знак. Так, бессмысленный разговор или даже лепет имеют законное место в детской жизни наряду с рациональной речью и чередуются с ней.
2) Регрессия Эго под давлением. Главным условием для появления регрессии этого вида является определенная стрессовая ситуация.
3) Регрессии Эго как результат защитной деятельности. По мере того, как Эго ребенка развивается и совершенствует свои функции, увеличивающееся осознание внешнего и внутреннего мира приводит к тому, что он сталкивается с большим количеством неприятных и болезненных открытий. Доминирование принципа реальности не позволяет выдавать желаемое за действительное. Развитие синтетической функции Эго подготавливает почву для конфликта между внутренними агентами. Конфликт порождает тревогу, с которой человек справляется с помощью защитных механизмов. Таким образом, в то время как силы созревания и адаптации стремятся к расширению возможности управления реальностью, эффективности функционирования Эго, защита от неприятного действует в противоположном направлении и ухудшает функции Эго. В этой сфере также движение вперед и назад. Прогресс и регресс чередуются и взаимодействуют друг с другом.
Понятие регрессии в работах К. Левина. Теория динамического поля.
К. Левин дискутирует с З. Фрейдом. Он считает, что регрессия это никогда не буквальное «отступление назад», так как время невозможно повернуть вспять. Регрессия это, безусловно, снижение уровня функционирования личности, но уже в некотором новом качестве.
По мнению К. Левина, З. Фрейд приближается к полевой теории регрессии, когда утверждает, что регрессия обусловлена неспособностью либидо получить достаточное удовлетворение на более зрелом уровне. Это предположение могло быть названо замещающей теорией регрессии.
Если рассматривать какую-либо цель, которой желает достигнуть человек, в качестве некоторого поля, то при условии существовании некой преграды, человек, не желая преодолевать препятствия, обращается у другому региону поля заданной цели, который соответствует менее зрелому уровню.. Таким образом, К. Левин, рассматривает жизненное пространство не как статическую область, в которой можно передвигать взад вперед, а как динамическое единство, поле, которое имеет ряд важных параметров.
Динамика этого поля определяется каждым актуальным моментом, происходящим в настоящем. Смысл поля был бы разрушен, если бы жизненные пространства человека на всех стадиях онтогенеза рассматривались вместе как одно динамическое пространство.
Из этого следует следующее тре
Именно в этой системе координат К. Левин и предлагает рассматривать и изучать феномен регрессии. Тем самым, проблема регрессии, подобно проблеме развития, включает исторический аспект, который относится к последовательности стилей поведения в жизненной истории, и систематический аспект, который относится к условиям изменения, происходящего в данное время. Что касается последнего аспекта, систематического, то его нужно исследовать в контексте динамических качеств поля (жизненного пространства), существующего в это время.
Регрессия и Ретрогрессия: Как было изложено выше, согласно психоанализу считается, что тип регрессии определяется видом и степенью фиксации на одной и предыдущих стадий развития. С точки зрения теории поля, необходимо определить, как на нынешнее жизненное пространство влияет фиксация, которая произошла много лет назад.
Мак-Дугалл считает, что необходимо разграничивать два вида изменений:
Однако важно отметить, что ретрогрессия относится всего лишь к различиям и сходству во временной последовательности, не подразумевая утверждений, касающихся «примитивности», «приспособляемости» и т.д.
Виды регрессии.
Регрессия поведения и регрессия личности.
В особый класс К.Левин выделяет псевдорегрессивные состояния, когда человек как бы имитирует поведение менее зрелого индивида. Так же важно учитывать тот факт, что нельзя только по поведению судить о зрелости личности, иными словами регрессия поведения не тождественна регрессии личности.
Временная и постоянная регрессия.
Ситуационная и устойчивая регрессия.