Шпаргалка по "Спецпсихологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 01:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

спецпсихология.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Условность классификации: Естественно, это классификация достаточно условна. Так сомато-вегетативные расстройства могут наблюдаться и в пубертатном возрасте, когда сомато-вегетативная система претерпевает массивные изменения (перестройка эндокринной системы, физический рост, половое созревание).

Возрастные симптомы, отражая патологически  измененную фазу развития, всегда обладают и определенной клинической спецификой, характерной для заболевания, их вызвавшего:

  • Страхи, как возрастной симптом в виду того, что они присуще здоровому ребенку дошкольного возраста, занимают ведущее место в становлении бредовых расстройств
  • Фантазии, являясь неотъемлемой частью психической жизни нормального ребенка дошкольного возраста,  приобретают характер аутистических явлений при шизофрении

 

 

4. Асинхрония   и   гетерохрония   развития.   Основные   симптомы   асинхронии (ретардация, акселерация, регресс, изоляция).

31. Характеристика параметров асинхронии развития (Т.Матросова).

Закон гетерохронии – разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одной по отношению к другим.

Каждая из психических функций  имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития.  Наблюдаются сензитивные периоды ее более быстрого, иногда скачкообразного,  развития и периоды относительной замедленности формирования.

    • Пример: Опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса.  Взаимодействие речи и восприятие становится ведущей координацией психического развития. Ведущую роль играет восприятие. Речь на службе у восприятие, необходимо замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно. Ведущая роль восприятия наиболее наглядно показана в феноменах Пиаже.
  • Основное проявление гетерохронии заключается в том, что на каждом возрастном этапе наряду с постоянными иерархическими координациями появляются факультативные, отражающие переходный характер ряда психических образований. Чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных  координаций возникает на пути ее формирования. 

 

Явление асинхронии – нарушение закона гетерохронии развития, возникновение диспропорции в развитии.

Основные проявления асинхронии:

 

1. РЕТАРДАЦИЯ: незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.

  • Пример: олигофрения – речевое недоразвитие при патологически длительном периоде автономной речи. Развитие речи у этих детей – накопление словаря автономных слов. Таким образом, патологически фиксируется один из низших речевых этапов, в норме занимающий очень короткий период.

 

2. АКСЕЛЕРАЦИЯ: преждевременное развитие какой-либо функции.

  • Пример: чрезвычайно раннее развитие речи при детском аутизме

 

3. ИЗОЛЯЦИЯ: нарушение межфункциональных связей. Временная независимость той или иной функции превращается в изоляцию. Эта изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других психических функций стереотипизируется, зацикливается в своем развитии.

  • Пример: *) Моторика ребенка-аутиста может представлять собой ритмическое покачивание – нарушения, таким образом, вызваны не дефектом двигательного аппарата, а недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер. *) При олигофрении с явлениями гидроцефалии  нередко хорошая память и речь, однако их использование ограничено из-за нарушения мышления.

 

4. РЕГРЕССИЯ: Возврат функции на более ранний возрастной уровень развития.  Вероятность регресса наиболее велика в том случае, если более ранние формы психического реагирования не инволюционируют (не исчезают) своевременно, а продолжают сосуществовать с возникшими более сложными формами организации психических процессов.

Регрессия рассматривается  и как нормальный принцип развития. Патологическими являются только лишь тот вид регрессии, который является постоянным и необратимым (см. вопрос№14).

 

Варианты регрессивных явлений в детском возрасте (А.Фрейд, К.Левин) (Т. Матросова).

Регрессы  в норме и патологии. Связь  между регрессией и развитием.

К. Левин объясняет эту связь, считая регрессию негативным развитием. А. Фрейд, напротив, понимает регрессию как нормальный процесс, который происходит вследствие недостаточной гибкости структуры личностного аппарата.  По ее мнению, в отличие от физического развития, для которого прогрессивное продвижение вперед является единственной рассматриваемой силой, исследуя психическое развитие необходимо не упускать из виду и явления, направленные в противоположную сторону, а именно прогрессивные и регрессивные изменения. Только изучение обоих процессов, прогресса и регресса в психическом развитии, их взаимовлияния и ведет к правильному пониманию феноменов развития.

Таким образом, А. Фрейд рассматривает регрессию как принцип нормального развития.  Однако благотворный аспект регрессии относится только к тем примерам,  где процесс временный и обратимый. Однако нередко случается, что регрессии однажды приобретенными становятся постоянными. Даже когда травматическая ситуация больше не имеет места регрессивный паттерн поведения может сохраняться.

Понятие регрессии  в работах З. Фрейда.

Понятие регрессии было выдвинуто З. Фрейдом и широко использовалось в психоаналитической литературе.  Регрессия понимается им как возврат человека на одну из предшествующих стадий психосексуального развития, на которой, предположительно, произошла фиксация. З. Фрейд разделяет «регрессию либидо» и «регрессию Эго». В более поздней психоаналитической литературе термин «регрессия» используется более широко.

З. Фрейд понимает регрессию, как отступление назад на линии развития, используя метафору путника в новых краях, который отступает  к предыдущих стоянкам, когда встречает препятствия.  В психоаналитической литературе развитие рассматривалось как равномерно прогрессирующее либидо, а регрессия – как поворот этого потока либидо назад после встречи препятствия.               

Временные регрессии затрагивают выбор объектов и отношение к ним с последующим возвращением к их ранней значимости и наиболее инфантильному выражению зависимости. Травмирующие переживания от фрустрации до излишнего удовлетворения потребностей могут спровоцировать образование фиксационные точек. Фиксации и регрессии всегда рассматривались как взаимозависимые. Эти фиксационные точки способны задерживать дальнейшее развитие и вредить формированию инстинктов и объектных отношений.  Сущность фиксации, а ,следовательно, и регрессии,  состоит в удержании на однажды пережитом удовлетворении и на его заполнении некоторым количеством энергии.

В своем дополнении к «Толкованию  сновидений» (1914) З. Фрейд провел различие между тремя типами регрессии:

1)топической регрессией, при которой психическое возбуждение течет от моторной части психического аппарата обратно к своей сенсорной части и достигает системы восприятия - процесс на котором основано галлюцинаторное исполнение желаний (в отличие от рационального мышления);

2)временной регрессией как возвращением к исходным, более ранним психическим структурам;

3)формальной регрессией, при которой примитивные методы выражения и представления занимают место более зрелых форм выражения.

З. Фрейд выделяет два основных условия для возникновения регрессии:

  1. фиксация либидо на объектах предшествующего состояния развития;
  2. трудности в удовлетворении либидозных потребностей на более зрелом  уровне.

Понятие регрессии  в работах А. Фрейд. 

По мнению А. Фрейд, регрессия может  случаться во всех трех частях личностной структуры:  в Ид, Эго и Супер-Эго.

А. Фрейд выделяет три вида регрессии Эго в нормальном развитии:

1) Ухудшение вторичного процесса функционирования в сознательной жизни детей. Регрессивные тенденции существуют во всех важных сферах достижения ребенка: в функциях Эго, таких, как контроль подвижности, тестирование реальности, синтетическая функция, речь; в приобретении контроля над мочевым пузырем и кишечником во вторичных мыслительных процессах и т.д.  Во всех этих отношениях способность ребенка функционировать на сравнительно высоком уровне не гарантирует, что это достижение будет стабильным и продолжительным. Напротив, случайные возвраты к более инфантильному поведению должны рассматриваться как нормальный знак.  Так, бессмысленный разговор или даже лепет имеют законное место в детской жизни наряду с рациональной речью и чередуются с ней.

2) Регрессия Эго под давлением. Главным условием для появления регрессии этого вида является определенная стрессовая ситуация.

3) Регрессии Эго как результат защитной деятельности. По мере того, как Эго ребенка развивается и совершенствует свои функции, увеличивающееся осознание внешнего и внутреннего  мира приводит к тому, что он сталкивается с большим количеством неприятных и болезненных открытий. Доминирование принципа реальности не позволяет выдавать  желаемое за действительное.  Развитие синтетической функции Эго подготавливает почву для конфликта между внутренними агентами. Конфликт порождает тревогу, с которой человек справляется с помощью защитных механизмов. Таким образом, в то время как силы созревания и адаптации стремятся к расширению возможности управления реальностью, эффективности функционирования Эго, защита от неприятного действует в противоположном направлении и ухудшает функции Эго.  В этой сфере также движение вперед и назад. Прогресс и регресс чередуются и взаимодействуют друг с другом.

Понятие регрессии  в работах К. Левина. Теория динамического  поля. 

К. Левин дискутирует с З. Фрейдом. Он считает, что  регрессия это  никогда не буквальное «отступление назад», так как время невозможно повернуть вспять. Регрессия это, безусловно, снижение уровня функционирования личности, но уже в  некотором новом качестве.

По мнению К. Левина, З. Фрейд приближается к полевой теории регрессии, когда утверждает, что регрессия обусловлена неспособностью либидо получить достаточное удовлетворение на более зрелом уровне.  Это предположение могло быть названо замещающей теорией регрессии.

Если рассматривать какую-либо цель, которой желает достигнуть человек, в качестве некоторого поля, то при условии существовании некой преграды, человек, не желая преодолевать препятствия, обращается у другому региону поля заданной цели, который соответствует менее зрелому уровню.. Таким образом, К. Левин, рассматривает жизненное пространство не как статическую область, в которой можно передвигать взад вперед, а как динамическое единство, поле, которое имеет ряд важных параметров.

Динамика этого поля определяется каждым  актуальным моментом, происходящим в настоящем. Смысл поля был бы разрушен, если бы жизненные пространства человека на всех стадиях онтогенеза рассматривались вместе как одно динамическое пространство.

Из этого следует следующее требование к анализу: необходимо охарактеризовать ситуацию в данное время и сделать топологию жизненного пространства и  сделать определенные динамические характеристики его регионов (привлекательность, барьер и т.д.)  ответственными за определенное событие.

Именно в этой системе координат  К. Левин и предлагает рассматривать  и изучать феномен регрессии. Тем самым, проблема регрессии, подобно проблеме развития,  включает исторический аспект, который относится к последовательности стилей поведения в жизненной истории, и систематический аспект, который относится к условиям изменения, происходящего в данное время.  Что касается последнего аспекта, систематического, то его нужно исследовать в контексте динамических качеств поля (жизненного пространства), существующего в это время.

Регрессия и Ретрогрессия: Как было изложено выше, согласно  психоанализу считается, что тип регрессии определяется видом и степенью фиксации на одной и предыдущих стадий развития. С точки зрения теории поля, необходимо определить, как на нынешнее жизненное пространство влияет фиксация, которая произошла много лет назад.

Мак-Дугалл считает, что необходимо разграничивать два вида изменений:

  1. Возврат к типу поведенческих характеристик предшествующей стадии жизненной истории индивида. Такое изменение может быть названо «ретрогрессией».
  2. Переход к более *примитивному поведению независимо от того, действительно ли такое поведение имело место в жизненной истории индивида. Такое изменение может быть названо «регрессией».

Однако важно отметить, что ретрогрессия относится всего лишь к различиям  и сходству во временной последовательности, не подразумевая утверждений, касающихся «примитивности», «приспособляемости» и т.д.

Виды регрессии.

Регрессия поведения  и регрессия личности.

В особый класс К.Левин выделяет псевдорегрессивные состояния, когда человек как бы имитирует поведение менее зрелого индивида. Так же важно учитывать тот факт, что нельзя только по поведению судить о зрелости личности, иными словами регрессия поведения не тождественна регрессии личности.

Временная и постоянная регрессия.

Ситуационная и устойчивая регрессия.

Информация о работе Шпаргалка по "Спецпсихологии"