Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 01:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Частичная и общая регрессия.
Характеристики Регрессивного поведения.
По мнению К. Левина, вряд ли будет
достаточно указать на такие неопределенные
критерии, как «менее адаптивный»
характер поведения, так как сама
регрессия часто
20. Варианты аномалий развития. Их специфические особенности (Т. Матросова).
Различные классификации аномалий психического развития:
Основа классификации – основное качество нарушения развития.
Общее стойкое недоразвитие типично при раннем времени повреждения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, особенно тех, которые обладают длительным периодом развития.
Пример: ОЛИГОФРЕНИЯ– Первичный дефект: недоразвитие мозговых систем. Вторичный дефект: имеет «кольцевой характер». Недостаточность развития «сверху вниз» и «снизу вверх». Повышенная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях. Преобладают явления ретардации. Различные функции неразвиты неравномерно. Недостаточность высших функций выражена больше, чем низших. Так, развитие интеллекта страдает в большей степени, чем речи, последняя нарушена больше, чем восприятие, память, моторика, элементарные эмоции.
Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Замедление инволюции (исчезновения) ранних форм. Задержка может проявляться в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Характерна мозаичность поражения: наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. Ведущая линия аномально развития «снизу вверх»: базальные функции страдают больше, чем высшие.
Более позднее патологическое воздействие на мозг (2-3 года), когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Компонент повреждения присутствует почти при всех видах аномального развития.
Пример: ОРГАНИЧЕСКАЯ ДЕМЕНЦИЯ– сочетание грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем). Обычно страдают лобно-подкорковые взаимоотношения (расстройства эмоциональной системы, нарушение целенаправленной деятельности, личности в целом).
Грубое нарушение или
Сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.
Пример: РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ– этиология и патогенез не ясны. Явно выраженная асинхрония: иная иерархия в последовательности развития отдельных систем (пример: преждевременное развитие речи обгоняет формирование локомоторных функций). Явления изоляции: функции, которые развиваются ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Они как бы «зацикливаются» на своем развитии, что приводит к явлениям стереотипии. Явления дизонтогенеза при шизофрении выражены в большей мере, чем симптомы болезни.
Сходно с искаженным развитием: сочетание ретардации с парциальной акселерацией развития других функций; нарушение иерархии в развитии функций. Специфика состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей. Нарушения преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Здесь вектор нарушения переносится с биологического уровня на социальный (!)
Пример: ПСИХОПАТИЯ (как правило конституциональных, наследственно обусловленных).
КЛИНИКА:
При одном и том же заболевании могут сосуществовать разные варианты дизонтогенеза. Следовательно, типы дизонтогенеза необходимо рассматривать не как независимые самостоятельные образования, а скорее как синдромы аномального развития, которые могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.
Пример: при ранней детской шизофрении наблюдается одновременно искаженное и задержанное развитие.
30. Характеристика психических новообразований в период 0-3 года (О. Леонович).
Возрастные новообразования – это результат, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития.
Психологические новообразования – новый тип строения личности ребенка, тем психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют состояние ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в этот период.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности -человеческое лицо. Комплекс оживления -- основное новообразование критического периода. Комплекс оживления -- это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления -- это не просто реакция, это -- попытка воздействовать на взрослого
Ведущая деятельность: эмоционально-непосредственное общение со взрослыми.
Средство: мимика.
Основная задача развития: нуждается во взрослом, но нет специальных средств воздействия на него.
Новообразования: сенсорные процессы опережают развития двигательных.
Первая реакция сосредоточения на лице взрослого®матери®прослеживание движущегося предмета®рефлекс «что такое?» (реакция на новизну)®голосовые реакции (лепет, гуление)®акт хватания (взятие и удержание предмета).
Развитие руки как органа труда при суперпозиции большого пальца, формирование предметности восприятия, углубление пространства®предметные манипуляции (5-7 месяцев)®соотносимые действия (одновременно двумя руками, 7-9 месяцев)®функциональные действия с ориентацией на физические свойства предметов и человеческий способ использования предметов (9 месяцев).
Изменение позы (лежа – сидя)®расширение поля зрения ребенка.
Возникновение указательного жеста: неудачный акт хватания. Имеет предметную отнесенность. Он меняет характер общения, оно становится эмоционально-опосредованным. Появляются согласные звуки, первые слова, автономная ситуативная речь.
Т.о., расширяется сфера
ССР: ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый
Основное противоречие ССР: ориентация на физические свойства предметов; способы на стороне взрослого, а действия ребенок должен делать самостоятельно. Фетишизация предмета (предмет поглощает внимание ребенка, за ним он не видит взрослого (Левин)). Ведущий тип деятельности: орудийная (действия с человеческими предметами человеческим способом)
Феномен «я сам» - основное достижение раннего возраста®личные действия (ребенок относится к нему как к лично осуществленному). Ребенок начинает называть себя в 1 лице. Появляется игра. Ребенок осваивает речь.
К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.