- Негативизм. Ребенок дает негативную
реакцию не на само действие, которое он
отказывается выполнять, а на требование
или просьбу взрослого. Он не делает что-то
только потому, что это предложил ему взрослый!
Вообще, негативизм избирателен: ребенок
игнорирует одного определенного взрослого
(напр., бабушки, воспитательницы и т.д.),
а с другими достаточно послушен. Главный
мотив действия – сделать наоборот, т.е.
прямо противоположное тому, что ему сказали.
На первый взгляд кажется, что так ведет
себя непослушный ребенок любого возраста,
но при обычном непослушании он чего-то
не делает потому, что именно этого ему
делать не хочется (напр., возвращаться
домой с улицы, ложиться спать и т.п.). Если
же ему предложить какое-то интересное
и приятное занятие он тут же согласиться.
При негативизме, наблюдающемся в кризисе
трех лет, события разворачиваются иначе:
даже если взрослый разрешает что-то приятное,
ребенок все равно негативистски отказывается.
Т.о., можно видеть, как меняется мотивация
ребенка в этом возрасте. Если раньше в
наглядной ситуации у него возникал аффект,
желание что-то сделать и импульсивные
действие соответствовали этому желанию,
то теперь, ребенок становится способен
поступать вопреки этому своему непосредственному
желанию. Это важное завоевание.
- Упрямство. Это реакция ребенка,
который настаивает на чем-то не потому,
что ему этого очень хочется, а потому,
что он сам сказал об этом взрослому, и
требует, чтобы с его мнением считались.
Его первоначальное решение определяет
все его поведение, и отказаться от этого
решения даже при изменившихся обстоятельствах
ребенок не может: упрямый ребенок настаивает
на том, чего ему не так уж сильно хочется,
или совсем не хочется, или давно расхотелось.
- Строптивость. Строптивость безлична:
она направлена не против конкретного
взрослого, а против всей сложившейся
в раннем детстве системы отношений, против
принятых в семье норм воспитания. Ребенок
стремиться настоять на своих желаниях
и недоволен всем, что ему предлагают и
делают другие.
- Своеволие. Этот симптом заключается
в «тенденции к самостоятельности». В
противоположность первым трем симптомам,
своеволие это не протест, а наоборот,
стремление к некоторому действию, предмету,
ситуации. Отчасти это напоминает кризис
первого года, но там ребенок стремится
к физической самостоятельности. Здесь
речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности
намерения, замысла.
- Обесценивание. Что обесценивается
в глазах ребенка? То, что было привычно,
интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок
может начать ругаться (обесцениваются
старые правила поведения), отбросить
или даже сломать любимую игрушку (обесцениваются
старые привязанности к вещам), сказать
матери «дура» (обесценивание родителей).
- Протест-бунт. Он проявляется в частых
ссорах с родителями. Выготский: «все поведение
ребенка приобретает черты протеста, как
будто ребенок находится в состоянии войны
с окружающими, в постоянном конфликте
с ними».
- Деспотизм. Обычно встречается
в семье с одним ребенком. Ребенок проявляет
деспотическую власть по отношению ко
всему окружающему и изыскивает для этого
множество способов.
Другие симптомы невротического
свойства: энурез, ночные страхи, резкие
затруднения в речи, гипобулические припадки.
Выготский: это «прежде всего
кризис социальных отношений; возникает
ряд поступков, мотив которых
связан с появлением личности ребенка…
мотив дифференцирован от ситуации».
11. Систематика олигофрении.
Степени умственной отсталости. Неосложненные,
осложненные и атипичные формы олигофрении
(Т. Самойлова).
Олигофрения (общее психическое недоразвитие):
- Эндогенная (генетическая).более половины
случаев сюда :
- патология хромоносомного набора ( более 200 видов хромосомных
аббераций, тут болезнь дауна 1:700 новорожденных,
синдром Шерешевского -Тёрнера, Клайнфельтера
в 50 %)
- врождённые нарушения обмена аминокислот, металлов,
солей, жиров и углеводов в результате
врождённой неполноценности ферментных
стр-р. Энзимопатические формы олигофрении, около 10%.
Полигамный тип наследования- накопление
патологических генов.
- Экзогенная.
- Поражение мозга инфекциями, травмами
асфиксией, этому (меньшая роль, т.к неблагоприятные
роды чаще при плоде неполноценном ещё
внутриутробно). Здесь заболевания менингитом,
менингоэнцефалитом, в результате нейроинфекции
и тяжёлой формы соматической инфекции.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИГОФРЕНИИ:
- Классификация (Эскироль) критерий: степень тяжести умств. дефекта.
- Идиотия: наиболее тяжёлая
форма олигофр.
- Грубое недоразвитие всех функций,
- мышление по существу отсутствует,
- собственная речь- нечленораздельные звуки,
- обращённая- воспринимают не смысл в интонацию,
- Элементарные эм. связанны с физиол. Потребностями,
- выражение эм-й примитивно,
- в лёгкой форме зачатки симпатических чувств,
- навыки самообслуживания отсутствуют,
- поведение- импульсивные реакции на внешний раздражитель или подчинено реализации инстинктивных потребностей.
- Имбецильность: более лёгкая форма
олигофр.
- Есть возможность накопления некоторго запаса сведений,
- выделения некоторых признаков, понимание элементарных фраз,
- навыки самообслуживания,
- ЭМ: симпатические чувства и зачатки самооценки,
- возможно обучение элементам письма и чтения, счёта, в лёгких случаях
простейшими навыками физического труда.
- Дебильность: наиболее лёгкая
и распространённая форма олигофр.
- Мышление- наглядно образное,
- доступна оценка конкретно ситуации,
- ориентация в простых практических вопросах,
- речь фразовая,
- иногда неплохая механическая память.
Адаптивны, их обучают чтению,
письму, счёта, ряду знаний об окружающем,
профориентируют.
Отличие олигофренов в узости используемой
ими и информационной базы.(интел
недост. + психич пассивность). Отсюда
расхождение между реальными достижениями
и потенциальными возможностями.
- Клинико- патогенетическая классификация (Г.Е. Сухарева, 1956):
- Несложная форма олигофрении: лишь
черты недоразвития в интелл-й, речевой,
сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической
и соматической сферах. Деятельность в
переделах интеллектуальных возможностей
ребёнка грубо не нарушена. Усидчивы, старательны,
доброжелательны.
- Осложнённая: психические недоразвитие
осложнено болезненными (энцефалопатическими)симптомами
и повреждениями НС:
- церебрастеническим, повышенная утомляемость,
психическая истощаемость, не может приобрести
тот объем, который доступен его мышлению.
- неврозоподобным, синдромы: страхи.
Ранимость, боязливость могут резко тормозить
активность и инициативу, общение с окружающими,
повышается неуверенность в деятельности.
- психопатоподобным, аффективная возбудимость,
расторможенность влечений грубо дезорганизуют
деятельность и поведение в целом. Особенно
большое значение в подростковом возрасте
- явление школьной дезадаптации.
- эпилептиформными, (эпилептические эквиваленты-
судорожные припадки) если часто, то не
только способствуют ухудшению психического.
состояния и интеллектуальной работоспособности,
но и являются противопоказанием для обучения
в школе.
- апатико – адинамическими. Медлительность, вялость, слабость
побуждения, к деятельности, усугубляют
умственное недоразвитие.
- натальная этиология (родовые
травмы, асфиксии)
- постнатальная (инфекции 2-3 лет жизни).
Более позднее поражение мозга
причина недоразвития но и повреждения
систем находящихся в состоянии определённой
зрелости.
- Атипичные формы: нарушаются основные закономерности.
При
- При олигофрении, обусловленной гидроэнцефалией нарушается фактор тотальности нарушения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память.
- При лобной олигофрении, обусловленной недоразвитием щитовидной железы, нарушается закон<span class="dash041e_0431_044b_04