Шпаргалка по "Спецпсихологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 01:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

спецпсихология.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)
  1. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему взрослый! Вообще, негативизм избирателен: ребенок игнорирует одного определенного взрослого (напр., бабушки, воспитательницы и т.д.), а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста, но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется (напр., возвращаться домой с улицы, ложиться спать и т.п.). Если же ему предложить какое-то интересное и приятное занятие он тут же согласиться. При негативизме, наблюдающемся в кризисе трех лет, события разворачиваются иначе: даже если взрослый разрешает что-то приятное, ребенок все равно негативистски отказывается. Т.о., можно видеть, как меняется мотивация ребенка в этом возрасте. Если раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект, желание что-то сделать и импульсивные действие соответствовали этому желанию, то теперь, ребенок становится способен поступать вопреки этому своему непосредственному желанию. Это важное завоевание. 
  2. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослому, и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может: упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
  3. Строптивость. Строптивость безлична: она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремиться настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
  4. Своеволие. Этот симптом заключается в «тенденции к самостоятельности». В противоположность первым трем симптомам, своеволие это не протест, а наоборот, стремление к некоторому действию, предмету, ситуации. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.
  5. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку (обесцениваются старые привязанности к вещам), сказать матери «дура» (обесценивание родителей).
  6. Протест-бунт. Он проявляется в частых ссорах с родителями. Выготский: «все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
  7. Деспотизм. Обычно встречается в семье с одним ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Другие симптомы невротического свойства: энурез, ночные страхи, резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.

Выготский: это «прежде всего  кризис социальных отношений; возникает  ряд поступков, мотив которых  связан с появлением личности ребенка… мотив дифференцирован от ситуации».

 

11. Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости. Неосложненные, осложненные и атипичные формы олигофрении (Т. Самойлова).

Олигофрения (общее психическое недоразвитие):

 

  1. Эндогенная (генетическая).более половины случаев сюда :
    • патология хромоносомного набора ( более 200 видов хромосомных аббераций, тут болезнь дауна 1:700 новорожденных, синдром Шерешевского -Тёрнера, Клайнфельтера в 50 %)
    • врождённые нарушения обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов в результате врождённой неполноценности ферментных стр-р. Энзимопатические формы олигофрении, около 10%.

Полигамный тип наследования- накопление патологических генов.

  1. Экзогенная.
    • Поражение мозга инфекциями, травмами асфиксией, этому (меньшая роль, т.к неблагоприятные роды чаще при плоде неполноценном ещё внутриутробно). Здесь заболевания менингитом, менингоэнцефалитом, в результате нейроинфекции и тяжёлой формы соматической инфекции.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИГОФРЕНИИ:

 

    • Классификация (Эскироль) критерий: степень тяжести умств. дефекта.

 

  1. Идиотия: наиболее тяжёлая форма олигофр.
  • Грубое недоразвитие всех функций,
  • мышление по существу отсутствует,
  • собственная речь- нечленораздельные звуки,
  • обращённая- воспринимают не смысл  в интонацию,
  • Элементарные эм. связанны с физиол. Потребностями,
  • выражение эм-й примитивно,
  • в лёгкой форме зачатки симпатических чувств, 
  • навыки самообслуживания отсутствуют, 
  • поведение- импульсивные  реакции на внешний раздражитель или подчинено реализации инстинктивных потребностей.

 

  1. Имбецильность: более лёгкая форма олигофр.
  • Есть возможность накопления некоторго запаса сведений,
  • выделения некоторых признаков, понимание элементарных фраз,
  • навыки самообслуживания,
  • ЭМ: симпатические чувства и зачатки самооценки,
  • возможно обучение элементам письма и чтения, счёта,  в лёгких случаях простейшими навыками физического труда.

 

  1.  Дебильность: наиболее лёгкая и распространённая форма олигофр.
  • Мышление- наглядно образное,
  • доступна оценка конкретно ситуации,
  • ориентация в простых практических вопросах,
  • речь фразовая,
  • иногда неплохая механическая память.

Адаптивны,  их обучают  чтению, письму, счёта, ряду знаний об окружающем, профориентируют.

Отличие олигофренов в узости используемой ими и информационной базы.(интел  недост. + психич пассивность). Отсюда расхождение между реальными достижениями и потенциальными возможностями.

 

  • Клинико- патогенетическая классификация (Г.Е. Сухарева, 1956):

 

  1. Несложная форма олигофрении: лишь черты недоразвития в интелл-й, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и соматической сферах. Деятельность в переделах интеллектуальных возможностей ребёнка грубо не нарушена. Усидчивы, старательны, доброжелательны.

 

  1. Осложнённая: психические недоразвитие осложнено болезненными (энцефалопатическими)симптомами и повреждениями НС:
    • церебрастеническим,  повышенная утомляемость, психическая истощаемость, не может приобрести тот объем, который доступен его мышлению.
    • неврозоподобным, синдромы: страхи. Ранимость, боязливость могут резко тормозить активность и инициативу, общение с окружающими, повышается неуверенность в деятельности.
    • психопатоподобным,  аффективная возбудимость, расторможенность влечений  грубо дезорганизуют деятельность и поведение в целом. Особенно большое значение в подростковом возрасте - явление школьной дезадаптации.
    • эпилептиформными, (эпилептические эквиваленты- судорожные припадки) если часто, то не только способствуют ухудшению психического. состояния и интеллектуальной работоспособности,  но и являются противопоказанием для обучения в школе.
    • апатико – адинамическими. Медлительность, вялость, слабость побуждения, к деятельности, усугубляют умственное недоразвитие.

 

  • натальная этиология (родовые травмы, асфиксии)
  • постнатальная (инфекции 2-3 лет жизни).

Более позднее поражение мозга  причина недоразвития но и повреждения систем находящихся в состоянии определённой зрелости.

 

  1. Атипичные формы:  нарушаются основные  закономерности.

При

  • При олигофрении, обусловленной гидроэнцефалией нарушается фактор тотальности нарушения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память.
  • При лобной олигофрении, обусловленной недоразвитием щитовидной железы,  нарушается закон<span class="dash041e_0431_044b_04

Информация о работе Шпаргалка по "Спецпсихологии"