Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 01:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Примерные ответы на вопросы к экзамену
По курсу: «Психология аномального развития ребенка»
Общее и частное в параметрах дизонтогенеза.
23. Роль времени поражения в структуре и тяжести дефекта.
16. Соотношение социального и биологического факторов в возникновении аномалий детского возраста.
3. Первичные и вторичные психические нарушения. Их взаимоотношения в процессе аномального развития. Конкретные примеры.
15. Механизм формирования вторичных нарушений (Т.Матросова)
В 1927 году Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Позже этот термин приобрел более широкое значение:
Дизонтогенез – это различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный период, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.
В отечественной психологии применительно к дизонтогениям принят термин «аномалия развития».
Любое более ли менее длительное воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития.
Параметры вредоносного воздействия:
Биологические факторы вредоносного воздействия:
Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обуславливают высокую восприимчивость ЦНС ребенка к различным вредностям.
С одной стороны, незрелость мозговых структур, с другой – большая у детей, чему взрослых, тенденция к росту и обусловленная способность к компенсации дефекта.
Психологические параметры дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому):
Подход Л.С. Выготского: в изучении нормального и анормального онтогенеза необходимо выделять 2 линии развития: биологическую и социально-психологическую. Болезнь, вызывая прежде всего нарушения биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психологического развития.
Принцип клинической диагностики: от симптомов к синдрому и далее к типу дизонтогенеза.
Дефицитарность отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.
Нарушение регуляторных систем.
Подкорковый уровень: нарушение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства.
Корковый уровень: дефекты интеллектуальной деятельности (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более вложных, специфически человеческих эмоциональных образований.
Одни и те же пороки развития могут возникать в результате разных причин, и одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития.
Повреждению чаще подвергаются функции с относительно коротким периодом развития. Повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.
Общие сензитивные периоды для психического развития ребенка: 0-3 года, 11-15 лет. В эти периоды особенно велика возможность психических нарушений.
Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготского, при изучении аномального развития ребенка выделяется две группы симптомов:
Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание. Когда же основной субстрат болезни неизвестен, как при шизофрении, то выделяется не первичный, а основной дефект, который определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании.
Структура вторичного симптома включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте.
Механизм
возникновения вторичных
В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений:
29. Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов (Т.Матросова).
Помимо этиологии и патогенеза необходимо при изучении дизонтогенеза большое значение придавать симптоматике.
Следует отличать симптомы самого заболевания от проявлений дизонтогенеза развития больного ребенка.
Выделяют три вида симптомов, характерных для клиники детского возраста:
Взаимоотношение между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза:
Четкое разделение симптомов на эти два вида возможно только при изучении взрослого возраста, в клинике детского возраста негативные симптомы болезни часто трудно разграничить от явлений дизонтогенеза, при котором выпадение функции может быть обусловлено нарушением ее развития.
Именно продуктивные симптомы наиболее, на первый взгляд, отдаленные проявлений дизонтогенеза, и указывающие скорее на остроту течения заболевания, в то же время определяют картину аномалии развития в детском возрасте и тип дизонтогенеза.
1. Психопатологическая специфика детского возраста. Возрастные симптомы.
Психологическая специфика детского возраста. Возрастные симптомы (Т. Матросова).
Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития. Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность. Поэтому эти симптомы нередко более специфичны для возраста, чем для конкретного заболевания, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии.
По В.В. Ковалеву, возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности подразделяются следующим образом:
Повышенная общая и
Гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание, мутизм, двигательная расторможенность, энурез, энкапрез, гиперкинез и т.д.
Симптомы и синдромы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии. На этом уровне значительно возрастает риск психогений.
В патологии проявляется в «
Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им более периферическое место.