Шпаргалка по "Спецпсихологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 01:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

спецпсихология.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Примерные ответы на вопросы к экзамену

По курсу: «Психология аномального развития ребенка»

 

Общее и частное  в параметрах дизонтогенеза.

23. Роль времени поражения в структуре и тяжести дефекта.

16. Соотношение социального и биологического факторов в возникновении аномалий детского возраста.

3. Первичные и вторичные психические нарушения. Их взаимоотношения в процессе аномального развития. Конкретные примеры.

15. Механизм формирования вторичных нарушений (Т.Матросова)

В 1927 году Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.  Позже этот термин приобрел более широкое значение:

Дизонтогенез – это различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный период, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. 

В отечественной психологии применительно к дизонтогениям принят термин «аномалия развития».

Любое более ли менее  длительное воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития.

Параметры вредоносного воздействия:

    • Этиология;
    • Локализация;
    • Степень распространенности;
    • Степень выраженности поражения;
    • Длительность воздействия;
    • Специфика социальных условий.

Биологические факторы вредоносного воздействия:

    • Пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные абберации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.)
    • Внутриутробные нарушения (токсикоз беременности, токсоплазмоз, люэс, краснуха и другие инфекции, интоксикации)
    • Патология самого плода (например опухоли)
    • Патология родов

 

Незрелость  развития мозга, слабость гематоэнцефалического  барьера обуславливают высокую восприимчивость ЦНС ребенка к различным вредностям.

С одной стороны, незрелость мозговых структур, с другой – большая  у детей, чему взрослых, тенденция к росту и обусловленная способность к компенсации дефекта.

 

Психологические параметры дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому):

Подход Л.С. Выготского:  в изучении нормального и анормального онтогенеза необходимо выделять 2 линии развития: биологическую и социально-психологическую. Болезнь, вызывая прежде всего нарушения биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психологического развития.

Принцип клинической  диагностики: от симптомов к синдрому и далее к типу дизонтогенеза.

 

  1. Функциональная локализация нарушения:
    • Частный дефект:

Дефицитарность отдельных  функций гнозиса, праксиса, речи.

  • Общий дефект:

Нарушение регуляторных систем.

Подкорковый уровень: нарушение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства.

Корковый  уровень: дефекты интеллектуальной деятельности (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более вложных, специфически человеческих эмоциональных образований.

 

    • Общие  и частные нарушения выстраивается в определенную иерархию. Дисфункция регуляторных систем («сверханализаторной системы» по В.Д. Небылицину) влияет на все ступени психического развития. Нарушение частных функций обычно более парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.

 

  1. Время поражения (вопрос№23):
  • Тип порока развития в эмбриональном периоде определяется временем патологического воздействия. Объем пораженных тканей и органов тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор (наиболее ранимый период ранней клеточной дифференциации). Чем позднее возникло нарушение, тем более характерны явления с распадом структуры психической функции.

Одни и те же пороки развития могут возникать в результате разных причин, и одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного  онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития.

  • Временной фактор также определяется и длительностью периода развития функции в онтогенезе.

Повреждению чаще подвергаются функции с относительно коротким периодом развития. Повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые  функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

  • Каждая функция имеет определенный сензитивный период развития, характеризующийся не только наибольшей интенсивностью развития функции, но и уязвимостью.

Общие сензитивные периоды для психического развития ребенка: 0-3 года, 11-15 лет. В эти периоды особенно велика возможность психических нарушений.

  • Явления регресса (см. билет №5, № 14).

 

    1. Первичные и вторичные дефекты (вопрос №3, №33):

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготского, при изучении аномального развития ребенка выделяется две группы симптомов:

  • Первичные нарушения: нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (пример: нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств).

Первичный дефект может  иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание. Когда же основной субстрат болезни неизвестен, как при шизофрении, то выделяется не первичный, а основной дефект, который определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании.

  • Вторичные нарушения: нарушения, возникающие опосредованно в процессе социального развития.

Структура вторичного симптома включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте.

Механизм  возникновения вторичных нарушений:

  • Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной - так называемое специфическое недоразвитие (пример: недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха).
  • Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, который в момент вредоносного воздействия находятся в сензитивном периоде.
  • Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психическим процесс, чем больше опосредован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному результату вторичных нарушений (пример: явление задержки общего психического развития  будет наблюдаться и при нарушении сенсорной стороны речи, и при нарушениях слуха, зрения и т.д.)
  • В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» (от сложных функций к элементарным)  или «сверху вниз». Иерархически вышестоящие функции как бы перестраивают элементарные. В случае патологии этого не наблюдается (пример: при олигофрении недоразвитие мышления приводит вторично к недоразвитию гнозиса и праксиса). 
  • Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является фактор социальной депривации. Дефект в той или иной степени препятствует общению, процессу усвоения знаний и умений.  Явление вторичной микросоциальной и педагогической запущенности.
    • В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями.  Если на первых этапах  основным препятствие к обучению является первичный дефект, то затем вторично возникшие явления (например, негативные личностные установки) нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению.

 

    1. Межфункциональные взаимодействия:

В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений:

  • Явление временной независимости: пример: до 2-х летнего возраста линии развития мышления и речи идет раздельно, позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития.
  • Ассоциативный тип: разрозненные, разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. Такой тип организации указывает на малую дифференцированность психических процессов.
  • Иерархический тип: это тип обладает высокой устойчивостью и пластичностью. Это достигается рядом моментов: выделение ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также определенной автономностью фоновых уровней, каждый из которых решает свою  «личную» задачу. Автономность отдельных звеньев.

    

 

29. Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов (Т.Матросова).

Помимо этиологии и патогенеза необходимо при изучении дизонтогенеза большое значение придавать симптоматике.

Следует отличать симптомы самого заболевания от проявлений дизонтогенеза развития больного ребенка.

Выделяют три вида симптомов, характерных для клиники детского возраста:

      1. Негативные симптомы
      2. Продуктивные симптомы
      3. Возрастные симптомы

 

Взаимоотношение между  симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза:

  • Негативные симптомы болезни в значительной мере определяют специфику и тяжесть дизонтогенеза
  • Продуктивные симптомы, менее специфичные для дизонтогенеза, оказывают общее тормозящее воздействие на психическое развтие больного ребенка
  • Возрастные симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и самим явлениями дизонтогенеза.

 

  • Негативные симптомы (минус-симптомы; симптомы выпадения): явления «выпадения» той или иной функции в психической деятельности или снижение уровня ее функционирования (пример: снижение интеллектуальной и эмоциональной активности).

Четкое разделение симптомов на эти два вида возможно только при  изучении взрослого возраста, в клинике  детского возраста негативные симптомы болезни часто трудно разграничить от явлений дизонтогенеза, при котором выпадение функции может быть обусловлено нарушением ее развития.

 

  • Продуктивные симптомы (плюс-симптомы; симптомы раздражения): связаны с явлениями патологической ирритации (возбуждение, раздражение) психических процессов (пример: страхи, галлюцинации, сенестопатии и т.д.)

Именно продуктивные симптомы наиболее, на первый взгляд, отдаленные  проявлений дизонтогенеза, и указывающие скорее на остроту течения заболевания, в то же время определяют картину аномалии развития в детском возрасте и тип дизонтогенеза.

 

1. Психопатологическая  специфика детского возраста. Возрастные  симптомы.

Психологическая специфика детского возраста. Возрастные симптомы (Т. Матросова).

Пограничными между  симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития. Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность. Поэтому эти симптомы нередко более специфичны для возраста, чем для конкретного заболевания, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии.

По В.В. Ковалеву, возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков  в ответ на различные вредности подразделяются следующим образом:

    1. Сомато-вегетативный (0-3 года)

Повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

    1. Психомоторный (4-10 лет)

Гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание, мутизм, двигательная расторможенность, энурез, энкапрез, гиперкинез и т.д.

    1. Аффективный (7-12 лет)

Симптомы и синдромы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями  негативизма и агрессии. На этом уровне значительно возрастает риск психогений.

    1. Эмоционально-идеаторный (12-16 лет)

В патологии проявляется в «патологических  реакциях пубертарного возраста» (Г.Е. Сухарева), включающих сверхценные  увлечения и интересы (например: симптом философической интоксикации), сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анарексия), психогенные реакции протеста, оппозиции, эмансипации.

 

Преимущественная симптоматика каждого  возрастного уровня не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им более периферическое место.

Информация о работе Шпаргалка по "Спецпсихологии"