Шпаргалка по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Аудит".

Файлы: 1 файл

Шпоры аудит пробный.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)
 
1. Планирование и  разработка программы  аудита.

Ауд.деят.проводится по плану . При разработки плана необходимо начать с ознакомления с проверяемым  эк.субъектом, для чего изучают учред.документы., виды деятельности, учетную политику организации, факторы и условия влияющие на деятельность эк.суб.и тд. Необходимо ознакомится с отчетностью, ее основными показателями. Выяснить каковые результаты предыдущих проверок в данной организации. Получить сведения о формах и методах организации управления, учета, оценить эффективность системы внутреннего контроля.  Необходимо установить существенность. Определить необходимость привлечения экспертов.

Формы общего плана аудита: 1. проверяемая  организация. 2. период аудита (год). 3. Количество человеко-часов. 4. руководитель аудиторской группы. 5. состав ауд.группы. 6. планируемый аудиторский риск. 7. планируемый уровень существенности.

В основной части  плана указывается: номера по порядку. планируемые виды работ, период проведения аудита, исполнитель, примечание. План планируется руководителем ауд.организации и руководителем проверки. Общий план аудита должен быть оформлен документально и содержать объемы проверки и порядок её проведения.

2. Место аудита в  системе финансового  контроля.Аудит и  ревизия.

В РФ сложилась  следующая структура контрол.органов: -гос.контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием ср-в из бюджетов всех уровней; - ведомственныеконтрольно-ревизионные слудбы контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций; - внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на прдприятиях (резизионые комиссии, инвен.комиссии, служба внутренн.аудита, общественный контроль); - ауд.орг и аудиторы осущ. проверки оказывающие другие услуги на договорных условиях с эк.субъектами.

Аудит выступает методом осуществления  вневедомственного, независимого фин.контроля. Он не заменяет гос.фин.контроль. Его  основными субъектами служат ком.п\п  и организациикоторые не входят в  систему имеющихся в стране Министерств и ведомств.

Эк.реформа  привела к изменению форм собстенности, которые все в большей степени  переходят в руки частных предпринимателей и не гос хозяйствующих субъектров. Это соответственно вызывает существенное сужение гос.фин.контроля. Практика показала что органы гос.фтин.контроля и независимые аудиторы, ауд.орг. отнюдь не конкурентные, а наоборот.  Квалифицированный и добросовестный аудит.может быть весомым в работе гос.органов контроля и оказывать позитивное влияние их работы на полноту и качество этих функций.

В соответствии с законом ауд.деятельности –  аудит не подменяет гос.контроля, достоверности бух.фин.отчетности которая  осуществляется уполномоченными органами гос.власти. В последние годы происходит подключение бух отчетности гос.унитарных предприятий.

    3. Организация и  нормативное регулирование  ауд.деятельности.

Ауд.деятельность это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг осуществляемая аудиторскими организациями и инд.аудиторами.

Аудит - это независимая проверка бух (фин) отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения о достоверности такой отчетности.

    Система  нормативного  регулирования   аудиторской  деятельности  в   России  представляет  собой   многоуровневую  систему,  включающую  четыре уровня.

1й (верхний)  уровень включает Закон об  аудите (аудиторской деятельности), который относится к основным  законодательным актам.  Он  определяет  место аудита в  финансово-хозяйственной  деятельности в качестве ее  необходимого равноправного элемента.

2-й   уровень представлен правилами  (стандартами) ауд.деятельности:

-федеральные  – обязательны для всех участников  ауд.деятельности;

-стандарты,  принятые профессиональными ауд.объединениями  и являющиеся обязательными   для их членов.

     Основное  назначение документов этого уровня  в установлении норм аудита.

4. Права и обязанности  ауд. организации,  инд. аудиторов  и их ответственность  за нарушение законодательства  об аудите.

    При проведении аудита аудиторская организации  в праве:

1. самостоят.определ.формы  и методы проведения аудита на основе фед.стандартов ауд.деятельности, кол-во персональный состав ауд.группы проводящей аудит. 2. исследовать в полном объеме документацию связанную с фин.хоз.деят. аудируемого лица, проверять факт.наличие любого имущества отраженного в этой документации. 3. получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснение и подтверждение в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам. 4. отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бух.отчетности в аудиторском заключении в случаях: -не предоставление аудируемым лицом всей необходимой документации, - выявление в ходе аудита обстоятельств оказывающих, либо способных оказать существенное влияние на мнение ауд.организации, инд.аудитора о достоверности бух(фин) отчетности аудируемого лица. 5. осуществлять иные права вытекающие из договора оказания услуг.

 

4п. При проведении аудита ауд.организации, инд.ауд. обязаны: 1. предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования заключений и выводов ауд.орг-ции, ин.ауд., а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов. 2 передавать в срок установленный договором оказания ауд.услуг ауд.заключение лицу заключившему договор оказания ауд.услуг. 3. обеспечивать хранение документов (копий документов) получаемых и составляемых в ходе проведения аудита в течении не менее 5 лет после года в котором они были получены лили составлены 4. исполнять иные обязанности вытекающие из договора оказания ауд.услуг.

ФЗ «Об  аудиторской деятельности» устанавливает следующую-  ответственность за нарушение законодательства

РФ об аудите. Аудиторские  организации  и их руководители,  инд. аудиторы несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством РФ  и  ФЗ  об  аудиторской деятельности.

3п. Документы 3его уровня носят вспомогательный характер, и основная их цель – помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации ауд.деятельности. Эти документы разрабатываются в каждой ауд.организации и инд.аудитором самостоятельно и призваны обеспечивать единый подход к аудиторской проверке в данной ауд.организации. 2п. Аудит-независимая проверка бух(фин) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Ревизия – это система мер по документальной и фактической проверки фин.хоз.деятельности предприятий за определенный период времени с целью установления законности. достоверности и эк.целесообр.произведенных хоз.операций.

Между аудитом и ревизией имеются много  общего но имеются и различия. Большинство  российских экономистов выделяют след.различия при сопоставлении аудита и ревизии. 1. Цель проверки: а-призван выразить мнение по поводу достоверн.отчетности, р-нацелена на выявление недостатков для их устранения. 2. Характер деят: а-ком.деятельность, р-исполнительная деят. 3. Управленческие связи: а-связи горизонтальные, добровольные, р-связи вертикальные в порядке административного назначения и принуждения. 4. Решение практических задач: а-нецелена на улучш.фин.положения клиента, р-цель-присечение и профилактика злоупотреблений. 5. Принцип оплаты: а-платит клиент, р-вышестоящее звено. 6. Оформл.результатов: а-ауд.заключение и рекомендации для клиента, р-акт ревизии предается вышестоящ.органу.

1п. Существенность – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых фин.отчетах и рассматривается как не значительная.

Аудиторский риск – это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал  вывод о том, что бух.отчетность у клиента достоверна, в действительности же там возможны существенные ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора; или же признал, что отчетность содержит существенные искажения , когда на самом деле таких искажений в ней нет.

Аудитору  необходимо также составить и  документально оформить программу  аудита определяющую  характер, временные  рамки и объем запланированных  ауд.процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита явл.набором инструкций для аудитора выполняющего проверку. В программу аудита могут быть включены проверяемые вопросы подготовки фин.отчетности по каждой из областей аудита и время запланированное на различные области или процедуры аудита. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы указанные в плане аудита. Программа аудита составляется по форме: а)вступительная часть одинаковая с планом, б) в осносной части программы указывается номера по порядку, перечень ауд.поцедур, период проведения, исполнитель, рабочие документы аудитора.

Программа аудита подписывается руководителем  ауд.организации и рук.проверки. Общий план аудита и программа  аудита по мере необходимости могут  уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Причины и результаты изменений должны отражаться в рабочих документах.

 

5. Использование работы  эксперта при проведении  аудита.

Решение об использовании работы эксперта при  проведении аудита принимает аудиторская  организация, исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности. Экспертом признается не состоящий в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бух. учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.

Приглашают  эксперта для: оценка отдельных видов  имущества (земля, здания, машины и оборудование, произведения искусства, драгоценные  камни и др.);юридическая оценка и интерпретация договоров, учредительных документов, нормативных актов и т.д.

Эксперт, работу которого аудиторская организация  использует при проведении аудита, должен иметь: а) соответствующую квалификацию, как правило, подтвержденную надлежащими документами (квалификационным аттестатом, лицензией, дипломом и т.п.); б) соответствующий опыт и репутацию, подтвержденные отзывами, рекомендациями в области, в которой аудиторская организация предполагает получить заключение.

Эксперт, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, должен быть объективным. Аудиторская организация, как правило, не должна привлекать для работы эксперта при проведении аудита, если:

а) эксперт  — физ. лицо является учредителем (участником) или руководителем эк.субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, либо состоящим с указанными лицами в близком родстве или, либо иным должностным лицом или штатным сотрудником экономического субъекта;

б) эксперт  — юр. лицо является учредителем (участником), кредитором, страховщиком экономического субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит.

   Аудиторская организация может  использовать работу эксперта при проведении аудита лишь ссогласия аудируемой организации, Отказ от использования работы эксперта должен быть оформлен в письменном виде. В случае такого отказа аудиторская организация рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Аудиторская организация использует работу эксперта при проведении аудита на основе договора о возмездном оказании услуг, заключаемого аудируемой оранизацией и экспертом  либо между аудиторской фирмой и экспертом. Договор оказания услуг эксперта должен предусматривать:а) цели и объем работы эксперта;б) описание конкретных вопросов, в отношении которых аудиторская организация ожидает получить заключение эксперта;в) описание взаимоотношений эксперта с экономическим субъектом, если таковые потребуются;г) конфиденциальность информации экономического субъекта;д) сведения о предположениях и методах, которые эксперт намеревается использовать в своей работе, и об их соответствии тем предположениям и методам, которые использовались в предыдущие периоды (если в предыдущие периоды аудиторская организация использовала работу эксперта);е) форму и содержание заключения эксперта.

6. Понятие об аудиторской  деятельности. Аудиторская  организация, аудитор.

Ауд.деят-это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг осуществляемая аудиторскими организациями и инд.аудиторами. Аудит –независимая проверка бух(фин) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.  Перечень сопутствующих услуг устанавливается Фед.стандартами. Ауд.деятельность не подменяетконтроля достоверности бух.отчетности осуществляемого в соответствии с законодательством. Ауд.орг , инд.аудитор или аудиторы не вправе заниматься какой либо другой предпринимательской деятельностью кроме проведения аудита и оказании сопутствующих услуг.

Ауд.орг, инд.аудиторы на ряду с ауд.услугами могут оказывать прочие но связанные  с аудиторской деятельностью: поставку, восстановление бух отчетности и  бух.консультирование, налоговое консульт., анализ фин.хоз.деятельности организации и др. Ауд. деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг осуществлянтся ауд.оргаизацией и индивидуальными аудиторами.

Ауд.орг- это коммерч.орг., являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Она приобретает право осуществлять ауд.деятельность с датой внесения сведений в реестр аудиторов и аудит.организаций. Ком.орг. сведения о которой не внесены в реестр аудиторов, аудиторских организаций в течение 3 месяцкв с даты внесения записи в ней в единый госреестр юр.лиц не вправе использовать в своем наименовании слова «аудиторская»а также слова производные от слова «аудит». Аудит – это физ.лицо получившее квалиф. аттестат аудитора и являющегося членом саморегулируемой организации.

7. Контроль качества  работы аудиторских  организаций, аудиторов.

1. Аудиторская  организация, инд. аудитор обязаны  установить и соблюдать правила  внутреннего контроля качества  работы. Принципы осуществления  внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, инд.х аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.  
2. Аудиторская организация, аудитор обязаны: 

1) проходить  внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;  
2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. 4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, инд. аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. 5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган. 6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. 7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. 

8. Квалификационный  аттестат аудитора.

1. Квал. аттестат аудитора выдается при  условии, что лицо, претендующее  на его получение (далее - претендент): 

1) сдало  квал. экзамен; 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

2. Проверка  квалификации претендента осуществляется  в форме квалиф. экзамена. Порядок  проведения квалиф. экзамена, предусматривающий  в том числе порядок участия  претендента в квалиф. экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалиф. экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. 

3. К  квалиф. экзамену допускается претендент, получивший высшее образование  в имеющем государственную аккредитацию  образовательном учреждении высшего профессионального образования.  
4. Квалиф. экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.  
5. За прием квалиф.о экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.  

 

8п. 6. Решение об отказе в выдаче квалиф. аттестата аудитора принимается в случае, если: 

1) претендент  не соответствует требованиям  части 1 настоящей статьи; 2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи. 
7. Квалиф. аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалиф.о аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.  
8. Решение об отказе в выдаче квалиф. аттестата аудитора может быть оспорено в суде.  
9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалиф. аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

7п. 8. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации осуществляются: 1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций; 2) уполномоченным федеральным органом не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций. 9. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации. 10. Уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации. 6п. Физ.лицо признается аудитором с даты внесения сведения о нем в реестр аудиторов и ауд.организаций.Аудитор яывляющийся работником ауд.организации на основании трудового договора, между ним и ауд.организацией вправе участвовать в осуществлении ауд.организации деятельности, а также в оказании прочих услуг предусмотренных законодательством.Задачами аудиторов в процессе проверки является:-оуенка уровня организации б\учета и внутр.контроля квалификации учетного персонала, - качество обработки бух.документации, - правильность и законность совершения бух записей отражающих фин хоз деятельность п\п и ее конечные результаты, - оказание помощи путем выработкирекомендаций по устранению недостатков, нарушений, которые повлияли на фин.результаты и достоверность бух отчетности. При выполнении своих проф.обязанностей аудиторы должны руководствоваться следующими этическими принципами: независимость, честность, объективность, проф.компетентность, добросовестность, конфиденциальность, проф.поведение. 5п. Эксперт представляет результаты своей работы в виде заключения (отчета, расчета и т.п.) в письменной форме. Оно должно состоять, как правило, из трех частей: вводной, исследовательской и выводов. Эксперт подготавливает свое заключение в двух экземплярах, один из которых представляется аудируемой организации, а второй — аудиторской организации.

Заключение  эксперта подлежит включению в рабочую  документацию аудиторской организации. Если в исключительном случае эксперт  дает устные разъяснения, то они должны быть отражены аудиторской организацией в ее рабочей документации.

В случае невозможности получить заключение эксперта, наличия его существенной неуверенности в оценке каких-то исследованных обстоятельств, а  также неразрешенных разногласий  между эк. субъектом и экспертом  или между аудиторской организацией и экспертом аудиторская организация может рассмотреть вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Использование работы эксперта при проведении аудита, в том числе отсылка к ней в ауд. заключении, не снимает ответственность за аудиторское заключение с аудиторской организации, подготовившей его.

 

9. Основания и порядок  аннулирования квалиф. аттестата аудитора.

1. Квалиф. аттестат аудитора аннулируется  в случаях: 

1) получения квалиф. аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалиф. аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленных ФЗ; 

2) вступления  в законную силу приговора  суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; 

3) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего ФЗ или Фед. стандартов аудиторской деятельности; 

5) подписания  аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным; 

6) неучастия  аудитора в осуществлении аудиторской  деятельности (неосуществлении индивидуальным  аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных  календарных лет, за исключением 
7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь); 

8) уклонения  аудитора от прохождения внешнего  контроля качества работы.

10. Оформление результатов  аудиторской проверки.

Завершающий этап аудита - обобщение и оформление результатов проверки. На завершающем этапе аудитор должен обобщить всю полученную в ходе проверки и сосредоточенную в его рабочей документации информацию, обработать ее определенным образом и сформировать свое профессиональное мнение о достоверности бух. отчетности.

Результаты  этой работы аудитор должен оформить в виде ауд.о заключения, которые передается эк. субъекту.

Ауд. заключение – это офиц.документ, который содержит выраженное установленным образом мнение аудитора о достоверности бух.отчетности проверяемого эк. субъекта и о соответствии порядка ведения им бух.учета законодательству РФ.

Форма, содержание и порядок представления  аудиторского заключения определены фед. аудиторскими стандартами .

Заключение  представляет единый документ, который включает вводную, аналитическую и итоговую части и  дает оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Вводная часть должна включать:

• название документа в целом («Аудиторское заключение»);

• юр. адрес и телефоны аудиторской фирмы (фамилию,  имя, отчество аудитора, работающего самостоятельно, и его стаж  работы);

• номер, дату выдачи и наименованием органа, выдавшего аудиторской фирме (аудитору) лицензию на осуществление аудиторской   деятельности, а также срок действия лицензии;

• номер  свидетельства о государственной  регистрации аудиторской фирмы (регистрационного свидетельства предпринимателя);

• ИНН, номер расчетного счета аудиторской  фирмы (аудитора);

• фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите. 

Аналитическая часть ауд.о заключения содержит информацию об общих результатах проверки состояния бух. учета и отчетности, надежности системы внутреннего контроля, соблюдении эк. субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Аналитическая часть представляет собой отчет аудитора и адресуется администрации предприятия. В ней должны быть изложены результаты проверки состояния внутреннего контроля, организации и ведения бухучета и отчетности, данных о проверке соблюдения субъектом законодательных и нормативных актов при ведении производственно-хозяйственной деятельности.

Аналитическая должна включать: свое название;   указание, кому адресована аналитическая часть;  наименование экономического субъекта; объект аудита (например, бухгалтерская отчетность за такой-то   год);общие результаты оценки надежности системы внутреннего контроля, описание выявленных в ходе проверки существенных не  соответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности проверяемого предприятия;

общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, описание выявленных в ходе проверки существенных   ошибок и нарушений в ведении учета и составлении бухгалтерской отчетности;

общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, описание выявленных в ходе проверки существенных несоответствий совершения этих операций требованиям действующего законодательства. 

11.Аудит  расчетов с поставщиками  и подрядчиками, с  покупателями и заказчиками.

Основная  цель проверки – установить соответствие совершенных операций по расчетам с  поставщиками и подрядчиками, покупателями и поставщиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бух. отчетности.

Аудит расчетов с поставщиками

Необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров эконом. смыслу совершенных сделок.

В ходе аудита подлежат проверке:

а) поступление  ТМЦ (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки

б) выставленные поставщикам и подрядчикам претензии;

в) списанные  безнадежные к взысканию долги;

г) выданные авансы и полученные коммерческие кредиты.

При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие меры были приняты к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.

Основные  источники информации для проверки данного раздела учета: договоры с поставщиками и подрядчиками, счета-фактуры, накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ; документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах), журналы регистрации счетов-фактур, книга покупок, регистры аналитического и синтетического учета.

Типичные  ошибки:

1.- арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров);

- регистрация  хозяйственных операций в документах  неунифицированной формы;

- отсутствие  необходимых реквизитов, придающих  документу юридическую силу;

- нарушения,  допущенные при оформлении первичного  документа (заполнение средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений);

- отсутствие  графиков документооборота;

- ошибки  при регистрации документа (количественные  или качественные расхождения  при переносе данных из документа  в учетные регистры);

- несвоевременная  регистрация документа в учетном регистре.

12. Аудит МПЗ.

Источниками информации для проверки служат доверенности, приходные ордера для учета материалов, акты о приемке материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные; накладные  на отпуск материалов на сторону, карточки учета материалов, акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Чтобы оценить уровень указанных рисков, аудитор проверяет эффективность  системы внутреннего контроля за организацией учета по данному разделу на предприятии, в частности:

-          наличие должным образом организованного места хранения МПЗ (как оно защищено от доступа посторонних лиц; имеются ли охрана и пожарная сигнализация; существует ли контроль выдачи и вывоза ценностей);

-          проведение инвентаризации материальных ценностей (обязательной, плановой, внезапной), оформление ее результатов соответствующими документами;

-          установление круга лиц, отвечающих за сохранность, приемку и отпуск МПЗ; заключение с данными людьми договоров о материальной ответственности;

-          соблюдение порядка оформления первичных документов, в том числе применение унифицированных форм первичной документации, составление приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, заполнение всех обязательных реквизитов;

-          своевременное и полное отражение операций с МПЗ в регистрах бухгалтерского учета, проведение проверки полноты оприходования материалов, применения системы нормирования расхода материалов;

-          раскрытие принципов учета материалов с помощью положений учетной политики, способы ведения учета операций, связанных с движением МПЗ, используемые счета, методы оценки и др., применение учетной политики последовательно от периода к периоду;

-          проведение регулярной сверки данных ведомостей, журналов-ордеров с Главной книгой (если учет не автоматизирован);

-          осуществление оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств, определение стоимости указанных материалов по рыночным ценам;

-          наличие нетипичных операций с МПЗ.

Весь  объем аудиторских процедур проверки, по существу, можно условно разделить  на несколько групп:

- аудит  наличия и сохранности МПЗ;

- аудит  движения МПЗ;

- проверка  правильности налогообложения МПЗ.

В ходе проверки наличия и сохранности  МПЗ аудитор осуществляет ряд  процедур:

1)      проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;

2)      сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

3)      анализирует правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;

4)      удостоверивается, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;

5)      проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;

6)      проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;

7)      устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;

8)      анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;

9)      проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.

Информация о работе Шпаргалка по "Аудиту"