Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 01:59, шпаргалка

Описание работы

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
1. Предмет и задачи возрастной психологии
Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Файлы: 1 файл

Возрастная психология шпоры.docx

— 119.39 Кб (Скачать файл)

35. Основные психологические                                    новообразования младенческого  периода        '

Основными новообразованиями младенческого перио-да являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев    , происходит перелом в развитии ребенка, он связан с воз-    никновением акта хватания - первого организованного,    направленного действия. Первоначально кисть руки ре-    бенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган    ! перцепции, она не может стать органом хватания. Хвата-    ' ние осуществляется под контролем зрения: ребенок рас-    ' сматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.                                                                  

Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка, так как активно развивается    восприятие. На основе акта хватания расширяются воз-    можности манипулирования с предметом, а в возрасте    ' от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия:    простое перемещение предмета, двигание им, извлече-   ' ние из него звуков. В возрасте 7-0 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой. К концу младенческого возраста (0- до 4 месяцев) возникает этап функ-циональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания,  вкладывания, теперь ребенок пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.

Хватание,  направление к предмету стимулирует возникновение сидения - когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы.   Появляются  предметы, к которым притронуться нельзя. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест.

К 9 месяцам (начало кризиса -го года) ребенок становится   на  ножки,   начинает ходить.   Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.  Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Другое основное  новообразование  этого  возраста -появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер.  Это автономная,  ситуативная,  эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.

Билет 6

Кризис первого года

Между младенческим возрастом (0-) и ранним детством (-3) существует перех одный период, который называется «кризис первого года».

Развитие восприятия, мышления, становление эмоцио-нальных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на новый уровень. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами.

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.

Во-первых, речь носит автономный характер: слова ситуативны, они лишь осколки наших слов, слова многозначны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений.

Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И прежде всего он присутствует путем конструирования предметов, с которыми ребенок манипулирует. Ни на одном человеческом предмете, указывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребления, общественный способ употребления предмета ребенку всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще нельзя показать, приходится конструировать предметы, которые своими физическими свойствами определяют способ действия детей. Манипулируя с предметами, ориентируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Это противоречие разрешается в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого) предметной деятельности.

Билет 7

Социальная ситуация                                         развития детей раннего возраста

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение но-    вой социальной ситуации развития. Это ситуация совмест-    ной деятельности со взрослым человеком. Содержание    этой совместной деятельности - усвоение общественно    ' выработанных способов употребления предметов, кото-    рые ребенку открылись и затем стали его миром. Со-    ' циальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок - ПРЦЦМБГ - взрослый». В этом возрасте ре-    . бенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже го-    ворил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это    проявляется, например, в том, как ребенок садится на    стульчик или возит за собой машину - ребенок все время    смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок    еще не видит взрослого человека, однако без взрослого    он не может овладеть человеческими способами употребления предметов.                                                                    

Социальная ситуация совместной деятельности ребен-    ка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой си-    туации способ действия с предметом, образец действия    принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается    в период раннего возраста. Это предметная деятель-     ность, направленная на усвоение общественно вырабо-    танных способов действия с предметами. Прежде всего    она предметная, потому что мотив деятельности заключа ется в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

По Д. Б. Эльконину, развитие ребенка в раннем детстве имплицитно содержит в себе распад этой ситуации. Совместное действие уже потому, что оно предметно, содержит в себе свою гибель.   

 

Билет 9

Нравственное развитие в раннем детстве

Освоение ходьбы значительно расширяет взаимодействие малыша с окружающим миром. Усложняются формы поведения ребенка и расширяется круг доступных малышу предметов. Он все больше включается в совместную со взрослым деятельность, в частности бытовую. В то же время расширяется сфера проявления самостоятельности. Происшедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость введения более сложных нравственных правил. Например, проявлять умение подождать, если воспитатель занят с другим ребенком, бережно обращаться с игрушками, убирать их на место, просить игрушки и делиться ими с другими детьми, не топтать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназначенные для этого места.

Кроме слов «можно» и «нельзя» появляется новый регулятор поведения малыша - слово «надо». Подчиняясь ему, ребенок может противостоять своим желаниям, преодолеть нежелание.

Подчеркнем, что по-прежнему выполнение норм и подчинение правилам имеет для малыша не самостоятельное значение, а служит средством поддержания положительных контактов со взрослым. Стремление заслужить положительную оценку, быть «хорошим» побуждает малыша действовать так, как этого требуют педагоги и родители.

Требования, предъявляемые к малышу (от 1 года до 2 лет), должны быть обязательно посильны и положительно окрашены. Выдвигая их, необходимо учитывать желания ребенка и не ущемлять его интересы, растущее стремление к самостоятельности. Чрезмерно частые, необоснованные одергивания и запреты отрицательно влияют на поведение малыша, вызывая у него протест. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть запретов. Иначе он их забывает, путает и в результате не понимает, что можно делать, а что нельзя. Важно не только указать малышу на те действия, которые нежелательны, но обязательно показать то, что можно. Ребенок должен знать, где не запрещается проявлять активность.

Если взрослый сознательно выдвигает требования малышу, делает это систематически, следит, чтобы они не противоречили друг другу, и неукоснительно проверяет их выполнение, то следование таким правилам становится привычным для малыша.

Ребенок быстро и четко реагирует на привычные правила, у него складываются послушание, дисциплинированность, организованность, потребность выполнять просьбы взрослых. А появление этих качеств, в свою очередь, создает предпосылки для усвоения более сложных правил поведения. Например, на втором году жизни ребенка учат бережно относиться к игрушкам и убирать их на место. А в возрасте 2-3 лет ребенок должен замечать поломанную игрушку и просить взрослого ее починить.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребенка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В.Г.Белинский.

Так, взрослый показывает малышу, куда и как надо убирать игрушки, и приучает его сначала вместе, а затем самостоятельно это делать. Он каждодневно организует выполнение ребенком правила «после игры игрушки нужно расставлять по местам».

В раннем детстве ребенок уже может понять определенные правила, которые необходимо выполнять во взаимодействии с людьми или предметами. Конечно, такое понимание ограничено рамками наглядного, практического мышления малыша. Оно охватывает немногие признаки, данные в конкретной ситуации, в которую включен ребенок. Шумел - и разбудил бабушку. Не убрал игрушки - они потерялись. Разорвал книжку - ее нельзя читать. Разбил чашку - из нее нельзя пить молоко.

Указанные примеры говорят о том, что понимание правила и нормы поведения основано на собственном опыте малыша, когда он наблюдает или ощущает на самом себе негативные последствия при нарушении правил и позитивные - при соблюдении. Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен мотивировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыт деятельности ребенка.

Стремление малыша к совместной со взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.

Взрослый учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент малыш видит в жизни или на картинке: «Мальчик толкнул другого мальчика. Так делать нельзя. Это плохо».

Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.

В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки малыш выполняет по побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке газету, угостить сверстника конфетой.

Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нарушает запреты. Чтобы устранить возможность нарушения запретов, целесообразно убрать предметы, с которыми не разрешается действовать, в недоступное место; исключить возможность того, что ребенок их найдет или достанет; сделать недоступными опасные места; создать условия для положительных проявлений активности и самостоятельности (например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в коем случае не следует разрешать ребенку делать то, что будет потом запрещено.

Нравственное поведение ребенка слито с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Малыш скорее поделится игрушкой или сладостями с тем сверстником, к которому у него взрослый вызвал сочувствие. Поэтому хорошее настроение, доброжелательность к окружающим создает предпосылку для нравственных проявлений.

В раннем детстве, когда взрослый выдвигает определенные требования к малышу и следит за их выполнением, помогает доводить начатое дело до конца, правильно оценивает положительные и отрицательные поступки, мотивирует свои требования, можно воспитать у ребенка такие нравственные качества, как стремление помочь, умение считаться с интересами других, терпеливо ждать, не шуметь, не мешать другим, проявлять доброту и отзывчивость.

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:

- нравственное развитие  малыша происходит на фоне  положительного отношения ко  взрослому;

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"