Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпоры политическая психология.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать файл)

Одним из таких источников является богатство - владение материальными  ценностями в виде денег, собственности или средств производства. Субъекты, обладающие богатством, осуществляют власть в обществе и государстве самыми различными способами и средствами: самим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики; финансированием определенных политических партий, движений, избирательных и политических  кампаний; влиянием на характер конституционных режимов, на формирование общественного мнения, на деятельность различных групп давления в парламентах, государственных учреждениях и общественных организациях и т. д.

Важнейшим источником власти являются знания и информация (единое информационное пространство). Обладание знаниями и контроль над информацией дают реальную власть в экономической и политической жизни общества. Как считает известный американский ученый Олвин Тоффлер, в конце ХХ - начале ХХI века именно знания и информация становятся важнейшими источниками власти. В современном мире, -  подчеркивает он, - знания в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти.

Наконец, специфическим  источником власти является сам человек как универсальный, многофункциональный источник власти, создающий все другие ее источники. Человек - создатель богатства, фактор силы, носитель и распространитель знаний и информации. В то же время человек не только источник, но и субъект и объект власти.

Любая власть - это субъектно-объектное  отношение, поэтому ее структурными элементами являются: субъект и объект. Властвующий субъект, воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть как отдельный человек, так и общность людей: социальная группа, класс, партия, государство, коалиция государств. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы  субъект власти обладал рядом качеств. Прежде всего – это  желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях, директивных указаниях, приказах и т. д. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью, ибо сама власть не является для них ценностью. Многие предпочли бы вообще уклониться от руководящих должностей и связанных с ними напряженностью, ответственностью, если бы власть не открывала для них широкие возможности для получения различного рода социальных благ: высокого дохода, престижа, социального статуса,  выгодных связей, привилегий и т. д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную  с этим   ответственность, субъект власти должен обладать и другими качествами: быть компетентным; знать дело, за которое берется; уметь руководить подчиненными; обладать авторитетом и др. Конечно в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами, но все же воля, знания, умения, профессионализм – неотъемлемый атрибут власти. Это главнейший гарант обязательной выполнимости объектом требований субъекта власти.

В механизме властного  отношения именно субъект определяет его содержание. Как правило, это делается через приказ, распоряжение или команду, в которых предписывается поведение объекта власти, указываются санкции, которые последуют вследствие выполнения или невыполнения воли субъекта. От приказа, распоряжения. характера содержащихся в них требований во многом зависят деятельность и поведение объекта власти.

Немаловажную роль в  системе властных отношений играет и объект власти. Это обусловливается тем, что власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие субъекта и объекта. Она невозможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствуют подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти, несмотря на то, что, стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. Как подчеркивает Б. Барнс, «власть индивида, обладающего ею фактически, зависит от способности к действию других. Этот индивид подобен водителю, имеющему в своем распоряжении автомобиль. Его власть заключена в самом автомобиле, зависит от характера двигателя и т. д. Водитель распоряжается этой властью и, можно сказать, владеет ею. Совершенно аналогично этому индивид обладает властью лишь в известном смысле. Поскольку она заключается в социальном контексте и находится  вне ее обладателя. Власть присуща тем индивидам, которые владеют ею».

Власть как социальный феномен, охватывает все сферы общественной жизни. И политическая сфера в данном случае не является исключением. Особый теоретический и практически значимый интерес в рамках данной лекции представляет собой рассмотрение механизма функционирования различных типов политической власти.

 

  1. Психологический механизм функционирования различных типов политической власти.

Психологический компонент  механизма функционирования власти.

В любом современном  обществе отношения власти исключительно  многообразны, изменчивы, текучи, относительны. Для того, чтобы их упорядочить, стабилизировать власть в обществе, сделать ее способной к выполнению возлагаемых на нее функций, власть должна быть институциализирована, закреплена в той или иной форме политического господства.

Процесс политического господства, т.е. властвования, упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти.

Под механизмом функционирования политической власти обычно понимают совокупность субъектов политики и норм, средств, методов и форм их деятельности, из которых складывается процесс функционирования политической власти в обществе.

Важнейшими звеньями механизма  политической власти являются:

  • политические партии;
  • парламент;
  • правительство;
  • аппарат политического принуждения.

Центральную роль в механизме функционирования власти в обществе играют высшие институты государственной власти - президент, правительство, парламент, суд и прокуратура. Именно они выступают главным звеном принятия и осуществления решений. От их деятельности зависят степень централизации власти и распределение полномочий между другими властными структурами.

Механизм власти, выражаясь в  определенном типе власти (тоталитарная, авторитарная, демократическая)  действует во всяком обществе, во всех его сферах, на всех уровнях его социальной структуры.

Механизм функционирования власти в различных общественных структурах, кроме существенно общих черт, имеет свои специфические формы проявления, способы и методы властвования. Более того, разные формы проявления механизма властных отношений и придают главным образом отличительные черты отдельным обществам, их политическим, экономическим, социальным, духовным и другим отношениям.

В тоталитарном обществе в основе механизма политической власти лежит система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, политической, социальной, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый политическим лидером, вождем (фараон, царь, «фюрер», «дуче», «отец народов» и т.п.).

Важнейшая черта тоталитарной власти  - ее направленность на идеологизацию всей общественной жизни, стремление с помощью различных идеологических институтов подчинить «единственно верному учению» все экономические, социальные, духовные процессы жизнедеятельности общества. При этом идеология носит обязательный характер для всех членов общества. В нацистской Германии, например, был даже издан специальный закон, предусматривающий единую для всех немцев идеологию. Мощная система идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием, монополия на информацию, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников – наиболее характерные признаки, характеризующие механизм тоталитарной власти в духовной сфере общества.

Тоталитарная власть устраняет  общественное мнение, заменяя его  официальными политическими оценками, отрицает общечеловеческие основы морали, всячески подавляет индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т. п.; культивирует стадные чувства (стремление не выделяться, быть как все, уравнительность и др.), а также неизменные инстинкты – классовую или национальную ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т. д. В сознании людей с помощью различных средств усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов властвования.

Ядром механизма тоталитарной власти выступает предельно централизованное  политическое движение за новый порядок во главе с партией нового типа, которая срастается с государством, концентрирует в себе реальную политическую власть в обществе. Запрещаются всякая политическая оппозиция и создание без санкции власти любых общественных организаций.

 Страх и слепая вера - главные ресурсы механизма тоталитарного управления обществом.

Тоталитарная власть всегда формирует  или пытается формировать адекватную себе социальную структуру общества, на которую можно было бы опереться в достижении намеченных целей. Для этого провозглашается превосходство определенного класса, нации или расы, все люди делятся на своих и чужих, обязательно находится внутренний или внешний враг. В процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средства существования, работу, жилище и т. д. При этом личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль.

 В целом отношения  тоталитарной власти и ее механизм  строятся по принципу: «Запрещено все, кроме того, что приказано».

Авторитарная власть представляет собой альтернативу тоталитарной власти. По своей сущности - это неограниченная власть одного человека или группы лиц, характеризующаяся чрезмерным централизмом в управлении, опорой на силу, нетерпимостью к политической оппозиции, но допускающая автономию личности и общества в неполитических сферах их жизнедеятельности.

Авторитарная политическая власть по своим характерным чертам, признакам и механизму функционирования занимает как бы промежуточное положение между тоталитарной и демократическими властями. С тоталитарной властью её роднит прежде всего диктаторский, не ограниченный законами характер властвования, с демократической - наличие автономных, нерегулируемых властью общественных сфер, например, экономики и частной жизни людей, сохранение отдельных элементов гражданского общества.

Отказ от тоталитарного  контроля над обществом, невмешательство  или ограниченное вмешательство  в неполитические сферы жизнедеятельности  общества, и прежде всего в экономику, - наиболее существенная черта авторитарной власти.

Авторитарная власть запрещает лишь определенные, главным  образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Она не вмешивается в культуру, религию, частную жизнь людей, допускает возможность существования ограниченного количества политических партий, профсоюзов и некоторых других общественных организаций, но лишь при условии их подконтрольности властным органам.

Механизм функционирования авторитарной власти опирается (потенциально и реально) прежде всего на силу. Власть может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких кругов населения страны, однако она обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого. В принципе авторитарная власть может позволить себе любые силовые действия по отношению к гражданам своей страны.

Отношения этой власти с  обществом строится по принципу: «Разрешено все, кроме политики».

Авторитарную власть иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Действительно, авторитаризм вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Однако воздействие авторитарной власти на общественное развитие в связи с этим имеет как свои сильные, так и слабые стороны.

Сила и достоинство  авторитарной власти особенно ощутимы  в экстремальных условиях. Она, например, обычно обладает сравнительно высокой способностью обеспечить общественный порядок, осуществить быструю реорганизацию общественных структур вопреки сопротивлению консервативных сил, сконцентрировать усилия и ресурсы на решении определенных социальных задач. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения различного рода радикальных реформ в обществе.

Слабой стороной авторитарной власти является то, что она полностью  зависит от позиции, которую занимает глава государства или группа высших руководителей, отсутствие обратной связи с членами общества, т. е. с теми, на кого направлена эта власть.  Авторитарная власть в конечном счете порождает глубокую пропасть между собой и народом, и как следствие – массовое отчуждение народа от власти. Вместе с отчуждением авторитарная власть порождает характерные чувства недоверия, тревоги, апатии и даже отвращения к действиям властных структур со стороны широких народных масс.

Через авторитарные формы  власти прошли практически все государства, которые в силу исторических условий задержались в своем социально-экономическом и духовном развитии. При достижении определенного экономического, социального, политического и духовного развития общества авторитарная власть становится тормозом его дальнейшего прогресса и заменяется демократической властью.

Демократическая власть - это один из основных типов политической власти. Она воплощает в себе идеи самоуправления и партиципации (участия) - главным образом на местном уровне и на производстве, представительства - в масштабе всего общества. Это по существу репрезентативная (представительная) демократическая власть, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Реально она существует в двух своих основных формах: в форме парламентаризма - системы правления, основанной на верховенстве власти парламента, делегированной ему народом. При этом парламент самостоятельно формирует кабинет министров, избирает премьера, назначает органы конституционного надзора и другие органы государственной власти. И  в форме президентского правления, в которой верховная власть принадлежит президенту страны, избираемому всенародным голосованием, парламентом либо каким-нибудь особым институтом, например Учредительным собранием. Президент имеет значительную политическую самостоятельность: не может быть отозван или переизбран досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных конституцией; пользуется конституционным правом созыва и роспуска парламента – при соблюдении определенных процедур; обладает правом законодательной инициативы, доминирующего участия в формировании правительства и подборе его главы – премьер-министра. Президент может и сам возглавить правительство.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"