Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпоры политическая психология.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Сущность и содержание политического сознания.

 

Большинство современных  исследователей рассматривает политическое сознание как многомерное, неоднородное, «пульсирующее», внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения (в противовес, скажем, коллективному бессознательному в политике).

В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политико-психологическими понятиями и категориями.

1. В частности, оно тесно связано с политической культурой — генетически, политическое сознание является ее производным, высшим уровнем и, одновременно, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом.

2. Политическое сознание тесно связано с политическим поведением — политическое сознание выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения.

3. Оно связано с политической системой общества — политическое сознание представляет собой ее субъективный фундамент, так сказать, «человеческую основу», и др.

В традиционном марксистском понимании политическое сознание трактуется как одна из форм общественного сознания, возникающая как отражение, прежде всего, социально-экономических условий бытия людей.

В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях.

Понятие политического  сознания имеет достаточно длительную историю употребления в различных областях обществознания, однако специально разрабатывается в основном в рамках поведенческого направления в политологии. Оно приобрело особую популярность к середине XX века, после того, как выявилась ограниченность ортодоксального бихевиористского течения и обнаружилось, что понимание политического поведения и, шире, динамики политических процессов вообще требует внимания к таким «независимым переменным», как политическое сознание и, вся психическая сфера субъекта этого поведения. Категория политического сознания оказалась удобной за счет широты вкладываемого в нее содержания, значительной объяснительной силы, а также благодаря тому, что стала своеобразным узловым понятием, аккумулировавшим разрозненные до того взгляды и данные разных научных дисциплин. Такое синтетическое свойство и позволило понятию политического сознания стать одним из основополагающих в новой, во многом синтетической по своему происхождению политико-психологической науке.

Политическое сознание даже в рамках политической психологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными направлениями внутри различных направлений политической науки в целом.

Политическая социология выделяет в политическом сознании несколько иные, прежде всего идеологический и массовый уровни, и сосредотачивает внимание на раскрытии содержательных характеристик консервативного, либерального, реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного, демократического и других конкретных типов политического сознания, трактуя его прежде всего как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшихся вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической действительности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказывающие на него значительное искажающее влияние.

Исследование политического  сознания средствами политической психологии характеризуются стремлением соединить анализ его социально-политического содержания и индивидуальных механизмов его функционирования, используя общие и социально-психологические понятия (потребности, интересы, ориентации, установки и т. п.), оценивая политическое сознание на основе данных, касающихся информированности людей в отношении политики, характера их мировоззрения, системы ценностей и т. п.

Политическое сознание как форма (сфера общественного сознания) является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, т. е. политических отношений. Политическое сознание – это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям.

Что же в нем отражается и оценивается? Прежде всего отношение к власти, способам, формам ее организации и реализации, к политическим силам различной направленности и методам их деятельности. Следует отметить то обстоятельство, что политическая деятельность является именно той основой, на которой формируется политическое сознание. Оно предстает прежде всего как осознанное, осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения и оценки. Политическое сознание является продуктом рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания и особенностей политических отношений.

Политическое сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений.

Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности и политического поведения.

Политизация общественного и индивидуального  сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу происходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства, формируются институты социального управления и публичной власти.

При этом следует отметить, что  генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, отношениями органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания, как наука, мораль, религия, правосознание.

 

  1. Психологическая характеристика структуры политического сознания.

Политическое сознание в гносеологическом плане есть форма чувственного рационального познания предметов, попадающих в политическое «поле». Многие западные политологи выделяют в его предметном содержании три взаимосвязанных уровня: когнитивный, аффективный и оценочный, получившие конкретное воплощение соответственно в политических знаниях, политических эмоциях и настроениях, политических оценках.

В советском обществоведении  политическое сознание долгое время  однозначно отождествлялось с идеологией, затем стало трактоваться как бинарная структура, включающая наряду с идеологией политическую психологию. Эта движущая модель широко используется и в современной российской политологии. При этом политическая идеология трактуется как «совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и государств», как «определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или на ее использование) и добивающаяся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным целям» и т. п. – словом как механизм рационального обоснования и защиты статуса, властных интересов и притязаний  определенных социальных общностей.

Что касается политической психологии, то ее, как правило сводят к совокупности эмоций, настроений, мнений, установок, проявлений воли и т. д. в сфере политических отношений, но это не совсем точно. В политической психологии четко выделяется две части: устойчивая (психологический склад этноса, личности; традиции; здравый смысл; нравы) и динамичная (эмоции, чувства, настроения, переживания и др.). Наличие устойчивых эмоций, стереотипизация чувств делает поведение человека в политике прогнозируемым.

Некоторые политологи выделяют в составе политического сознания еще и политическую науку как деятельность, направленную на продуцирование нового знания, и получаемый в итоге продукт.

Традиционно принято  логически расчленять политическое сознание на «теоретическое» и «обыденное». Первое трактуется как целенаправленно создаваемая система рациональных суждений, призванных дать разумное, научное объяснение всего того, что происходит в сфере политики. Второе – обыденное политическое сознание – формируется стихийно, само по себе, в процессе повседневной практики, причем его субъектами оказываются все, включая самих теоретиков. Характерными чертами этого сознания являются фрагментарность, бессистемность, противоречивость, ярко выраженная эмоциональная окрашенность, подвижность. В реальном жизненном процессе, особенно в развитых обществах, обыденное сознание несет на себе более или менее отчетливую печать воздействия теоретического сознания. Тем не менее, именно обыденное политическое сознание играет определенную роль в формировании как общественного мнения, так и политического поведения – особенно на массовом уровне. При этом предполагается, что элементы теоретического и обыденного сознания мы можем обнаружить, хотя и в разном соотношении и сочетании, во всех разновидностях (типах) политического сознания.

К настоящему времени  в российской политической психологии сформировался широкий спектр аналитических моделей политического сознания, в основание которых положены различные признаки и которые «высвечивают» это сознание в разных планах.

На шкале исторического  времени принято выделять: «прогрессивное», «консервативное» и «реакционное» сознание.  По месту и роли в исторической системе «доминирующее» и «периферийное» сознание. Действующие в современном обществе механизмы регулирования социально-экономических и политических  процессов позволяют выделить «этатистское», т. е. государственное и «рыночное» сознание.

Наряду с одномерными  моделируются и  многомерные (синтетические типологии, построенные в соответствии с матричным принципом) типы. Так, политико-идеологические ориентации дают возможность выделять: «консервативное», «либеральное», «леворадикальное», «праворадикальное», «центристское» и др. типы политического сознания.

На основании партийно-групповых  позиций и политических режимов  определяются «демократическое», «авторитарное», «тоталитарное», «социалистическое» и др. типы политического сознания.

Политическое сознание конкретного общества представляет собой смешанное образование. Наряду с элементами, порожденными самим этим обществом и отражающими его коренными признаками, такое сознание включает элементы, сложившиеся в предшествующих и параллельно существующих обществах, а степень сбалансированности и соотношения разных элементов в рамках данного сознания может варировать, так что в одних случаях налицо более или менее «гомогенное», а в других - ярко выраженное «гетерогенное» (неоднородное) политическое сознание  со всеми вытекающими отсюда политическими и цивилизационными последствиями.

Особенно характерно  «гетерогенное» политическое сознание для переходных обществ, к числу которых принадлежит и современная Россия. Смешанный характер присущ также групповому, региональному, а в известной мере и индивидуальному политическому сознанию. При этом чем больше расходятся политические ориентации составляющих общество групп (например, по линии элиты - неэлиты, федеральный центр – регионы, регионы –районы и т. п.), т. е. чем более разорваннее в итоге оказывается политическое сознание общества, тем больше угроза его стабильности.

Современные политологи единодушно признают тесную связь политического сознания с политической культурой. Однако вопрос о характере этой связи остается предметом дискуссий. Одни «растворяют» политическое сознание в политической культуре, другие политическую культуру в политическом сознании. Более рациональной выглядит позиция, согласно которой политическое сознание и политическая культура – это частично перекрывающие друг друга, относительно автономные феномены. С одной стороны, политическое сознание шире политической культуры, поскольку последняя включает только наиболее репрезентативные, психические, устойчивые проявления (представления, убеждения, чувства, оценки) политического сознания. С другой стороны, политическая культура шире политического сознания, поскольку в нее входят устойчивые модели поведения индивидов и групп, не выводимые из политического сознания, равно как и модели функционирования политических институтов, не выводимые из политического поведения индивидов и групп. Политическая культура воспроизводит («увековечивает») определенные стереотипы политического сознания, обеспечивает идейную преемственность поколений. Политическое сознание, в свою очередь, «подпитывает» политическую культуру, формирует новые стереотипы, дополняющие или вытесняющие старые элементы политической культуры.

Политическое сознание личности, социальной группы, общества выполняет определенные функции:

- когнитивную, выражающую потребность человека и общества в отражении и уточнении групповых и общих  коллективных интересов;

- идеологическую, характеризующую потребность в защите интересов группы или общества в целом;

- коммуникативную, обеспечивающую взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и с институтами власти;

- прогностическую, выражающую способность группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов;

- воспитательную, задающую политической активности людей желательную для общества или группы направленность, соответствующую тем или иным идеалам класса, нации, государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"