Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпоры политическая психология.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с этим документом под геноцидом понимается: групповое убийство; причинение серьезных  телесных или психических повреждений членам какой - либо группы; сознательное ухудшение жизненных условий группы, которые влекут за собой ее полное или частичное физическое уничтожение; предотвращение деторождения среди членов группы, насильственное передача детей из одной группы в другую.

Таким образом, к преступлениям  геноцида мировая юридическая практика относит любые действия, направленные ни против отдельных людей, которые нарушили закон, а против какой – либо их общности в том случае, когда эти действия наносят серьезный ущерб людям из этой группы в отношении здоровья, жизни и продолжения рода.

Терроризм (от латинского террор – страх, ужас) – политика и тактика террора, то есть совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия, которые используют террористы для достижения своих античеловеческих целей.

Терроризм – форма, метод  социально-политической борьбы осуществляемый путем систематического применения неограниченного насилия или угрозы его применения, вплоть до убийства, в целях устрашения, подавления и уничтожения политических и других противников.

Терроризм может быть направлен как против государственных  и общественных деятелей, органов и организаций, так и против обычных граждан. Он осуществляется не только в виде убийств и соответствующих угроз, но в виде взрывов, вооруженных нападений, угонов транспорта, самолетов и т.д.

Терроризм бывает индивидуальным, групповым (организованным) и даже возводится в ранг государственной политики, что особенно опасно. Он может выступать как внутри государственное явление, а порой принимать и международный характер.

Для терроризма как особого  метода политического насилия (политического  терроризма) характерны: целенаправленность, жестокость, расчет на внешний эффект и психологическое воздействие.

Терроризм и в прошлом  и в настоящее время присутствует так или иначе в социально-политической жизни многих стран (например Ирландская республиканская армия в Ольстере, сепаратистские группировки в Испании, палестинские и израильские экстремисты на Ближнем Востоке, группировки Бен Ладена и др.).

Терроризм за последние  годы захлестнул и большую часть  территории России, где стали многочисленными  заказные убийства политических и общественных деятелей, журналистов, предпринимателей и банкиров. Подтверждением этому  служат теракты последних лет  в Москве, Волгодонске, Махачкале и Чечне.

 

  1. Психология политической элиты общества. Психологические особенности российской политической элиты.

Все мы являемся свидетелями  глубоких качественных перемен и  трансформаций, которые характеризуют современный мир. Это в полной мере касается России и стран, появившихся из бывшего Советского Союза. Сложно и противоречиво в условиях серьезных политических и социально-экономических потрясений в нашей стране формируются рыночные отношения и новые социальные слои. Однако постепенно все же  преодолеваются негативные последствия тоталитарного прошлого, складываются демократически ориентированные государственно-властные и управленческие структуры. Все это несколько по-новому ставит вопросы о власти и о ее материальных носителях, авторитете и способности высших государственных инстанций и руководителей местного самоуправления действовать на научной основе и в соответствии с базовыми гуманистическими идеалами.

В этой связи вполне закономерен  и естественен интерес современного общества к проблеме лидерства, личности политического руководителя, его роли в социальном процессе, к закономерностям и особенностям становления и развития тех социальных слоев, которые непосредственно участвуют в выработке и принятии важнейших властно-управленческих решений, своими действиями оказывающими реальное влияние на судьбы людей и страны в целом. Причем этот интерес не только не снижается, а скорее, наоборот, со временем все усиливается. Ведь речь идет о тех людях и слоях, которые  во все времена находились и находятся в фокусе общественного внимания и на авансцене социально-политической истории. Поэтому их никогда не обходили своим пристальным вниманием исследователи, начиная с мыслителей древности.

Подтверждением этого  является классический элититский подход –  «История политики – это история элит. Характер общества, будь то общество справедливое или несправедливое, динамичное или стагнирующее, миролюбивое или милитаризованное, определяется характером элиты. Цели общества определяются элитой и достигаются под ее руководством»1.

Поэтому при анализе  сущности современной политической элиты особое внимание необходимо сконцентрировать на её качественных параметрах: профессиональной компетентности ведущих представителей власти, их образовательных, культурных и этических характеристиках, степени авторитета и легитимности правления — всем, что так важно для объективной оценки общественно-политического, экономического и духовного потенциала современного общества.

 

 

1. Сущность и содержание политической  элиты общества.

 

 Элита (от лат. eligere  и фр. elite) в буквальном смысле слова означает лучшее, отборное, избранное. С ХVII века термин «элита» употреблялся в основном для обозначения товаров высшего качества. Для обозначения же слоя лучших людей общества (например, управленцев, деятелей науки, искусства, полководцев и т.д.) применялись такие термины, как «высший», «привилегированный», «особый» и т.п. Но чаще всего этими  терминами называли государственных, политических деятелей. Определенный анализ сущности элиты, как особого социального слоя встречается уже в трудах Платона, Аристотеля и Конфуция, которые отмечали особое место аристократии в системе управления обществом. Платон, например, считал, что для равновесия уже первичного общества («общества скотов») нужен был «высший класс», класс правителей, способный разумно организовывать и вести общегосударственную жизнь. Заметный вклад в исследование проблем самой власти внесли Т. Гоббс, Т. Карлейль, Н. Макиавелли и Ш. Монтескье2. Вначале ХХ века впервые В.Парето применил термин «элита» для обозначения высшего слоя общества, который в дальнейшем использовали в своих исследованиях Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс и многие другие ученые.

Большое влияние на развитие теорий элит оказали работы таких  западных социологов и политологов как Г. Алмонд, Р. Арон, М. Вебер, 
Х. Дженнингс, Л. Зиглер, Д. Истон, С. Келлер, Г.Д. Лассуэлл, 
Р. Миллс, Х. Ортега-и-Гасет, Д. Рисмен, Ж. Сорель, О. Шпенглер, С. Элдерсвельд и некоторых других.

Особый научный  интерес, с точки зрения изучения проблем и сущности  власти элит, представляют работы наших соотечественников Н. Бакунина, Н. Бердяева, И. Ильина,  Н. Леонтьева, П. Сорокина, В.И. Ленина и Г.В. Плеханова. Не однозначны по своей сути работы М. Авторханова, В. Восленского, М. Джиласа, в которых отражена роль номенклатурной элиты советского периода России.

Поэтому объектом нашего исследования будет не только высший политический и административно – управленческий слой, а все элитные слои, в том числе и военная элита России. В данной статье мы попытаемся раскрыть сущность, содержание и характерные черты, выделить основные функции и закономерности развития политической и военной элиты.

Общество всегда интересовал  не только факт существования элиты, но и то, что это за люди, почему и как они становятся представителями высших слоев. В научных исследованиях выделяются четыре  основных подхода к определению, характеристике и раскрытию сущности процесса формирования общественной и прежде всего политической элиты. Рассмотрим их подробнее.

Психологический, личностный подход (В. Парето, Л. Боден, М. Вебер и др.). В соответствии с ним в элиту включаются (пробиваются) люди честолюбивые, с высокими запросами и амбициями, способные к руководству, настойчиво стремящиеся к реализации комплекса своих интересов, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством, это, как правило, харизматические личности, герои, обладающие сверхъестественными способностями.

Социально - функциональный подход (Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм, К. Девис, У. Мур, Р. Михельс и др.). Его суть состоит в том, что так как в обществе есть особая функция - управление, то люди, их общности для ее реализации выдвигают своих наиболее подготовленных представителей, которые и составляют этот высший слой - элиту, авторитетных управленцев. Р. Михельс вывел «железный закон олигархических тенденций», согласно которому общество всегда нуждается в определенном «активном меньшинстве» управленцев - элите, а «власть масс – противозаконна». Проанализировав процесс управления, он пришел к выводу, что если управляемая общность людей превышает численность более 1000 человек, то управленцы превращаются в особый, высший слой -   в элиту, в олигархию (т.е. власть немногих).

Организационно - политический подход (Р. Миллс, Б.Д. Бернхейм). Сторонники этого подхода считают, что элиту составляют те, кто в процессе распределения власти и социальной стратификации тем или иным способом занял «командные высоты» в ее различных институтах и участвует в организации управления - они и образуют «властвующую элиту».

Классовый, марксистский подход (К.Маркс, В.Ленин). В соответствии с этим подходом в господствующий, привилегированный слой в капиталистическом обществе попадают прежде всего те, кто владеет собственностью на средства производства, кто контролирует ее функционирование, а, следовательно, обладает возможностью возвыситься над обществом и господствовать над теми, у кого ее нет. Сами К. Маркс и В.И. Ленин этот слой еще не называли «элитой», но в более поздние годы многие политологи стали относить к элите, в том числе и к политической, всех крупных собственников, способных реально влиять на политику государства.

В современной отечественной  политической науке в основном преобладает социально – функциональный подход к изучению политических элит, когда проводится анализ их положения и деятельности. Так, например, Г.К. Ашин выделяет два базовых подхода к выявлению сущности политической элиты: личностный и социально-функциональный. Сторонники первого подхода объясняют существование элиты неким «превосходством» (прежде всего интеллектуальным, моральным и т.д.) одних людей над другими; второго - важностью функций управления, которые детерминируют исключительность людей, выполняющих эти функции.3     

Кроме этого, чрезвычайно  важно отметить, что многие современные  политологи все чаще в элиту включают и тех субъектов, которые лишь занимают высшие административные позиции в обществе, (но у которых не все в порядке с их личностными, особенно с морально-нравственными качествами), тем самым наделяя ореолом «лучших» и тех, кто такого общественного признания далеко не достоин.

Очень ёмкое определение  элиты предлагают Л.В. Бабаева, Е.Я. Таршис и Л.А.  Резниченко. Они отмечают, что: «Элита общества – это социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на процесс управления им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в обществе и, в конечном счете, более активно, результативнее, чем все другие слои, участвовать в формировании тенденций развития общества, возникновения и разрешения социальных конфликтов, одновременно обладая гораздо большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании собственного положения, в выборе своей групповой ориентации по основным общественным проблемам».4

В этом определении мы находим указание на необходимость  наличия особого положения у  социальной  группы, определенных качеств  у нее, позволяющих осуществлять активное воздействие на процесс управления. Такая ёмкость и вместе с тем своеобразная неопределенность не дают ясного представления о таком явлении, как «элита», при этом, говоря о политической элите, дается определение более общей категории «элита». Данное определение, безусловно, расширяет наше представление о самом рассматриваемом явлении и позволяет более полно охарактеризовать сущностные признаки элиты, в том числе и политической.

Из различных подходов к сущности, характеристике и процессу образования элит, логично вытекают следующий вывод: элита – это неотъемлемый атрибут общества. Её существование и функционирование обусловлено: неравенством людей (психофизическим и социальным); естественным разделением труда, требующим разных свойств (способностей) человека; особой значимостью организационно-управленческой деятельности, её относительной независимостью от масс; желанием определенной группы людей более активно, чем другие, участвовать в управленческих отношениях и их стремлением проявить в этом свои способности; возможностью распределять общественные ценности и пользоваться своим привилегированным положением; манипулировать сознанием и поведением масс. Причем, важно при этом заметить, что субъективные предпосылки формирования элиты в последнее время играют всю большую роль и оказывают решающее влияние на процесс выдвижения и отбора, который в зависимости от степени демократичности общества проявляется в трех основных вариантах:

  • открытый – ориентированный преимущественно на личностные качества претендентов в элиту, которые одобряются массами;
  • полуоткрытый, номенклатурный – ориентированный во основном на отбор претендентов из различных слоев общества, но только по рекомендациям партийных и других ангажированных организаций;
  • закрытый, сословный, цеховой – ориентированный на постепенное продвижение претендентов по ступеням иерархической лестницы политической организации.

Важно заметить, что элита, каким бы путем она ни формировались, со временем не может не меняться (обновляться) как по своему составу, так и по способу воспроизводства. В.Парето разработал в связи с этим специальную концепцию «циркуляции элит». В своем труде «Подъем и падение элит» он писал: «История человечества - это история постоянной смены элит: одни возвышаются, другие приходят в упадок» 5. Среди основных причин этого он называет войну и дифференцированную способность различных слоев общества к воспроизводству потомства. Война уничтожает значительную часть элиты, а элитные семьи всегда имеют меньше детей, чем у остальных.

 Естественно, главные  причины смены элит имеют более  сложный и глубокий характер, чем их представлял В. Парето. В действительности смена элит происходит под воздействием не только войн между народами и малой рождаемостью в элитарных семьях, но и в результате революций, развития форм собственности (феодальная, буржуазная, социалистическая, номенклатурно-бюрократическая элита), развития технологии общественного производства, компьютеризации общества и некоторых других факторов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"