Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
В соответствии с этим документом под геноцидом понимается: групповое убийство; причинение серьезных телесных или психических повреждений членам какой - либо группы; сознательное ухудшение жизненных условий группы, которые влекут за собой ее полное или частичное физическое уничтожение; предотвращение деторождения среди членов группы, насильственное передача детей из одной группы в другую.
Таким образом, к преступлениям геноцида мировая юридическая практика относит любые действия, направленные ни против отдельных людей, которые нарушили закон, а против какой – либо их общности в том случае, когда эти действия наносят серьезный ущерб людям из этой группы в отношении здоровья, жизни и продолжения рода.
Терроризм (от латинского террор – страх, ужас) – политика и тактика террора, то есть совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия, которые используют террористы для достижения своих античеловеческих целей.
Терроризм – форма, метод социально-политической борьбы осуществляемый путем систематического применения неограниченного насилия или угрозы его применения, вплоть до убийства, в целях устрашения, подавления и уничтожения политических и других противников.
Терроризм может быть направлен как против государственных и общественных деятелей, органов и организаций, так и против обычных граждан. Он осуществляется не только в виде убийств и соответствующих угроз, но в виде взрывов, вооруженных нападений, угонов транспорта, самолетов и т.д.
Терроризм бывает индивидуальным, групповым (организованным) и даже возводится в ранг государственной политики, что особенно опасно. Он может выступать как внутри государственное явление, а порой принимать и международный характер.
Для терроризма как особого метода политического насилия (политического терроризма) характерны: целенаправленность, жестокость, расчет на внешний эффект и психологическое воздействие.
Терроризм и в прошлом и в настоящее время присутствует так или иначе в социально-политической жизни многих стран (например Ирландская республиканская армия в Ольстере, сепаратистские группировки в Испании, палестинские и израильские экстремисты на Ближнем Востоке, группировки Бен Ладена и др.).
Терроризм за последние годы захлестнул и большую часть территории России, где стали многочисленными заказные убийства политических и общественных деятелей, журналистов, предпринимателей и банкиров. Подтверждением этому служат теракты последних лет в Москве, Волгодонске, Махачкале и Чечне.
Все мы являемся свидетелями глубоких качественных перемен и трансформаций, которые характеризуют современный мир. Это в полной мере касается России и стран, появившихся из бывшего Советского Союза. Сложно и противоречиво в условиях серьезных политических и социально-экономических потрясений в нашей стране формируются рыночные отношения и новые социальные слои. Однако постепенно все же преодолеваются негативные последствия тоталитарного прошлого, складываются демократически ориентированные государственно-властные и управленческие структуры. Все это несколько по-новому ставит вопросы о власти и о ее материальных носителях, авторитете и способности высших государственных инстанций и руководителей местного самоуправления действовать на научной основе и в соответствии с базовыми гуманистическими идеалами.
В этой связи вполне закономерен
и естественен интерес
Подтверждением этого является классический элититский подход – «История политики – это история элит. Характер общества, будь то общество справедливое или несправедливое, динамичное или стагнирующее, миролюбивое или милитаризованное, определяется характером элиты. Цели общества определяются элитой и достигаются под ее руководством»1.
Поэтому при анализе сущности современной политической элиты особое внимание необходимо сконцентрировать на её качественных параметрах: профессиональной компетентности ведущих представителей власти, их образовательных, культурных и этических характеристиках, степени авторитета и легитимности правления — всем, что так важно для объективной оценки общественно-политического, экономического и духовного потенциала современного общества.
1.
Сущность и содержание
Элита (от лат. eligere и фр. elite) в буквальном смысле слова означает лучшее, отборное, избранное. С ХVII века термин «элита» употреблялся в основном для обозначения товаров высшего качества. Для обозначения же слоя лучших людей общества (например, управленцев, деятелей науки, искусства, полководцев и т.д.) применялись такие термины, как «высший», «привилегированный», «особый» и т.п. Но чаще всего этими терминами называли государственных, политических деятелей. Определенный анализ сущности элиты, как особого социального слоя встречается уже в трудах Платона, Аристотеля и Конфуция, которые отмечали особое место аристократии в системе управления обществом. Платон, например, считал, что для равновесия уже первичного общества («общества скотов») нужен был «высший класс», класс правителей, способный разумно организовывать и вести общегосударственную жизнь. Заметный вклад в исследование проблем самой власти внесли Т. Гоббс, Т. Карлейль, Н. Макиавелли и Ш. Монтескье2. Вначале ХХ века впервые В.Парето применил термин «элита» для обозначения высшего слоя общества, который в дальнейшем использовали в своих исследованиях Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс и многие другие ученые.
Большое влияние на развитие
теорий элит оказали работы таких
западных социологов и политологов как Г. Алмонд,
Р. Арон, М. Вебер,
Х. Дженнингс, Л. Зиглер, Д. Истон, С. Келлер,
Г.Д. Лассуэлл,
Р. Миллс, Х. Ортега-и-Гасет, Д. Рисмен, Ж.
Сорель, О. Шпенглер, С. Элдерсвельд и некоторых
других.
Особый научный интерес, с точки зрения изучения проблем и сущности власти элит, представляют работы наших соотечественников Н. Бакунина, Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Леонтьева, П. Сорокина, В.И. Ленина и Г.В. Плеханова. Не однозначны по своей сути работы М. Авторханова, В. Восленского, М. Джиласа, в которых отражена роль номенклатурной элиты советского периода России.
Поэтому объектом нашего исследования будет не только высший политический и административно – управленческий слой, а все элитные слои, в том числе и военная элита России. В данной статье мы попытаемся раскрыть сущность, содержание и характерные черты, выделить основные функции и закономерности развития политической и военной элиты.
Общество всегда интересовал не только факт существования элиты, но и то, что это за люди, почему и как они становятся представителями высших слоев. В научных исследованиях выделяются четыре основных подхода к определению, характеристике и раскрытию сущности процесса формирования общественной и прежде всего политической элиты. Рассмотрим их подробнее.
Психологический, личностный подход (В. Парето, Л. Боден, М. Вебер и др.). В соответствии с ним в элиту включаются (пробиваются) люди честолюбивые, с высокими запросами и амбициями, способные к руководству, настойчиво стремящиеся к реализации комплекса своих интересов, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством, это, как правило, харизматические личности, герои, обладающие сверхъестественными способностями.
Социально - функциональный подход (Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм, К. Девис, У. Мур, Р. Михельс и др.). Его суть состоит в том, что так как в обществе есть особая функция - управление, то люди, их общности для ее реализации выдвигают своих наиболее подготовленных представителей, которые и составляют этот высший слой - элиту, авторитетных управленцев. Р. Михельс вывел «железный закон олигархических тенденций», согласно которому общество всегда нуждается в определенном «активном меньшинстве» управленцев - элите, а «власть масс – противозаконна». Проанализировав процесс управления, он пришел к выводу, что если управляемая общность людей превышает численность более 1000 человек, то управленцы превращаются в особый, высший слой - в элиту, в олигархию (т.е. власть немногих).
Организационно - политический подход (Р. Миллс, Б.Д. Бернхейм). Сторонники этого подхода считают, что элиту составляют те, кто в процессе распределения власти и социальной стратификации тем или иным способом занял «командные высоты» в ее различных институтах и участвует в организации управления - они и образуют «властвующую элиту».
Классовый, марксистский подход (К.Маркс, В.Ленин). В соответствии с этим подходом в господствующий, привилегированный слой в капиталистическом обществе попадают прежде всего те, кто владеет собственностью на средства производства, кто контролирует ее функционирование, а, следовательно, обладает возможностью возвыситься над обществом и господствовать над теми, у кого ее нет. Сами К. Маркс и В.И. Ленин этот слой еще не называли «элитой», но в более поздние годы многие политологи стали относить к элите, в том числе и к политической, всех крупных собственников, способных реально влиять на политику государства.
В современной отечественной политической науке в основном преобладает социально – функциональный подход к изучению политических элит, когда проводится анализ их положения и деятельности. Так, например, Г.К. Ашин выделяет два базовых подхода к выявлению сущности политической элиты: личностный и социально-функциональный. Сторонники первого подхода объясняют существование элиты неким «превосходством» (прежде всего интеллектуальным, моральным и т.д.) одних людей над другими; второго - важностью функций управления, которые детерминируют исключительность людей, выполняющих эти функции.3
Кроме этого, чрезвычайно важно отметить, что многие современные политологи все чаще в элиту включают и тех субъектов, которые лишь занимают высшие административные позиции в обществе, (но у которых не все в порядке с их личностными, особенно с морально-нравственными качествами), тем самым наделяя ореолом «лучших» и тех, кто такого общественного признания далеко не достоин.
Очень ёмкое определение элиты предлагают Л.В. Бабаева, Е.Я. Таршис и Л.А. Резниченко. Они отмечают, что: «Элита общества – это социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на процесс управления им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в обществе и, в конечном счете, более активно, результативнее, чем все другие слои, участвовать в формировании тенденций развития общества, возникновения и разрешения социальных конфликтов, одновременно обладая гораздо большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании собственного положения, в выборе своей групповой ориентации по основным общественным проблемам».4
В этом определении мы находим указание на необходимость наличия особого положения у социальной группы, определенных качеств у нее, позволяющих осуществлять активное воздействие на процесс управления. Такая ёмкость и вместе с тем своеобразная неопределенность не дают ясного представления о таком явлении, как «элита», при этом, говоря о политической элите, дается определение более общей категории «элита». Данное определение, безусловно, расширяет наше представление о самом рассматриваемом явлении и позволяет более полно охарактеризовать сущностные признаки элиты, в том числе и политической.
Из различных подходов к сущности, характеристике и процессу образования элит, логично вытекают следующий вывод: элита – это неотъемлемый атрибут общества. Её существование и функционирование обусловлено: неравенством людей (психофизическим и социальным); естественным разделением труда, требующим разных свойств (способностей) человека; особой значимостью организационно-управленческой деятельности, её относительной независимостью от масс; желанием определенной группы людей более активно, чем другие, участвовать в управленческих отношениях и их стремлением проявить в этом свои способности; возможностью распределять общественные ценности и пользоваться своим привилегированным положением; манипулировать сознанием и поведением масс. Причем, важно при этом заметить, что субъективные предпосылки формирования элиты в последнее время играют всю большую роль и оказывают решающее влияние на процесс выдвижения и отбора, который в зависимости от степени демократичности общества проявляется в трех основных вариантах:
Важно заметить, что элита, каким бы путем она ни формировались, со временем не может не меняться (обновляться) как по своему составу, так и по способу воспроизводства. В.Парето разработал в связи с этим специальную концепцию «циркуляции элит». В своем труде «Подъем и падение элит» он писал: «История человечества - это история постоянной смены элит: одни возвышаются, другие приходят в упадок» 5. Среди основных причин этого он называет войну и дифференцированную способность различных слоев общества к воспроизводству потомства. Война уничтожает значительную часть элиты, а элитные семьи всегда имеют меньше детей, чем у остальных.
Естественно, главные
причины смены элит имеют