Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпоры политическая психология.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать файл)

Это общество сразу начало издание своего журнала «Политическая  психология». В настоящее время  публикации по политико-психологической проблематике появляются во всех практических изданиях по политической психологии.

В ISPP сейчас более 1000 членов практически со всех континентов. Ежегодно оно проводит свои собрания, посвященные наиболее актуальным теоретическим проблемам. Например, в 1994 году такое собрание проводилось в Испании и рассматривало тему «Психологические аспекты политики Испании». В 1995 году в Вашингтоне собрание обсуждало проблему «Национальное строительство и демократия в мультикультурных обществах».

Хотя политическая психология получила действительно международное признание, однако большая часть исследователей живет и работает все же в США и Канаде. Можно назвать имена таких крупных ученых, как М. Херман, Джин, К. Нитсон, Р. Сигел, Д. Джордж, Р. Кристи и десятки их коллег практически во всех американских университетах.

В Европе существуют свои давние традиции анализа политико-психологических явлений. Успешно работают в области политико-психологических исследований в Германии (А. Ашкенази, П. Гимидт, Г. Мозер и др.), Франции (А. Першерон, А. Дорна), Великобритании (Х. Хаст, М. Биллинт), Финляндии, Голландии, Чехии, Испании, Польше и др. странах.

Следует отметить, что  интерес к политической психологии наблюдается и в таких регионах, где раньше и политическая наука, и психология не имели развитых традиций. Так, в последние годы исследования в этой области проводятся в Латинской Америке, в Африке, в Китае, Индии, Пакистане, Австралии и Новой Зеландии.

Хотя единичные книги  и статьи по политической психологии появлялись в мировой печати и ранее, отсчет современного этапа развития политической психологии принято вести с издания в 1973 году коллективной монографии под редакцией Джина Клутсона «Руководство (пособие) по политической психологии», в которой подведены итоги развития этой науки и выделены важнейшие направления для дальнейшего исследования.

Другой крупной вехой  было появление монографии под редакцией  М. Херман в 1986 году (Политическая психология: современные проблемы). Эта книга дает представление о тех изменениях, которые произошли в политической психологии.

М. Херман выделила следующие  позиции:

1) Большинство исследователей  пришло к выводу, что фокус  изучения должен быть сосредоточен  на взаимодействии политических и психологических феноменов;

2) Объектом исследования  должны стать наиболее значимые  политические проблемы, к которым  привлечено внимание общественности;

3) Следует уделить  значительно больше внимания  политическому и социальному контексту анализируемых психологических явлений;

4) Необходимо изучать  не только результат тех или  иных психологических воздействий на политику, но и пытаться понять процесс формирования тех или иных политических убеждений.

5) Современные политические  психологи стали гораздо более терпимыми в отношении метода сбора данных и исследовательских процедур, полагая, что методологический плюрализм – неизбежное явление на нынешнем этапе развития теории.

О состоянии науки  во многом можно судить по тому, как  и кому она преподается. В качестве примера можно сослаться на практику университетов США и Канады. Так, в 90-е годы ХХ столетия в 78 университетах читалось более 100 курсов политической психологии. Лекции и семинары по политической психологии слушало более 2300 студентов только на младших курсах. Преподавание ведется как для студентов-политологов, так и для психологов (хотя в меньшей степени).

Другим параметром развития науки является ее прикладное использование. Так, политические психологи активно  привлекаются для поиска решений в конфликтных ситуациях (Карибский кризис, Кэмп-Дэвидская сделка между Израилем и Египтом). Специалисты по политическим коммуникациям в разных странах Европы и Америки внесли свой вклад в подготовку политических лидеров к парламентским и президентским выборам.

Интерес к работам  по политической психологии проявляют  политики всех ориентаций. Они используют данные этой науки для налаживания отношений с общественностью, для мобилизации населения на выполнение реформ, для принятия решений по важнейшим стратегическим направлениям политики.

 

 

  1. Основные школы и концепции современной политической психологии.
  2. Политика как психологический феномен. Три блока психики в политике.

Та или иная власть необходима в любом обществе и  общества без власти так же неизвестны этнографам, как и общества без семьи или без собственности.

Властью называется возможность  заставить или убедить других людей действовать определенным образом или по определенным правилам. Властью обладают Президент или монарх по отношению к гражданам страны, сержант по отношению к солдату, родители по отношению к ребенку, воспитательница детского сада по отношению к воспитанникам, влюбленные по отношению друг к другу. Чаще всего власть осуществляется в рамках определенных институтов - армии, семьи, государства - но может существовать и в рамках неформализованных сообществ. Почти каждый человек обладает властью по отношению к какому-то числу других людей и, одновременно, для каждого из нас существует масса людей, которые могут заставить или убедить нас совершать те или иные поступки, т. е. обладают властью по отношению к нам. При этом, власть, допустим, президента или премьер-министра для рядового человека предстает весьма опосредованной и может вообще не замечаться, в то время, как власть непосредственного начальника на работе или диктатура хулигана-второгодника в школьном классе безусловно осознаются и являются фактором, определяющим повседневную жизнь человека. Однако ничья власть не является абсолютной, она всегда ограничена либо законами и традициями, либо объективными параметрами ситуации. Тиран может отправить на казнь любого из своих подданных, но не может, например, запретить религиозные обряды. Или он способен творить любой произвол в своей столице, но человек, отъехавший от нее на два дня пути, может оказаться уже вне его досягаемости просто в силу отсутствия эффективных коммуникаций.

Конечно, власть, исходящая  сверху, распространяется на большее  число людей, чем власть тех, кто  находится внизу, но сами взаимоотношения  между носителем власти и тем, кто ему подчиняется, не зависят непосредственно от места двух этих субъектов на социальной лестнице. Таким образом, было бы неверным считать, что власть сосредоточена на высших этажах общества или государства. Она распределена по всем уровням социальной иерархии. Одни и те же психологические закономерности могут быть обнаружены и в большой политике, и во взаимоотношениях рядовых граждан. При этом где-то обнаруживаются «сгущения» власти - в каких-то структурах кто-то обладает очень большой властью по отношению к другим людям, а где-то - своеобразные «разрежения» - власть, как будто бы, вовсе не существует, никто не подчиняется никому, по крайней мере, носители власти и применяемые ими методы управления не видны ни стороннему наблюдателю, ни, иногда, даже и самим участникам взаимодействия. Примерами первого вида ситуации могут быть двор тирана или подростковая банда, примером ситуации второго типа - сообщество хиппи.

Феномен власти, как и  любое явление реальной жизни, не является предметом монопольного анализа какой-либо одной науки. Проблема власти рассматривается в политологии, в юриспруденции, в истории и, конечно, в психологии. Предметом психологического анализа являются не властные отношения, как таковые, а скорее, их субъективные аспекты - восприятие институтов власти, установки по отношению к властным фигурам, адекватность осознания степени зависимости от носителей власти и т. д. Но, пожалуй, самый интересный вопрос - это проблема психологических механизмов власти: почему люди готовы принимать одну власть, подчиняться одним людям или правилам, но решительно, иногда - жертвуя жизнью, отвергают другую? Что дает одним людям власть над другими?

 

1. Власть как психологический феномен.

Термин «власть» в  обыденной жизни и в научной  литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы говорят о власти объективных законов развития общества, экономисты - о власти экономической, политологи - о власти политической, юристы - о правовой, государственной и судебной власти, военные - о военной власти, богословы - о власти Бога. Есть также понятия законодательной и исполнительной власти, власти массовых и профессиональных общественных союзов и организаций, этнических общностей, власти средств массовой информации и др. Как писал русский юрист А. С. Алексеев, «властвует также и чарующая красота, и гениальный ум, и художественный талант, и мода».

Весь спектр теоретических  подходов к пониманию феномена власти позволяет определить ее следующим образом: во-первых, - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, убеждения, принуждения; во-вторых, - это политическое господство над людьми; в-третьих, - это система государственных органов управления; в-четвертых, - это лица, органы, облеченные соответствующими административными полномочиями.

Специфическим признаком  власти является доминирование властной воли.

Как нам представляется в этом определении раскрыта сущность власти, показана ее многоплановость, многогранность, сформулированы важнейшие ее признаки, показаны основные структурные элементы. Конечно, как и любая дефиниция, это определение может уточняться. И это подтверждает и отечественная, и мировая практика.

Так, в современной российской научной литературе власть рассматривается в трех основных аспектах: 1) как  необходимая функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности; 2)  как организованная сила, обеспечивающая единство действий и устойчивый порядок в обществе; 3) как реальная способность человека осуществлять свою волю, навязывать ее другим людям с помощью специальных властных методов. Существуют и иные подходы к определению власти, которые отражают те  или иные стороны этого комплексного и многообразного явления. Например, В. В. Ильин пишет: «Распространяя принципы воли на окружающих, вовлекая их с (их автономной чувственностью, сознанием, действием) в силовое поле своего самополагания, тем самым подрывая суверенитет себе подобных, мы властвуем. Власть, следовательно, конституируется межличностным взаимодействием, где обосабливаются ведущая и ведомая стороны. Первая – субъект, господин, вторая - объект, раб власти».

По широко распространенным представлениям на Западе, суть власти выражается формулой: «А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б».

На основе приведенных  определений понятия «власть» можно  выявить ее источники, существенные признаки и структурные элементы, привести в единое целое ее характеристики.

Изначальным источником власти является объективная неоднородность положения людей в любом социальном образовании, дифференцированность их социальных ролевых функций. И это важно подчеркнуть, ибо при равном положении, при тотальном равенстве власти нет, она возникает только из субъективных различий людей. При этом власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающих право одним влиять над другими. Но ролевая неоднородность людей не единственный  источник власти, есть и другие.

С незапамятных времен власть всегда была связана с проявлением  силы – и в физическом, и в  социальном смысле. Поэтому нередко  именно сила, принуждение рассматриваются как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и др.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти. Действительно,  власть непосредственно связана с силой. В государственной власти, например, ее ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура. Но в наши дни этот источник власти в цивилизованных странах постепенно изживает себя, однако говорить о том, что власть силы изжила себя полностью, пока преждевременно. Сила и угроза силой, грубое вмешательство, принуждение используются правительствами многих государств и довольно часто. И все же власть проявляется не только в принуждении, есть и другие, более глубокие источники власти, чем кулак, меч или винтовка.

Одним из таких источников является богатство - владение материальными  ценностями в виде денег, собственности или средств производства. Субъекты, обладающие богатством, осуществляют власть в обществе и государстве самыми различными способами и средствами: самим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики; финансированием определенных политических партий, движений, избирательных и политических  кампаний; влиянием на характер конституционных режимов, на формирование общественного мнения, на деятельность различных групп давления в парламентах, государственных учреждениях и общественных организациях и т. д.

Важнейшим источником власти являются знания и информация (единое информационное пространство). Обладание знаниями и контроль над информацией дают реальную власть в экономической и политической жизни общества. Как считает известный американский ученый Олвин Тоффлер, в конце ХХ - начале ХХI века именно знания и информация становятся важнейшими источниками власти. В современном мире, -  подчеркивает он, - знания в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти.

Наконец, специфическим  источником власти является сам человек  как универсальный, многофункциональный источник власти, создающий все другие ее источники. Человек - создатель богатства, фактор силы, носитель и распространитель знаний и информации. В то же время человек не только источник, но и субъект и объект власти.

Любая власть - это субъектно-объектное  отношение, поэтому ее структурными элементами являются: субъект и объект. Властвующий субъект, воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть как отдельный человек, так и общность людей: социальная группа, класс, партия, государство, коалиция государств. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы  субъект власти обладал рядом качеств. Прежде всего – это  желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях, директивных указаниях, приказах и т. д. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью, ибо сама власть не является для них ценностью. Многие предпочли бы вообще уклониться от руководящих должностей и связанных с ними напряженностью, ответственностью, если бы власть не открывала для них широкие возможности для получения различного рода социальных благ: высокого дохода, престижа, социального статуса,  выгодных связей, привилегий и т. д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную  с этим   ответственность, субъект власти должен обладать и другими качествами: быть компетентным; знать дело, за которое берется; уметь руководить подчиненными; обладать авторитетом и др. Конечно в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами, но все же воля, знания, умения, профессионализм – неотъемлемый атрибут власти. Это главнейший гарант обязательной выполнимости объектом требований субъекта власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"