Шпаргалка по «Психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психодиагностике»

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психокоррекции.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления, позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиваются терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.

Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например, речь, почерк.

Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». Предлагается нарисовать дом, дерево и человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

Импрессивные. Эти проективные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов (неполный набор). Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется, и в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

Аддитивные. В этих проективных методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...», «Думаю, что настоящий друг...» и т.п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных — от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.

 

 

 

  1. Классификация проективных методик (Л.Франка).

Для обозначения определенного  типа психологических методик понятие  проекции впервые используется Л.Франком в 1939 г. (Мы будем ссылаться на более полное исследование этого автора, опубликованное в 1948 г.) Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Направлено на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт,

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

З. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему (configuration) внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого  помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости  от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы, используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Л.Франк  не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Общими  для всех проективных методик  являются следующие признаки:

1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов.

2. Отсутствие ограничений в выборе ответа.

3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Л. Франк первым разработал классификацию  проективных методик. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику. Познакомимся ближе с классификацией проективных методик.

 

  1. Метод качественного анализа деятельности. Контент – анализ.

В психодиагностике существует еще  один способ получения информации о

человеке – это количественно-качественный анализ документальных и материальных

источников, позволяющий изучать  продукты человеческой деятельности. Под понятием

“документальный источник” понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии,записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы

средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

       Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм

исследователя, выявить достоверную  информацию и достаточно точно ее регистрировать,

был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (буквально

“анализ содержания”). Впервые он начал применяться начиная с 20-х годов нашего

столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это  более или менее

формализованный метод анализа  документов, когда на основе гипотезы исследователя в

документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем

подсчитывается частота их употребления. (Так, в 20-е годы русский исследователь  Н. А.

Рыбников в ходе анализа сочинений  прослеживал, как распределяются положительные  и

отрицательные оценки школьниками  своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или

другой пример. В 80-х годах Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-

анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах).

        Основная процедура  контент-анализа связана с переводом качественной

информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые

(качественные) единицы анализа  и единицы счета (количественные). Основная

трудность при работе с документальными  источниками – умение провести качественный

анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной

компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

       Контент-анализ  основан на принципе повторяемости,  частоты использования

различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.

п.), поэтому его следует применять  только тогда, когда есть достаточное  количество

материала для анализа.

       В контент-анализе  от простого подсчета частот  встречаемости тех или иных

смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам

(корреляционной технике и факторному  анализу). Новым этапом в развитии  этого метода

стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США  – там

разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов,

позволяющие достаточно быстро и надежно  проанализировать огромный объем

информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.

       В психологической  диагностике контент-анализ наиболее  часто используется

в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных

при других методах исследования. С его помощью подвергаются анализу  речевые

сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические

обследования, особенно при индивидуальной процедуреГКонкретно контент-анализ

может применяться при обработке  данных, полученных посредством проективных

методик (например, ТАТ, методика Роршаха, завершение предложения); интервью,

содержания бесед, другой речевой  и письменной продукции испытуемого; открытых

вопросов анкет и т. п. Так, в  методиках диагностики личностных особенностей

(тревожности, невротицизма и  др.) проводится контент-анализ грамматических  и

стилистических конструкций речи испытуемого: количество “тематических”

высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п.

Такой анализ нередко позволяет  выявить и объективизировать  скрытую тенденцию в ответах  испытуемого.

  1. Виды функциональных состояний человека.

В начале 50-х гг. сложилось и успешно развивается оригинальное направление

диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно

получило название «дифференциальная  психофизиология» и тесно связано  с именами

выдающихся психологов – Б.М. Теплова  и В.Д. Небылицына. Работа школы Б.М.

Теплова–В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей

И.П. Павлова о свойствах нервной  системы и типах высшей нервной  деятельности

животных и человека. Эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами  над животными

и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б.М. Теплова–В.Д. Небылицына и

их сотрудников состояла в экспериментальном  изучении этой проблемы применительно  к

человеку.

дифференциальной психофизиологии  принято различать две стороны

психики: содержательную и формально-динамическую. Так, Б.М. Теплое (1985) писал,

что к числу индивидуальных различий, которые прежде всего бросаются  в глаза, можно

отнести такие важные черты, как  убеждения, интересы, знания, умения, навыки, т.е. все

то, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что

составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди

отличаются друг от друга тем, как  формируются у них умения и  привычки, как усваивают

они знания. Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной стороне

психической жизни, люди различаются  по некоторым динамическим, формальным

особенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу,

работоспособности, чувствительности).

      Содержание человеческой психики по своему происхождению социально и

передается от поколения к поколению  только в порядке социальной преемственности.

      Что касается формально-динамических  характеристик психических процессов,  то

индивидуальная выраженность этих параметров определяется некоторыми природными

факторами, в первую очередь основными  свойствами нервной системы. Свойства нервной

системы (сокращенно СНС), -это природные, врожденные особенности нервной  системы,

влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых

индивидуальных различий способностей и характера. Говоря о том, что  эти свойства

врожденные, имеется в виду, что  они формируются у человека в  период внутриутробного

развития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с генотипом, оказываются  ли они

наследуемыми, этот вопрос оставался  открытым.

Подвижность нервной системы (противоположный  полюс – инертность)

характеризуется скоростью смены  нервных процессов, а также скоростью  их

движения.

      Лабильность нервной  системы (противоположный полюс  – малая

лабильность, или, как и во втором случае, инертность) выражается в скорости

возникновения и исчезновения нервных  процессов.

      Динамичность (противоположный  полюс – малая динамичность) сказывается

в быстроте образования временных  нервных связей.

      Активированность – это уравновешенность процессов возбуждения и

торможения; говорит об общем тонусе нервной системы: высокая

активированность – преобладание возбуждения, низкая – преобладание торможения.

Чрезмерное напряжение физиологических  и психологических ресурсов человека

является потенциальным источником возникновения разных заболеваний.

- Состояния активации  и уровни бодрствования.

- Динамика работоспособности  и состояния утомления.

- Напряженность.

- Стресс

 

  1. Специфика диагностики функциональных состояний человека.

Акцент на задачах оценки и прогнозирования  функциональных состояний

непосредственно смыкает эту область  исследований с проблемами психологической

диагностики.

       Самый общий  перечень психодиагностических  задач отражает их направленность

на определение уровней развития психофизиологических функций, процессов, состояний

и свойств личности, на установление структурных особенностей каждого  из них и их

констелляций, образующих сложные  синдромы поведения, на распознавание  состояний

человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустраторов и сложных

ситуаций,    наконец,   на   определение     потенциалов   человеческого   развития

(работоспособности, трудоспособности, одаренности, специальных способностей  и т. д.).

Информация о работе Шпаргалка по «Психодиагностике»