Шпаргалка по «Психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психодиагностике»

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психокоррекции.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат - процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально - психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности

 

  1. Стандартизация диагностической методики с помощью процентилей.

Процентиль – это процентная доля индивидов из выборки стандартизации.

Процентиль – это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которому ниже данного первичного показателя. Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. Чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида. Процентили нельзя смешивать с обычными процентными показателями, которые являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль – это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы.

 

  1. Стандартизация диагностической методики с помощью социально-психологического норматива.

Под руководством Гуревича разрабатываются  тесты, в которых в качестве точки  отсчета выступает независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. Он реализуется в совокупности заданий составляющих тест. Сам тест в полном его объеме и является таким нормативом.

При разработке и применении любой  точки отсчета следует обратить внимание на выборку испытуемых. В математической статистике различают генеральную совокупность (популяция) и выборку. Всякая большая совокупность людей относительно которой мы собираемся делать выводы называется генеральной совокупностью.

Выборка – это часть, или подмножество, совокупности. Проводить исследования для популяции не принято. Обычно из нее выделяется группа людей – выборка стандартизации, которая реально подвергается тестированию, и с ее помощью оценивается генеральная совокупность. Чтобы оценки носили достоверный характер выборка должна быть репрезентативна, представительна для рассматриваемой популяции, то есть ее вероятные свойства должны совпадать или быть близкими к свойствам генеральной совокупности.

Один из способов обеспечения репрезентативности выборки является ограничение популяции (пол, возраст, профессия, здоровье, социально-эконом. статус и др.). Такая популяция определяется как специфическая.

1. Отбор испытуемых в выборку  стандартизации

2. Определение популяции с выделением в ее структуре переменных значимых, малозначимых (возраст, пол)

3. Популяция делится на части  в зависимости от значимых  переменных.

4. Испытуемые отбираются в случайном  порядке и пропорционально численности  каждой значимой части совокупности. Минимальный порог выборки – 200 человек.

Статистическая норма – критерий, по которому проводят сравнение результатов диагностических методик.

Возрастная норма – как показатель, который появляется в тестах Бене-Симона (норма – сделать все задания).

Внешний критерий – критерий выполнения.

 

  1. Надежность.

Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для

практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев,

доказывающих их высокое качество и эффективность.

К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится

надежность и валидность. Большой  вклад в разработку этих понятий  внесли зарубежные

психологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк и Е. Хаген и

др.). Ими были разработаны как  формально-логический, так и математико-статистический

аппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснования

степени соответствия методик отмеченным критериям.

       В психодиагностике  проблемы надежности и валидности  методик тесно

взаимосвязаны, тем не менее существует традиция раздельного изложения этих

важнейших характеристик.

       В традиционной  тестологии термин “надежность”  означает относительное

постоянство, устойчивость, согласованность  результатов теста при первичном  и

повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Показатели надежности:

1. Определение надежности измерительного  инструмента. От того, как

составлена методика, насколько  правильно подобраны задания  с точки зрения их

взаимосогласованности, насколько  она однородна, зависит точность, объективность

любого психологического измерения. Внутренняя однородность методики показывает,

что ее задания актуализируют одно и то же свойство, признак.

 

2. Определение стабильности изучаемого  признака.

 Определить надежность

самой методики – это не значит решить все вопросы, связанные с ее применением. Нужно

еще установить, насколько устойчив, стабилен признак, который исследователь

намерен измерять. Было бы методологической ошибкой рассчитывать на абсолютную

стабильность психологических признаков. В том что измеряемый признак со временем

меняется, нет ничего опасного для  надежности.

3. Определение константности, т.е.  относительной независимости

результатов от личности экспериментатора. Поскольку методика, разработанная  для

диагностических целей, не предназначена для того, чтобы вечно оставаться в руках своих

создателей, крайне важно знать, в  какой мере ее результаты поддаются  влиянию личности

экспериментатора. Хотя диагностическая  методика всегда снабжается подробными

инструкциями по ее применению, правилами и примерами, указывающими, как проводить

эксперимент, регламентировать манеру поведения экспериментатора, скорость его речи,

тон голоса, паузы, выражение лица очень трудно. Испытуемый в своем  отношении к

опыту всегда отразит то, как сам экспериментатор к этому опыту относится (допускает

небрежность или действует точно  в соответствии с требованиями процедуры, проявляет

требовательность, настойчивость  или бесконтрольность и т.п.).

 

 

  1. Степень надежности методик.

Степень надежности методик зависит от многих причин. Поэтому важной

проблемой практической диагностики  является выяснение негативных факторов,

влияющих на точность измерений. Многие авторы пытались составить классификацию

таких факторов.

       Среди них наиболее  часто называются следующие:

       1 ) нестабильность  диагностируемого свойства;

        2) несовершенство  диагностических методик (небрежно  составлена инструкция,

задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания по

предъявлению методики испытуемым и т.д.);

       3) меняющаяся  ситуация обследования (разное время  дня, когда проводятся

эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних

шумов и т.д.);

       4) различия в  манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному

предъявляет инструкции, по-разному  стимулирует выполнение заданий  и т.д.);

       5) колебания в  функциональном состоянии испытуемого  (в одном эксперименте

отмечается хорошее самочувствие, в другом – утомление и т.д.);

       6) элементы  субъективности в способах оценки и интерпретации результатов

(когда ведется протоколирование  ответов испытуемых, оцениваются  ответы по степени

полноты, оригинальности и т.п.).

Так как все виды надежности отражают степень согласованности двух независимо

полученных рядов показателей, то математико-статистический прием, с помощью

которого устанавливается надежность методики, – это корреляции (по Пирсону  или

Спирмену). Надежность тем выше, чем  больше полученный коэффициент корреляции

приближается к единице, и наоборот.

 

  1. Валидность.

Другим ключевым критерием оценки качества методик является валидность.

Вопрос о валидности методик  решается лишь после того, как установлена  достаточная ее

надежность, поскольку ненадежная методика без знания ее валидности является

практически бесполезной.

       Вопрос о валидности  представляется одним из самых  сложных. Наиболее

укоренившимся определением этого  понятия является то, которое приведено  в книге А.

Анастази: “Валидность теста –  понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько

хорошо он это делает” (1982. С. 126). Валидность – это комплексная  характеристика,

включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения  того,

для чего она была создана, а с  другой стороны, какова ее действенность, эффективность.

Не существует какого-то единого  универсального подхода к определению  валидности. В

зависимости от того, какую сторону  валидности хочет рассмотреть исследователь,

используются и разные способы  доказательства. Другими словами, понятие  валидности

включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности

методики называется валидизацией.

       Валидность в  первом ее понимании имеет  отношение к самой методике, т.е. это

валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретической

валидизацией. Валидность во втором понимании  уже относится не столько к  методике,

сколько к цели ее использования. Это  прагматическая валидизация.

       При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство,

измеряемое методикой, т.е. проводится психологическая валидизация. При

прагматической валидизации суть предмета измерения (психологического свойства)

оказывается вне поля зрения. Главный  акцент сделан на то, чтобы доказать, что “нечто”,

измеряемое методикой, имеет связь  с определенными областями практики.

Существует несколько видов  валидности, обусловленных особенностями

диагностических методик, а также  временным статусом внешнего критерия. Во многих

работах (А. Анастази, 1982; Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, 1989; К.М. Гуревич, 1970; Б.В.

Кулагин, 1984; В. Черны, 1983; “Общая психодиагностика”, 1987 и др.) называются чаще

всего следующие:

        1. Валидность  “по содержанию”. Этот прием  используется в основном в тестах

достижений. Обычно в тесты достижений включается не весь материал, который  прошли

учащиеся, а какая-то его небольшая  часть (3–4 вопроса). Можно ли быть уверенным  в том,

что правильные ответы на эти немногие вопросы свидетельствуют об усвоении всего

материала? На это и должна ответить проверка валидности по содержанию. Для  этого

проводится сопоставление успешности по тесту с экспертными оценками учителей (по

данному материалу). Валидность “по  содержанию” также подходит к  критериально-

ориентированным тестам. Иногда этот прием называют логической валидностью.

 

        2. Валидность  “по одновременности”, или текущая  валидность, определяется с

помощью внешнего критерия, по которому информация собирается одновременно с

экспериментами по проверяемой методике. Другими словами, собираются данные,

относящиеся к настоящему времени: успеваемость в период испытания,

производительность в этот же период и т.д. С ним коррелируют результаты успешности

по тесту.

        3. “Предсказывающая”  валидность (другое название – “прогностическая”

валидность). Определяется также по достаточно надежному внешнему критерию, но

информация по нему собирается некоторое  время спустя после испытания. Внешним

критерием обычно бывает выраженная в каких-нибудь оценках способность человека к

тому виду деятельности, для которой  он отбирался по результатам диагностических

испытаний. Хотя этот прием наиболее соответствует задаче диагностических  методик –

предсказанию будущей успешности, применять его очень трудно. Точность прогноза

находится в обратной зависимости  от времени, заданного для такого прогнозирования.

Чем больше проходит времени после  измерения, тем большее количество факторов

требуется учитывать при оценке прогностической значимости методики. Однако учесть

все факторы, влияющие на предсказание, практически невозможно.

        4. “Ретроспективная”  валидность. Она определяется на  основе критерия,

отражающего события или состояние  качества в прошлом. Может быть использована для

быстрого получения сведений о  предсказательных возможностях методики. Так, для

проверки того, в какой мере хорошие  результаты теста способностей соответствуют

быстрому обучению, можно сопоставить  прошлые оценки успеваемости, прошлые

экспертные заключения и т.д. у  лиц с высокими и низкими на данный момент

диагностическими показателями.

 

Для вычисления количественного показателя – коэффициента валидности –

сопоставляются результаты, полученные при применении диагностической  методики, с

данными, полученными по внешнему критерию, тех же лиц. Используются разные виды

линейной корреляции (по Спирмену, по Пирсону).

 

  1. Теоретическая валидность.

При теоретической валидизации  исследователя интересует само свойство,

Информация о работе Шпаргалка по «Психодиагностике»