Шпаргалка по «Психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психодиагностике»

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психокоррекции.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

психодиагностическими методиками.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки

возможностей индивида в овладении  знаниями, навыками, умениями в различных

областях – математике, технике, литературе, в разнообразных видах

художественных деятельностей.

      Принято выделять  общие и специальные способности.  Общие способности

обеспечивают овладение разными  видами занятий и умений, которые  человек реализует

во многих видах деятельности. Общие  способности отождествляются с  интеллектом и

поэтому часто называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

      В отличие от  общих специальные способности  рассматриваются в отношении  к

отдельным, специальным областям деятельности. В соответствии с таким делением

разрабатываются тесты общих и  специальных способностей.

Тесты личности. Эти психодиагностические методики направлены на оценку

эмоционально-волевых компонентов  психической деятельности – мотивации,

интересов, эмоций, отношений (в том  числе и межличностных), а также

особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Тесты личности

диагностируют неинтеллектуальные психические  проявления испытуемых.

Тесты достижений, или тесты объективного контроля успешности

(школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степени

продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком

соответствующего обучения, общей  и профессиональной подготовки. Тесты

достижений в первую очередь  измеряют влияние, которое оказывает  на развитие

индивида относительно стандартный  набор воздействий. Они широко используются для

оценки школьных, учебных, а также  профессиональных достижений. Этим объясняется  их

большое количество и разнообразие. Так же, как и в тестах интеллекта, в этих тестах

предполагается правильный ответ, а показателем успешности является количество

правильно выполненных заданий.

 

  1. Опросники. Классификация опросников.

то группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде

вопросов и утверждений. Они  предназначены для получения  данных со слов

обследуемого. Опросники относятся к числу               наиболее распространенных

диагностических инструментов и могут  быть подразделены на опросники личности и

опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть “правильных” и

“неправильных” ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным

высказываниям, меру его согласия или несогласия.

       Личностные опросники  можно рассматривать как стандартизированные

самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего

письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на

опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами

(открытые опросники).

       В закрытых  опросниках заранее предусмотрены  варианты ответов на

поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее

распространенным является двух- или  трехальтернативный выбор ответов (например,

“да”, “нет”; “да”, “нет”, “затрудняюсь ответить”). Достоинством закрытых вопросов

является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация

оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая  форма ответа

“огрубляет” информацию. Нередко  у испытуемых возникают затруднения, когда

необходимо принять категоричное решение.

       Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо

особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация

обработки достигается путем отнесения  произвольных ответов к стандартным  категориям.

Открытые опросники наряду с  достоинствами (получение развернутой информации об

испытуемом, проведение качественного  анализа ответов) имеют и определенные

недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности  интерпретации

результатов, громоздкость процедуры  и большие затраты времени. Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (напрмер, двухполюсная шкала:

трудный – легкий, хороший –  плохой). Обычно используются шкалы  с тремя, пятью или

семью подразделениями, обозначенными  на отрезке прямой. Испытуемый должен

отметить степень выраженности оцениваемого качества.

       По содержанию  личностные опросники могут быть подразделены на опросники

черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники

интересов, опросники ценностей, опросники  установок.

       Опросники-анкеты  служат для получения информации, не имеющей

непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для

получения данных об истории его  жизни). Они предполагают жестко фиксированный

порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать

опрашиваемый может наедине  с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии

экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего  по

содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми

вопросами, анкеты с закрытыми вопросами  и анкеты с полузакрытыми  вопросами

(отвечающий может выбрать ответ  из числа приведенных или дать  свой собственный). В анкетных  опросах часто комбинируют все  варианты: открытые, закрытые, полузакрытые.

Это повышает обоснованность и полноту  информации.

      Среди опросников-анкет  в психодиагностических целях широко используются

биографические анкеты, предназначенные  для получения информации об истории  жизни

человека. Чаще всего эти вопросы  касаются возраста, состояния здоровья, семейного

положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по

службе и других относительно объективных  показателей. Они помогают собрать

информацию, необходимую для достоверной  интерпретации показателей тестов.

 

  1. Факторы, искажающие достоверность ответов опросников.

1.Тенденция  к выбору социально желательного ответа

Одна из основных установок — тенденция давать социально одобряемые ответы. А. Эдвардс, первым исследовавший такой фактор, как социальная желательность, обозначил его как «эффект фасада» или стремление (по большей части неосознаваемое) выдвигать на первый план хорошие стороны, выглядеть лучше, чем в действительности, в глазах окружающих.

Эта тенденция, по мнению А. Эдвардса, может указывать  на то, что индивид недостаточно хорошо себя знает (заблуждается на свой счет) или не желает признать свою ограниченность. Другие исследователи считают, что социально одобряемые ответы вызываются общей потребностью индивида в самозащите, социальном согласии, социальном одобрении, стремлении избежать критики.

А. Эдварде разработал специальную шкалу социальной желательности, состоящую из 39 пунктов. Он считает, что если социальная желательность, определяемая по этой шкале (или другим шкалам такого же типа, имеющимся в опросниках), коррелирует с показателями опросника, эффективность последнего в выявлении индивидуальных различий по содержательным личностным свойствам остается низкой.

 

2. Установка  на согласие (всегда отвечает  «ДА»)

Одной из наблюдаемых  в ответах установок, довольно давно  привлекшей к себе внимание специалистов, является так называемое «молчаливое согласие». Оно заключается в стремлении выбирать один из полюсов ответов — ответ «верно» или «да». Исследователи считают, что каждый испытуемый имеет свое место в континууме на шкале, на одном полюсе которой находится последовательный «соглашатель», а на другом — последовательный «отрицатель». Иными словами, индивиды различаются своими предпочтениями при выборе ответов «да» и «нет» («верно» и «неверно»).

3.Установка  на неопределенный ответ (всегда  отвечает «не знаю»\ «сомневаюсь»)

4.Установка на крайние ответы (шкальные опросники)

5. Установка  на необычные ответы

Еще одной достаточно исследованной установкой на ответы является «отклонение», или стремление давать необычные, необщепринятые ответы. Один из исследователей этой установки, И. Берг, доказал ее независимость от содержания методики. В подтверждение этого он продемонстрировал действие фактора отклонения на невербальном материале, в котором требовалось выбрать одну из геометрических фигур. Считается, что проявление установки «отклонения» связано с разными типами личностей: один тип предпочитает выбирать обычные ответы, а другой — необычные.

6. Установка  на изменчивость ответа

При 1 и 2 тестировании человек  дает разные ответы. Причины:1.неясность  вопроса, 2.трудность вопроса,3.нерешительность испытуемого.

Еще одна тенденция  состоит в стремлении испытуемого выбирать неблагоприятные для описания самого себя ответы. Часто такую тенденцию называют симуляцией. Психологи считают, что человеком, проявляющим такую установку, может двигать потребность во внимании, симпатии или помощи в решении собственных проблем. А. Анастази указывает, что человек, считающий, что он нуждается в психотерапии, при заполнении личностных опросников будет стремиться проявить себя менее приспособленным, чем это есть на самом деле, имеющим личностные проблемы и комплексы.

Еще одна установка, которая может обнаружиться при  использовании опросников, прямо  противоположна предыдущей. Она носит  название «диссимуляции» и заключается в стремлении выглядеть абсолютно здоровым и благополучным по результатам диагностирования.

 

 

  1. Методики проективной техники. Понятие «проекции» и «проективной гипотезы».

Это группа методик, предназначенных  для диагностики личности. Для  них

характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление

отдельных ее черт. Существенным признаком  проективных методик является

использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам

дополнять, интерпретировать, развивать  и т. д. Так, испытуемым предлагается

интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные

предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.

       В этой группе  методик ответы на задания  также не могут быть правильными  или

неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом

предполагается, что характер ответов  обследуемого определяется особенностями  его

личности, которые “проецируются” в его ответах. Цель проективных  методик

относительно замаскирована, что  уменьшает возможность испытуемого  давать такие

ответы, которые позволяют произвести о себе желательное впечатление.

       Эти методики  носят в основном индивидуальный  характер и в большей своей  части

это предметные или бланковые методики.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ —  методики, основанные на феномене проекции (см.). Неоднозначное задание порождает активность испытуемого, резуль-тат которой (текст, рисунок и т. п.), позволяет сделать вывод о скрытых психических свойствах этого испытуемого. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный или незавершенный текст, неоднозначную инструкцию, ситуацию, проективную роль и т. п.).

ПРОЕКЦИЯ — особый феномен психической жизни, который  выражается в приписывании внешним  объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду.

 

Конститутивные проективные  методики. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Примером может служить методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения — пятна, которые легко получить, нанеся на лист бумаги немного чернил или краску, а затем перегнув этот лист пополам (образцы стимульного материала проективных методик см. в заключительном разделе). Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?» Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал. Разработаны детальные, порой занимающие несколько томов, схемы интерпретации ответов испытуемого (подробнее см.: Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии.-К.: Вища школа, 1979).

Конструктивные проективные  методики. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.

«Тест мира», напр., состоит из 232 моделей  объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.). Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности «конструктора».

Интерпретативные методики. Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Тест тематической апперцепции является хорошей иллюстрацией этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений.

Информация о работе Шпаргалка по «Психодиагностике»