Шпаргалка по «Психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психодиагностике»

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психокоррекции.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

электроэнцефалограммы.

 

  1. Динамика работоспособности и состояния утомления.

2. Динамика работоспособности и  состояния утомления

Термину “утомление” трудно дать однозначное определение. Так как, в одной из

классических монографий перечисляется  около ста определений этого  понятия. Внутри

этого множества выделяется несколько основных подходов. В прикладном аспекте

наиболее важным из них является анализ                специфических       изменений

работоспособности человека, к которым  приводит развитие этого состояния.

Поэтому наиболее часто и в целом  оправдано встречается понимание утомления как

временного снижения работоспособности  под влиянием длительного воздействия

нагрузки. При этом специфика утомления  существенно зависит от вида нагрузки,

времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности и

уровня локализации утомления.

По мере роста утомления наблюдаются  значительные изменения в протекании

различных психических процессов.

       1)Для этого  состояния характерны заметное  снижение показателей сенсорной

чувствительности в различных  модальностях вместе с ростом инерционности этих

процессов. Это проявляется в  увеличении абсолютных и дифференциальных порогов

чувствительности, снижении критической  частоты слияния мельканий, возрастании

яркости и длительности последовательных образов.

       2)Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования – увеличивается

время простой сенсомоторной реакции  и реакции выбора. Однако может  наблюдаться и

парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом

числа ошибок.

      3)Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков по

типу некоординированной реализации отдельных моторных стереотипов.

       4)Наиболее выраженными  и существенными признаками утомления  являются

нарушения внимания – сужается объем  внимания, страдают функции переключения и

распределения внимания.

5)По мере развития утомления  происходит трансформация мотивов  деятельности.

Если на ранних стадиях сохраняется  адекватная “деловая” мотивация, то потом

преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При

продолжении работы это приводит к  формированию отрицательных эмоциональных

реакций.

 

  1. Напряженность.

3. Напряженность

Наряду с представлениями о  стадиях динамики работоспособности  для

исследования широкого спектра  состояний работающего человека широко используется

термин “напряженность”. Однако его  значение в контексте разных работ  далеко не

однозначно. Он используется как для  характеристики самого процесса трудовой

деятельности, так и для обозначения  специфических состояний, возникающих в ходе ее

выполнения. Степень напряженности  деятельности может непосредственно

определяться структурой процесса труда, в частности содержанием  рабочей

нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью  деятельности и т. д. В этом смысле

напряженность интерпретируется с точки зрения требований, предъявляемых конкретным

видом труда к человеку.

       С другой стороны,  напряженность деятельности может  характеризоваться

психофизиологическими затратами (ценой  деятельности), необходимыми для

достижения трудовой цели. В этом случае под напряженностью понимается величина

усилий, прилагаемых человеком  для решения поставленной задачи. Внутри этого

общего понятия выделяются два  основных класса состояний напряженности:

специфической, определяющей динамику и интенсивность психофизиологических

процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и

неспецифическую, характеризующую  общие психофизиологические ресурсы  человека и

в целом обеспечивающую уровень  выполнения деятельности.

 

  1. Стресс.

      В экспериментальных и прикладных исследованиях накоплен огромный и

интереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих  в

условиях воздействия экстремальных  факторов. Основанием для объединения  этих

состояний в единую группу служит существование некоторых общих закономерностей

формирования и проявлений ответных реакций подобного типа.

       Понятие стресса  первоначально возникло в физиологии  для обозначения

неспецифической генерализованной реакции  организма – “общего адаптационного

синдрома” (Г. Селье, 1936 г.) – в ответ  на любое неблагоприятное воздействие. Позднее

понятие стресса было расширено  и стало использоваться для характеристики

особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом,

психологическом и поведенческом уровнях.

 

  1. Профессиональная диагностика. Проблемы, подходы.

В психологии профессиональная пригодность человека определяется как "совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда...".

О профессиональной пригодности, следовательно, можно  судить по объективному критерию — успешному овладению профессией и субъективному — удовлетворенности трудом Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врожденное качество. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а также склонность к работе, т.е. положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к моторике, мышлению, памяти, вниманию, другим психическим функциям и качествам личности.

.Разработка диагностики специальных способностей в большинстве случаев преследовала цель прогнозирования будущей профессиональной успешности претендента на профессию. Применение тестов для профессионального отбора стимулировалось социальным заказом со стороны промышленников и военных ведомств, которые были заинтересованы в быстром включении кадров в работу,

снижении  затрат на их подготовку, уменьшении риска  аварий, травматизма.

Профессиональное  становление зависит от таких особенностей, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлеченность ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценка и др. Все эти факторы вообще не могут быть учтены при тестовом обследовании, между тем они могут стать решающими при формировании профессионала. Низкий уровень развития способностей в свою очередь далеко не всегда является препятствием для овладения профессией.

Большинство исследователей, занимающихся этими  проблемами, приходят к выводу о вариативности развития и проявления способностей у разных людей. Известно много случаев раннего профессионального самоопределения при наличии ярко выраженных способностей, одаренности, особенно в творческих профессиях. В этих случаях выбор профессии как бы "предопределяется".

О невозможности  прогнозирования будущей профессиональной успешности на основе актуального уровня способностей говорят не только факты позднего профессионального самоопределения, но и сама природа способностей, Они, по мнению Б.М. Теплова, существуют только в движении, только в развитии. Он отмечал, что "никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно".

Не менее  важны также высокая пластичность способностей и возможности формирования компенсаторных механизмов, помогающих "заменить" в случае необходимости одни способности другими. Одной и той же эффективности труда можно добиться за счет формирования разных качественно своеобразных индивидуализированных структур профессиональных способностей.

Критика применения тестов для предсказания будущей  профессиональной успешности во многом объясняется невысокой прогностично-стью всех существующих методов.

Очень интересным с этой точки зрения оказалось  исследование, проведенное американскими психологами Р. Торндайком и Э. Хаген. Они попытались проследить, как сложились судьбы нескольких тысяч военнослужащих, которые в начале карьеры проходили всестороннее тестовое обследование и получили соответствующие рекомендации и предсказания относительно будущей профессиональной успешности. Результаты, полученные через десятилетия, показали, что в среднем прогностическая валидность (т.е. сила предсказания по тестам) оказалась равной 0. Это означает, что при высоких результатах по тестам часть специалистов достигла за этот период большого успеха, но примерно столько же из них никакого успеха не достигли. Точно так же из тех, кто при тестировании продемонстрировал низкие результаты, одни сделали блестящую карьеру, другие вообще не смогли овладеть профессией. Торндайк и Хаген написали по итогам своей работы книгу "10 000 карьер", в которой убедительно показали бессмысленность построения длительного прогноза будущей профессиональной успешности на основе тестовых испытаний.

В связи с этим авторы подчеркивают, что гораздо более обнадеживающие результаты получаются при опоре не на общий результат по тесту, а на тестовый профиль, свидетельствующий об определенной выраженности отдельных способностей (например, для бухгалтеров естественным является большая выраженность счетных способностей, для архитекторов — пространственных, для инженеров — общих интеллектуальных)

Критика применения тестов специальных способностей для  диагностики профпригодности не означает, что мы должны от них отказаться Но, на наш взгляд, они должны использоваться лишь там, где их применение полностью оправданно. Например, когда профессия предъявляет жесткие требования к таким психофизиологическим особенностям, которые мало поддаются развитию, практически не изменяются в течение жизни, либо в тех случаях, когда время на обучение профессии резко ограничено, а сама деятельность предъявляет повышенные требования к уровню квалификации (как это имеет место в ряде военных специальностей). Тесты специальных способностей могут найти свое применение в профконсультации для оптимальной расстановки кадров по рабочим постам, контроля за подготовкой кадров в промышленности и системе профобразования для разработки общих и индивидуальных рекомендаций по развитию способностей. Психологическое тестирование уместно также для выявления причин отставания работников, нахождения слабых мест, так как оно дает возможность проводить индивидуальное обучение, психотренировки, а также помогает изучению психологических причин травматизма, несчастных случаев.

Что касается перспектив развития тестов специальных  способностей, то самым главным, на наш взгляд, является повышение их прогностической силы. Этого можно добиться, во-первых, ориентацией при разработке тестов на критерии, заданный

норматив, во-вторых, опорой при оценке результатов тестирования на "профиль профессии", а не на количественный тестовый балл.

 

  1. Тесты специальных способностей.

Диагностика способностей длительное время оставалась центральным  звеном в проведении профконсультационной работы как со старшеклассниками, так и со взрослыми людьми Во многом это объясняется историческими причинами возникновения и функционирования практики профессиональной ориентации

Основы профессиональной ориентации в упорядоченной форме  начали складываться с середины прошлого века. Одной из первых книг, посвященных этой проблеме, стало "Руководство по выбору профессии", вышедшее во Франции в 1849 г. А затем вместе с появлением первых диагностических методов, предназначенных для измерения уровня развития способностей человека, возникают частные службы по профориентации (в Англии, США, Франции)

В западных странах постепенно сложилась четкая система такой  службы. Она включает три звена — школу, биржу труда (или службу занятости) и психологические лаборатории, разрабатывающие концепции профориентации, конкретные диагностические приемы, проводящие психологический анализ требований, которые предъявляют профессии к человеку

Чтобы выяснить преимущественное развитие некоторых способностей для  выбора профессии, можно использовать имеющиеся в арсенале отечественных психологов тесты. Так, например, тест Р. Амтхауэра позволяет получить "тестовый профиль" испытуемого по трем параметрам — выраженности гуманитарных, математических и технических способностей. Школьный тест умственного развития (ШТУР) помогает определить выраженность способностей к общественно-гуманитарной, физико-математической и естественнонаучной областям деятельности. Обсуждавшиеся выше конкретные методики позволяют выявить уровни развития сенсорных, моторных и других

способностей.

 

  1. Анализ профессиональной деятельности. Этапы.

Анализ профессиональной деятельности. Этапы.

Анализ профессиональной деятельности представляет собой целенаправленный и организованный процесс, в котором  выделяют три основных этапа:

1.сбор информации о профессиональной деятельности.

2. обработка и обобщение полученной  информации; составление профессиограммы.

Информация о работе Шпаргалка по «Психодиагностике»