Шпаргалка по «Психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психодиагностике»

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психокоррекции.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

3.использование профессиограммы  для решения практических и  теоретических задач, выбор критерия  успешности, подбор и создание  тестов для оценки или прогнозирования.

I этап: сбор информации.

В качестве источников могут выступать:

1) литература и документы, в  которых описана или регламентируется  деятельность;

2)наставления, руководства, инструкции, режимы условий труда;

3)наблюдение за деятельностью:

а) наблюдение со стороны (на своих  местах) – внешнее наблюдение;

б)включенное наблюдение. Или трудовой метод (психолог становится работником.

4)беседа/интервью со специалистами;

5) анкеты и опросники, которые  раздаются всем работникам.

II этап: составление профессиограмм.

  1. описательная характеристика профессиональной деятельности.

В ней отражаются общие особенности, основные действия, операции, необходимая  подготовка, режим труда и отдыха, характерные психофизиологические состояния, физическая тяжесть труда, психологические требования, предъявляемые к данной профессии.

Т.к. описательные характеристики субъективны, то желательно дополнять их количественными  оценками элементов деятельности. Элементы, на которые разлагается деятельность соотносятся с общей характеристикой операций, т.е. восприятие информации, принятие решений, общение, типичные движения и т.д.

2) профессию можно анализировать,  раскладывая на отдельные задания:  операции и действия (Гуревич).

Для этого составляются опросники, включающие перечни заданий.

3)профессиональная деятельность  может характеризоваться требованиями, предъявляемыми к индивидуальным  особенностям работников. И с  этой целью составляется перечень  свойств индивидуальности.

4)профессиональные требования  могут проявляться в средних показателях лиц, выполнение профессиональных обязанностей с высокой эффективностью. Иногда профессиональная деятельность прямо оценивается экспертами.

 

 

  1. Метод критических инцидентов.

Хорошо знающую профессию работники  приводят реальное поведение специалистов ,кот. Характеризуют высокую или низкую эффективность деятельности. Выявление критического инцидента- это метод , предназначенный для идентификации процесса, подпроцесса и проблемной области, которые стоит совершенствовать. Метод разроботан Лолором в 1985 г. Это вполне открытый и короткий путь получения информации.

 

  1. Профессиограмма.

Профессиограмма — это научно обоснованные нормы и требования к профессии, видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области.

Профессиограмма включает:

  1. Общую характеристикупрофессии:
    1. определение профессии, краткие сведения о ее назначении, социально-экономическое значение, перспективы развития, уровни технической сложности, основные производственные операции.
    2. требования к общей и специальной подготовке; индивидуальные качества; состав рабочих групп; перспектива продвижения по службе, стимулирование профессиональной деятельности, заработная плата.
    3. режим труда и отдыха, распределение рабочего времени.

 

  1. Основные производственные операции и условия труда:
    1. Наименования и содержание наиболее важных операций;
    2. Основные задачи;
    3. Характеристика действий по ряду параметров: скорость, точность, быстрота, координация;
    4. Характеристика рабочего места, санитарно-гигиенические условия
  2. Изучение динамических особенностей деятельности.
  3. Изучение реализуемых мотивов и отношений личности.
  4. Изучение психологических особенностей, предъявляемых в данной профессии.

 

 

  1. Критерии успешности профессиональной деятельности. Виды критериев.

Анализ профессиональной деятельности позволяет определять критерии оценки ее успешности, которые  необходимы для проверки валидности и прогностичности тестов.

В качестве критерия могут  использоваться следующие показатели:

1.Прямые показатели эффективности (качество труда, производительность труда и т.д.)

2.Тесты профессиональной  подготовленности

3.Административные акты, которые отражают профессиональной  пригодность (дисциплинарные высказывания, поощрения, продвижения по службе).

4.Текучесть кадров.

5.Несчастные случаи  и происшествия, происшедшие по  вине работника.

6.Экспертные оценки  и самооценки эффективности деятельности.

 

  1. Требования, предъявляемые к критериям успешности.

Критерии успешности должны удовлетворять 5 требованиям:

  1. он должен быть релевантным - его значимость - как показатель эффективности, или адекватность критерия той области, которую оценивают.
  2. Критерий должен отражать все значимые стороны профессиональной деятельности – полнота критерия.
  3. Дискриминативность, т.е. выбранный критерий должен различать специалистов с высокой и низкой профессиональной пригодностью.
  4. Должен быть надежным

Надежность оценивается  корреляцией повторных замеров  критерия, проведенных с различными интервалами времени.

 

  1. Метод экспертных оценок. Недостатки.

метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление  и способных дать ему достоверную  оценку. Предполагает изучение и обобщение  мнений всех участвующих экспертов. Широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов и пр. Оценки экспертные целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств – это лучше сделать в последующей беседе с экспертами, а в виде количественной оценки выраженности этих свойств иди элементов поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных, частных элементов поведения, однозначно понятных. Обобщение этих элементов – дело самого исследователя

 

ПРОФЕССИОГРАММА - описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального  труда, требований, которые она предъявляет  к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

 

ПРОФЕССИОГРАФИЯ - метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. П. обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда. П. охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа. Так, информационная П., нацеленная на обеспечение профориентационной работы, включает все названные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно. Коррекционная П., направленная на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере. Диагностическая П., обеспечивающая организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания. Формирующая П., используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.

 

  1. Правила применения метода экспертных оценок.

Известно, что в каждой конкретной сфере деятельности экспертиза имеет свои специфические задачи, методику, критерии, организацию и процедуру проведения. Однако представляется возможным выделение ряда общих признаков, объединяющих разнообразные специальные виды экспертизы и позволяющих рассматривать ее как достаточно самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Первый такой признак связан с характером инициирования. Потребность в проведении экспертизы возникает в реальной профессиональной деятельности при решении задач, требующих специальных (экспертных) знаний. Инициирование экспертизы осуществляется заказчиком, имеющим общей целью использование экспертного знания для решения определенных экспертных задач.

В качестве объекта экспертизы выступает реально выполняемая профессиональная деятельность, в ходе которой возникают затруднения, проблемы, вопросы, для разрешения которых необходимо привлечение эксперта как носителя специального знания.

Вторая особенность любой экспертизы заключается в требованиях к  уровню специальной подготовленности эксперта. Общепризнанно, что статус эксперта предполагает высокий уровень профессионализма. Высокий профессионализм экспертов является необходимым условием и основанием объективности экспертного заключения.

И третья принципиальная особенность  экспертизы связана с характером использования экспертного заключения. Несмотря на всю значимость и авторитетность такого заключения, оно имеет сугубо рекомендательных характер может быть принято полностью, частично или отвергнуто инстанцией, принимающей решение.

  1. Шкалы развития младенцев А. Гезелла.

Проведя серию  лонгитюдных исследований нормального  развития младенцев и дошкольников, А. Гезелл и его коллеги подготовили таблицы развития, охватывающие четыре основные сферы поведения: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. Они обеспечивают стандартизированную процедуру для наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве тестов, все же большинство из них основаны только на наблюдении. В исследованиях Гезелла данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополнялись информацией, сообщаемой матерью ребенка. А. Анастази отмечает недостаточную стандартизованность этих таблиц развития, но указывает на их полезность в качестве дополнения к медицинским обследованиям, осуществляемым педиатрами и другими детскими специалистами, выявляющими причины ненормальности поведения в ранний период жизни.

 

  1. Метод диагностики младенцев Д. Лешли.

Преимущество  различных методов наблюдения за детьми — от простого присмотра без каких-либо заметок до структурного наблюдения, подробно распланированного заранее и проводимого с определенной целью, — показано в работах Д. Лешли, практического психолога из Англии. Для того чтобы метод наблюдения был более качественным и давал информацию о развитии, Д. Лешли вводит особый методический прием — создание определенной схемы наблюдения и заполнение карточек развития. Цель такой карточки развития, по мнению Д. Лешли, — создание четкого представления о ребенке на данный отрезок времени. Продолжая через месяц наблюдение по заданной схеме, можно судить о ходе развития младенца.

 

  1. Шкалы развития младенцев Бейли.

Еще одним примером использования метода наблюдения являются исследования Бейли и ее коллег. Шкалы развития младенцев Бейли предусматривают три вспомогательных средства оценки развития ребенка в возрасте от двух месяцев до двух с половиной лет:

шкалу умственного развития, шкалу моторного развития, запись поведения младенца.

Шкала умственного  развития выявляет такие функции, как восприятие, память, обучаемость, решение проблем, вокализация, зачатки словесного общения и простейшее абстрактное мышление.

Шкала моторного  развития измеряет макромоторные способности, такие, как умение сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а также умение двигать руками и пальцами. В младенческом возрасте развитие двигательных функций, манипулирование с предметами играют важную роль в развитии умственных процессов.

 

Записи поведения предназначены для оценки различных аспектов развития личности ребенка, таких, как эмоциональное и социальное поведение, объем внимания, настойчивость и целеустремленность.

Н. Бейли указывает, что  эти шкалы, как и все, предназначенные для тестирования младенцев, должны использоваться главным образом для оценки текущего уровня развития, а не для предсказания последующего развития способностей. На развитие способностей в столь раннем возрасте оказывает влияние такое огромное число различных факторов, что предсказание на длительный период времени оказывается малоценным. Однако шкалы весьма полезны для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательных влияний окружающей среды.

 

  1. Метод изучения развития Ж. Пиаже.

Изменения процессов познания происходят на основе биологического созревания и приобретения опыта. Новая постановка проблемы диагностики младенчества появляется в исследованиях Ж. Пиаже, составивших целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребенка.

Информация о работе Шпаргалка по «Психодиагностике»