Шпаргалка по «Психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психодиагностике»

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психокоррекции.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

следует считать вопросы интервьюера.

2) Ролевая игра. Особая разновидность  интерактивных методов, эффективных для

диагностики детей. Психолог, если даже он и не участвует в игре в определенной роли,

так или иначе включен в процесс, так как выполняет роль ведущего (игротехника). Любой

индивид проявляет в игре присущие ему черты поведения. Но сами правила  игры,

раскладка ролей и поведение  конкретных участников очень часто  оказывают настолько

серьезное воздействие на саму личность, что не только психическое состояние, но и

установки, тактика поведения и  другие долговременные психические  свойства

трансформируются (коррегируются). Ролевая игра также является комплексным,

коррекционно-диагностическим методом.

       3) Активный (обучающий)  эксперимент. С психологической  точки зрения,

данный метод диагностики очень  важно отличать от стандартного теста, так как в этом

случае дополнительными тестовыми  стимулами служат не вполне стандартизированные

дополнительные инструкции, а также  обучающие воздействия (помощь), исходящие  от

экспериментатора. В возрастной психологии этот тип эксперимента                широко

распространен для определения диапазона отклонения от нормы и перспективы

компенсации этого отклонения (в  некоторых случаях это позволяет  выявить так

называемую «зону ближайшего развития»).

3) Метод «качественного анализа  деятельности», занимал практически

доминирующее положение в отечественной (особенно столичной) психологии в период с

30-х по 70-е годы – период  действия запрета на тестирование. По своей сути продукт

любого «качественного анализа» –это произвольное описание с использованием

нестандартизированного набора «качественных признаков». Это значит, что одного

испытуемого «качественный» психолог-диагност описывает в одних терминах, а  другого –

в других терминах.

 

  1. Дифференциальная психометрика.

Типичная психометрическая задача – описать и количественно  оценить

происшедшие под влиянием определенных причин (факторов) сдвиги исследуемых

психологических процессов, анализ динамики различных проявлений двигательной

активности человека. К типичным психометрическим процедурам относятся  тесты

определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности в различных

модальностях, определение критической  частоты слияния мельканий (КЧСМ), анализ

динамики последовательных образов.

      Для диагностики  состояний может быть использована  практически любая из

разработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективность

процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др. Создание подобных методик

началось еще на заре экспериментальной  психологии. К их числу относятся  корректурная

проба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристики внимания,

комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики непрерывного

счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона–Рузера, предназначенные  для

анализа интеллектуальных процессов.

 

  1. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.

Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое

обследование может существенно  повлиять на судьбу человека. Поэтому  во всех странах,

где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она

регламентируется как общим  профессионально-этическим кодексом, так и специально

разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и

психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать

кодекс и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического

общества и лишен права (ЛИЦЕНЗИИ) на психологическую практику. Воссозданное в

1994 году Российское психологическое  общество подготавливает совместно  с

отраслевыми министерствами и ведомствами (прежде всего с министерствами

образования и здравоохранения  РФ) серьезные законопроекты, регламентирующие доступ

к психодиагностической информации и  порядок использования психологических  тестов в

стране.

       Ведомственные    организационные     нормативы    и    правила    проведения

психодиагностики отражены, в частности, в «Положении о службе практической

психологии образования в Российской Федерации» (Вестник образования, 1995, № 7). В

этом параграфе будут освещены лишь основные принципы, имеющие прежде всего

этическое значение.

       Именно психолог  несет всю полноту ответственности  за возможный моральный и

косвенный материальный ущерб, в том  числе ущерб для соматического  и нервно-

психического здоровья, который  может быть причинен испытуемому при неправильном

проведении обследования.

1. Принцип специальной подготовки  и аттестации лиц, использующих

психодиагностические методики

Психолог должен знать ГРАНИЦЫ  своей КОМПЕТЕНТНОСТИ и ограниченность

используемых методов и не предлагать свои услуги, а также не использовать методики,

которые не удовлетворяют ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ, установленным в

отдельных областях практики и для  определенных категорий методик.

1а. Принцип личной ответственности. Если психолог привлекает к

определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то

исполнителей,     не   являющихся     аттестованными     специалистами     в   области

психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности

за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее

результатов целиком лежит именно на психологе.

2. Принцип ограниченного распространения  психодиагностических методик

(принцип «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ»)

 

СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ

психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут

распространяться только среди  аттестованных специалистов.

      Этот принцип тесно  связан с предыдущим и имеет  двоякую цель: неразглашение

содержания методик и предупреждение их неправильного применения.

  3. Принцип обеспечения суверенных прав личности

       Данный принцип  связан с использованием личностных  тестов, он касается

посягательства на тайну личности.

Основной этический принцип  в данном случае гласит: человек  не должен

подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Это значит, что человек

перед обследованием должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к

результатам обследования и какие  решения могут быть и приняты. В том случае, если

обследованию подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны

совершенно официально получить родители.

4. Принцип объективности

      Обследование должно  быть абсолютно беспристрастным.  На его

исполнителя не должны оказывать влияние  общие впечатления о личности

обследуемого: симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное

состояние или настроение.

 

5. Принцип конфиденциальности

      Вся информация, получаемая  в процессе обследования, должна  быть строго

конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она

предназначена.

 

6. Принцип психопрофилактического  изложения результатов

       В последнее  время все шире во многих  странах распространяется следующий

этический норматив: испытуемый также  должен иметь возможность

комментировать содержание своих  результатов и в случае необходимости

разъяснять или исправлять фактическую  информацию. Очевидно, что в этом случае

мы получаем, как минимум, два  серьезных производных требования:

       а) при сообщении  результатов самому испытуемому  должны быть соблюдены

соответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильного

использования, неверной интерпретации  или возможного появления невротически-

депрессивных реакций или обострения депрессивного состояния (то есть результат

должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и

самооценку контексте);

       б) если испытуемый  настаивает на том, чтобы «переделать»  тестовое задание,

психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически  эквивалентной

методики (ряд профессиональных методик специально имеют так называемые

«параллельные формы», чтобы убедить  самого испытуемого, что ему предоставлен

дополнительный шанс, с одной  стороны, и что результаты первого  тестирования были

достаточно достоверны, с другой стороны.

 

  1. Классификация методов психодиагностики

В практической работе психодиагностика предпринимается не ради получения

информации о психических свойствах  как таковых, а ради прогноза определенного

социально значимого поведения  – критериального поведения и  соответствующего

критериального показателя.

       К примеру,  в учебной деятельности критериальное  поведение – это успешное

обучение, а критериальный показатель – это успеваемость учащегося.

едущим основанием методической классификации  психодиагностических

методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее

результаты. В случае объективных  методик влияние исполнителя (психолога-диагноста)

на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив,

зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных

методик от исполнителя требуется  выполнять совершенно различные  технологические

операции. Поэтому данная классификация  называется «операциональной».

 

1. Физиологические методы тестирования

2. Психологические методы тестирования

3. Комплексные методы тестирования

4. Дифференциальная психометрика

 

  1. Нормы тестовых показателей и стандартизация.

Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она

стандартизирована.

      Стандартизация –  это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения

теста (А. Анастази (1982).

      Стандартизация рассматривается  в двух планах:

      1)как выработка  единых требований к процедуре  эксперимента;

      2)как определение  единого критерия оценки результатов  диагностических

испытаний.

      Стандартизация процедуры  эксперимента подразумевает унификацию  инструкций,

бланков обследования, способов регистрации  результатов, условий проведения

обследования.

      К числу требований, которые необходимо соблюдать  при проведении

эксперимента, можно, например, отнести  такие:

 

      1 ) инструкции следует  сообщать испытуемым одинаковым  образом, как правило,

письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же

словами, понятными для всех, в  одинаковой манере;

       2) ни одному  испытуемому не следует давать  никаких преимуществ перед

другими;

       3) в процессе  эксперимента не следует давать  отдельным испытуемым

дополнительные пояснения;

       4) эксперимент  с разными группами следует  проводить в одинаковое по

возможности время дня, в сходных  условиях;

       5) временные ограничения  в выполнении заданий для всех  испытуемых должны

быть одинаковыми и т.д.

 

Стандартизация диагностической  методики, ориентированной на норму,

осуществляется путем проведения этой методики на большой репрезентативной выборке

того типа, для которого она предназначена.

  1. Стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму.

В психодиагностике существует и другой подход к оценке результатов диагностических  испытаний. В нашей стране под руководством К. М. Гуревича разрабатываются тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытания, объективно заданный социально - психологический норматив. В главе XII дано определение этого понятия и показано, в чем преимущество такого критерия оценки по сравнению со статистической нормой. Социально - психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор знаний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных.

Для анализа данных относительно их близости к социально - психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% - ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп (%): 1) наиболее успешные - 10; 2) близкие к успешным - 20; 3) средние по успешности - 40; 4) малоуспешные - 20; 5) наименее успешные - 10.

Информация о работе Шпаргалка по «Психодиагностике»