Шпаргалка по «Психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психодиагностике»

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психокоррекции.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

Экзаменационные  вопросы

по дисциплине «психодиагностика»

  1. Предмет и задачи психодиагностики.

Психодиагностика – это область  психологической науки, разрабатывающая  методы выявления и измерения  индивидуально-психологических особенностей личности.

В предмет общей психодиагностики входят принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежности.

Задачи психодиагностики

Основная задача психодиагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.

Определяя задачи психодиагностики, необходимо учитывать и ситуацию психодиагностики в целом (различение ситуации клиента и ситуации экспертизы).

В ситуации клиента человек  обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудничество, старается  выполнить инструкции как можно  более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или  фальсифицировать результаты. В этой ситуации к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы

Во второй ситуации человек  знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы предстать в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклонений и расстройств).

Психодиагностика –  это область психологической науки, и поэтому, она связана со всеми ее отраслями.

 

  1. Условия становления психодиагностики.

Понятие “психодиагностика” появилось  впервые после публикации Г. Роршаха  в

1921 г. Однако, эта специальная  дисциплина стала выделяться  в самостоятельную отрасль

науки уже в начале XX в. Выявление  индивидуальных особенностей человека с помощью

психодиагностики стало возможным  после возникновения в психологии ряда

необходимых предпосылок. Можно говорить о четырех наиболее важных источниках

становления психодиагностики: экспериментальная психология, дифференциальная

психология, прикладная психология и  тестология.

       Экспериментальная  психология. Возникновение экспериментальной  психологии

связано с именем Г. Фехнера (I860), который  впервые обосновал психофизический метод

исследования. Опираясь на простейшие опыты Фехнера, В. Вундт заложил  основы

экспериментальной психологии, и она  стала в начале XX столетия ведущим  направлением

эмпирического психологического исследования.

Дифференциальная психология изучает

индивидуальные различия. Возникновение  дифференциальной психологии было

подготовлено уже в 1896 г. докладом А. Бине и В. Анри на тему “Индивидуальная

психология”, в котором в противоположность  господствовавшему мнению и

соответственно вопреки мнению В. Вундта признавалось возможным и необходимым

экспериментальное исследование высших психических функций, таких, как  память,

мышление, представление и т. д.

Психодиагностика и дифференциальная психология не противостоят, а дополняют

друг друга, образуя единое целое. Они являются двумя ветвями психологической науки,

имеющими общую специфическую  область исследования: изучение степени

выраженности и взаимодействия психических свойств личности в  ходе отражения

действительности и регуляции  поведения, которые они исследуют в разных

(дифференциальном или индивидуальном) аспектах.

       Прикладная психология. Другим источником развития психодиагностики  была

прикладная психология, которая  связана с именем В. Штерна. В прикладной психологии

В. Штерн проводил различие между психологической оценкой (психодиагностика) и

психологическим воздействием (психотехника).              Проводя различие между

психодиагностикой и психотехникой  как составными частями прикладной психологии,

он подчеркивал, с одной стороны, специфичность диагностических проблем в области

психологии, а с другой – сформулировал  принцип единства диагностики и  развития

личности..

 

  1. Область применения психологического тестирования.

Психодиагностика занимает промежуточное  положение среди других

психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между

общей и прикладной психологией, а  по отношению к психодиагностическим методам

выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического

применения.

 

Практические области применения психологии: психология труда, инженерная,

социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивная

психология – при создании и  применении психодиагностических методов  находят в

психодиагностике общий теоретико-методологический базис для оценки личности в

системе социальных, экономических  и других отношений. Эти практические области

психологии со своей стороны  обогащают систему основных психологических  знаний

применением и многократной проверкой  их на практике.

       Психологическое тестирование применяется в образовании, для тестирования

интеллекта, специальных способностей, достижений, личностных качеств, поведения  и др.

       Тестирование  проводится в сфере профессиональной  деятельности в качестве

вспомогательных средств, для принятия решений о приеме на работу, расстановке кадров.

       В клинической  психологии и психологическом  консультировании применяется

тестирование и оценка психического состояния, при неспособности индивида справиться

со своими трудностями или проблемами.

       В     нейрофизиологии    проводятся     нейропсихологические      исследования

взаимодействия мозговых патологий  с поведением человека. Установлено  влияние

возраста на поведенческие эффекты, к которым приводит поражение  мозга.

 

  1. Физиологические методы тестирования.

      1)Приборные психофизиологические  методики. Диагностически значимые

показатели регистрируются с помощью  приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное

сопротивление, мышечный тонус и  т. п.). Фиксируются не сами поведенческие  реакции, а

их физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики. Эти методики чаще

применяются для диагностики функционального  состояния. В отсутствие

специализированного оборудования этот класс методик имеет ограниченное применение.

      2)Аппаратурные поведенческие методики. Классический пример таких методик –

это хронометрические методики, позволяющие  регистрировать скоростные параметры

тестируемых реакций и ответов. Диагностируемые параметры считываются  с приборной

шкалы соответствующего прибора. В некоторых случаях компьютерные игровые тесты

также подпадают под данную категорию  методик. С помощью аппаратурных методик

диагностируют элементарные психические  функции (чувство равновесия или

психомоторную координацию) и свойства нервной системы. Кроме того, с помощью

аппаратной методики проводят диагностику  психологической совместимости  и

срабатываемости («гомеостат Горбова»). Определенную разновидность аппаратурных

методик представляют собой тесты-тренажеры  для диагностики определенных

профессиональных умений. В них создается имитация реальных условий

профессиональной деятельности (пульт  водителя или пилота).

 

  1. Психологические методы тестирования.

1) Объективные тесты с выбором  ответа. Под эту категорию подпадают

большинство тестов на интеллект, специальные способности, а также тесты

достижений – тесты на знания, умения и навыки. Результаты обрабатываются по ключу,

заданному в форме объективного социокультурного норматива, то есть имеются

объективно «правильные» и «неправильные» ответы. Тесты на интеллект, с так

называемым свободным ответом (в  виде произвольного слова или  рисунка), требуют

вначале произвести более или менее  формализованную первичную обработку. В тех

случаях, когда разные исполнители  могут выполнить эту обработку  по-разному, мы имеем

дело с менее объективными тестами способностей.

       2) Тесты-опросники.  Это тоже тесты с заданными  вариантами ответа на пункт

(вопрос). Но ключ к пункту  в этом случае определяется  не социокультурным нормативом,

а с помощью особых психометрических процедур. Тесты-опросники применяются в

большей степени для диагностики  личностных черт, а также установок, ценностных

ориентаций, самооценки.

       3) Методики субъективного  шкалирования. В отличие от методов  экспертной

оценки в этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель

методики. Испытуемый оценивает внешние  объекты или понятия, а выводы делаются о

нем самом. Сдвиг субъективной точки  отсчета при таком шкалировании –

информативный признак для вывода о ценностных ориентациях самого испытуемого. Для

диагностики когнитивного стиля, например, используется один из вариантов подобных

методик – методика «свободной сортировки Гарднера» (испытуемый оценивает объекты

по номинальной шкале сходства): чем больше классов предметов  изобрел испытуемый в

ходе свободной классификации, тем более дифференцированной считается его

понятийная система.

       4)Применяемые  для диагностики системы представлений.  Эти методики

следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о

субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста, который практически не

влияет на результаты, и получается картина субъективного мира личности, какая она есть.

       Но применяемые  для диагностики личности (установок  поведения и мотивов),

данные методики оказываются технологически близкими к проективным, и в этом случае

они требуют высокой психологической  квалификации. Примеры проективных  методик

шкалирования: «Тест цветовых предпочтений» (Люшер), «Тест предпочтения

фотопортретов» (Сонди), «Тест юмористических фраз» (Болдырева, Шмелев).

       5) Проективные  методики. Это, как правило, тесты  со свободным ответом, в

которых инструкция и тестовые стимулы  столь неопределенны, что допускают  выбор

ответа в очень широких пределах. Направление этого выбора определяется структурой

субъективного опыта, установками  и мотивами испытуемого. Это позволяет  использовать

проективные методики для диагностики  указанных свойств.

6) Стандартизированное аналитическое  наблюдение. В отличие от свободного

исследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель следует

строгой методике: он знает, какие  факты в поведении наблюдаемого объекта

регистрировать и как на основании  этих фактов производить оценку латентных

диагностических переменных.

       7) Контент-анализ (анализ содержания). Эта техника применяется при наличии

однозначно зафиксированного материала  наблюдения. Подсчитывается частота  появления

определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по

соотношению этих частот делаются психологические выводы. Первоначально метод был

разработан для социально-психологического анализа газетных текстов, но затем  его

принципы распространились на любые  продукты деятельности (в том числе  тексты

свободных сочинений учащихся, продукты их творчества и т. п.). При появлении

совершенной техники аудио- и видеозаписи  приемы подобного анализа стали

применяться к аудио- и видеолентам, в которых живое поведение  однозначно

зафиксировано и может быть многократно  воспроизведено: как для экспертной оценки

независимыми экспертами, так и  для формально-статистического анализа  частоты

появления однозначно регистрируемых фактов.

8) Включенное наблюдение с последующим  рейтинг-шкалированием. Очень

часто нет практической возможности  организовать продолжительное наблюдение с

привлечением независимых наблюдателей, не включенных в процесс (их рабочее  время

тоже надо оплачивать и это слишком  дорого). Поэтому к вынесению суждений об

объектах наблюдения привлекаются участники процесса. Мера выраженности

оцениваемого свойства здесь обеспечивается не частотой появления определенного факта

в материале наблюдения (определенного  поступка), а градацией субъективной оценки по

определенной рейтинг-шкале (семибалльной, пятибалльной или более или менее

дробной).

 

  1. Комплексные методы тестирования.

1) Психологическая беседа (интервью). Этот метод, один из наиболее  древних и

популярных в паранаучной психологии, очень часто кажется самым  простым,

естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым  субъективным

из всех перечисленных, так как интервьюер добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя их ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействием

Информация о работе Шпаргалка по «Психодиагностике»