Шпаргалка по «Психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психодиагностике»

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психокоррекции.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

В традиционном понимании предмет психологической диагностики по большей части

ограничен дифференциально-психологической  проблематикой. Типичные области

применения тестирования – определение  профпригодности, профотбор, оценка

эффективности обучения, клиническая  практика – основываются на анализе

индивидуальных различий между  людьми или возрастных изменений  одного и того же

человека на значительных отрезках временной шкалы. В связи с  этим предлагаются такие

определения психологической диагностики, как “учение о методах классификации и

ранжировании людей по психологическим  и психофизиологическим признакам”,

“попытки оценить личностные характеристики путем наблюдения за внешними

особенностями”     и др.    В    немногочисленных диагностических  исследованиях,

рассматривающих в качестве       основной переменной изменение функционального

состояния, последнее выступает  как фактор, маскирующий или, напротив,

способствующий проявлению комплекса  индивидуальных черт.

Многоуровневость функционального  состояния как системной реакции  задает

разные направления для разработки диагностических средств. Традиционная

психометрика ориентирована прежде всего на объективизацию психических  процессов и

психологических свойств с помощью  определенной системы тестовых испытаний. Такие

приемы легче стандартизуются и поддаются более четкой интерпретации. Немаловажный

для полноценной квалификации состояния  субъективный аспект (субъективная

представленность переживаемого  состояния) измеряется с большим  трудом.

Множество факторов, от которых зависит  функциональное состояние, и

разнообразие функций, в котором  проявляется его специфичность, следует считать

основной трудностью решения диагностических  задач. При построении конкретного

диагностического исследования прежде всего надо ответить на вопрос, “что”  и “зачем” мы

хотим оценивать. Полезным концептуальным аппаратом, помогающим дать развернутое

описание цели диагностики при  анализе состояний человека, являются предложенные А.

А. Подбор адекватного методического  инструментария, о специфических  требованиях к которому говорилось в настоящем разделе, является реализацией выработанного

исследователем понимания стоящих  перед ним диагностических задач.

 

  1. Методы  диагностики функциональных состояний человека.

Арсенал методических средств, применяемых  для: оценки функциональных

состояний, весьма разнообразен. Обычно выделяются три типа методов, с помощью

которых можно оценить состояние  субъекта: физиологические, поведенческие  и

субъективные. Более четкой представляется дихотомическая классификация, в которой

анализируются физиологические и психологические показатели. В последнюю группу

входят приемы оценки эффективности  выполнения различных поведенческих  задач (в том

числе и психометрическое тестирование) и субъективная симптоматика конкретных видов

функциональных состояний.

 

       1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

  Усилия большой группы исследователей  направлены на поиск хотя и  косвенных,

но зато непосредственно регистрируемых показателей сдвигов в функционировании

организма.

       В качестве  возможных индикаторов динамики функциональных состояний

рассматриваются самые разнообразные  показатели работы центральной нервной  системы

и вегетативные сдвиги. К их числу  относятся прежде всего электрофизиологические

показатели: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электромиограмма            (ЭМГ), кожно-

гальваническая реакция (КГР), а  также частота сердечных сокращений, тонус сосудов,

величина диаметра зрачка и многие другие. Кроме того, интенсивно развиваются

исследования биохимических сдвигов  в организме при различных  функциональных

состояниях. На базе частных методик  разрабатываются полиэффекторные  методы

регистрации.

2. Психологические методы тестирования

      Психометрические  методики

      В психологической  практике диагностика функциональных  состояний чаще всего

проводится на основании оценки успешности выполнения определенного вида

деятельности. При этом анализируются  динамика показателей количества, качества и

скорости выполнения задачи, а также  лежащие в ее основе изменения  соответствующих

психологических функций. В качестве предмета анализа может выступать реальная

трудовая деятельность человека. Основными  показателями изменения состояния  в этом

случае служат сдвиги количественных и качественных характеристик эффективности

работы, главным образом по их внешним  проявлениям. Для диагностики состояний может быть использована практически любая из

разработанных в экспериментальной  психологии методик, оценивающая эффективность

процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др. К их числу относятся

корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристики

внимания, комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики

непрерывного счета Крепелина        и элементарной шифровки Пьерона  – Рузера,

предназначенные для анализа интеллектуальных процессов. Перечисленные тесты в их

многочисленных модификациях широко используются и в современной  диагностической

практике. Они считаются достаточно эффективными и составляют основной арсенал

используемых психологами средств.

 

В практике использования психометрических методик имеются два серьезных

недостатка.

 

  1)Прежде всего задачи, по выполнению которых судят о функциональном

состоянии, как правило, имеют мало общего с реально выполняемой  человеком

деятельностью. Отсутствие соответствия между используемыми тестами и содержанием

трудовой деятельности во многих случаях  приводит к неудачам при тестировании

функционального состояния. В качестве яркого примера такой неадекватности тестов

можно привести результаты одного исследования, в котором после непрерывной 56-

часовой работы на конвейере у испытуемых не было обнаружено снижения

эффективности выполнения теста. Как  замечает К. Камерон, вряд ли этот результат  может

быть объяснен мотивационными эффектами  – в этом случае пришлось бы говорить о

героических усилиях испытуемых. Это свидетельствует скорее о несоответствии

выбранного приема задачам тестирования и нечувствительности анализируемых

показателей.

      2)Другой принципиальный  недостаток существующих психометрических  методик

тестирования состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь внешнюю

результативность анализируемой  функции и, как правило, ничего нельзя сказать о

причинах наблюдаемых изменений. На примере такой широко используемой группы

психометрических тестов, как оценка динамики показателей кратковременного

запоминания, легко продемонстрировать реальное значение этих трудностей.

Методики субъективной оценки

       Перспективность  применения в диагностических  целях субъективных методик

объясняется многообразием проявлений симптоматики различных состояний во

внутренней жизни индивида –  от комплекса ощущений усталости  до специфических

изменений самоафферентации, возникающих  в необычных условиях деятельности.

Несмотря на широко распространенное мнение об информативности субъективных

данных, эта область исследований долгое время находилась вне научной разработки.

Более того, до сих пор, как и 50 лет  назад, дискутируется вопрос о принципиальной

возможности привлечения данных самоотчетов  для получения достоверной информации.

Действительно, на формирование комплекса субъективных переживаний прямое влияние

оказывают такие факторы, как установка  субъекта и его навыки саморефлексии, степень

осознаваемости симптомов и  время их проявления, выраженная зависимость  от уровня

мотивации, значимость деятельности, личностные особенности человека. Однако, по

справедливому утверждению С. Г. Геллерштейна, субъективные проявления есть не что

иное, как отражение состояния  объективных процессов в сознании или ощущениях самого

человека. Исследователь же должен найти адекватный способ анализа этой сферы

проявлений     жизнедеятельности.    Резюмировать     содержание    продолжающейся

десятилетиями дискуссии можно  словами Б. Мускио, создателя первой субъективной

методики шкалирования утомления: “Имеются самые противоречивые мнения о

возможности использования ощущений усталости в качестве индикаторов  утомления,.

однако они отражают скорее неудачные  попытки современной психологии нежели

истинное положение дел”.

Таким образом, основная линия развития методик субъективной оценки связана с

созданием сложных многофакторных тестов, основанных на использовании

современного математического  аппарата и обращения к данным, накопленным в

традиционных областях использования  шкалирования – субъективной психофизике  и

психометрике. Однако методическое совершенствование процедур разработки

субъективных тестов не снимает  принципиальной односторонности получаемой с их

помощью информации–оценки состояния  с точки зрения самого субъекта. Ее

достоверность должна подкрепляться  собираемыми параллельно объективными данными.

3. Комплексные методы тестирования

 

Идея комплексного подхода к  изучению состояний не нова. Еще  в 1929 г. А. П.

Нечаев, проанализировав более 30 различных  методик оценки утомления, пришел к

выводу, что ни одна из них при  однократном применении не позволяет не только судить о

величине утомления, но и вообще делать вывод о его наличии. “Неужели психологи.–

писал он,–никогда не будут владеть  методом, при помощи которого можно  было бы

регистрировать психическую утомленность в каждый отдельно взятый момент времени?!

Когда к врачу приходит больной, то для констатирования его болезни  не требуется

предварительная справка о его  здоровом состоянии”. Пытаясь найти  такой метод, он

приходит к выводу о необходимости  в любой момент времени одновременно

регистрировать ряд характеристик сенсорной и моторной готовности человека и оце-

нивать соотношение между ними.

4. Психодиагностика свойств нервной  системы

      К настоящему времени  дифференциальная психофизиология  располагает большим

арсеналом методических средств диагностики СНС, прошедших все необходимые стадии

проверки. Это методики лабораторного  характера, требующие специальной  аппаратуры и особого помещения, а также бланковые методики. Остановимся  на истории создания

методик в школе Теплова–Небылицына. Лабораторные методики. Большинство диагностических методик представлено в

электроэнцефалографическом варианте. Для этого используется такой  прибор, как

электроэнцефалограф, и требуется  специально оборудованное помещение. С помощью

электроэнцефалографа     записываются      биотоки     мозга,    и    по     рисунку

электроэнцефалограммы определяется степень выраженности того или иного  свойства

нервной системы у человека. По замыслу исследования, основными показателями проявления лабильности

должны быть быстрота и четкость восприятия и выполнения элементарных мыслительно-

речевых операций, причем темп работы испытуемых заранее предопределен  и для всех

лиц одинаков; испытуемые не могут  изменить его по своему усмотрению.

Психодиагностические пробы являются кратковременными и не вызывают у испытуемых

состояния утомления. Методики рассчитаны на любой возраст начиная с 14 лет.

 

 

 

 

 

  1.  Состояния активации и уровни бодрствования.

1. Состояния активации и уровни  бодрствования

редполагается, что зависимость  между уровнями активации и бодрствования

прямая: возрастание активации  влечет за собой переход на более  высокую ступень по

шкале бодрствования. Однако последовательное увеличение активации не приводит к

линейному возрастанию эффективности  поведения. Эта зависимость, известная в

психологии под названием закона Иеркса – Додсона, имеет вид перевернутой U-образной

кривой.

Существует целый ряд “признанных” показателей активации: изменения

биоэлектрической активности мозга (частотно-амплитудные характеристики ЭЭГ,

показатели пространственной синхронизации, периодичности колебаний, асимметрии

волн ЭЭГ и др.), вегетативные сдвиги (изменения величины кожного  сопротивления,

частота пульса, дыхания, величина диаметра зрачка, гормональные сдвиги),

позотонические реакции и изменения электрической активности мышц.               Однако

установить прямую связь между  динамикой частного показателя и  изменением уровня

бодрствования удается далеко не всегда, а если и удается, то только в самом  общем виде.

Так, переходу от одного состояния  к другому в пределах максимально крупных градаций

шкалы уровней бодрствования “сон – пассивное бодрствование –  активное

бодрствование” ставится в соответствии изменение спектра частотных  составляющих

Информация о работе Шпаргалка по «Психодиагностике»