Шпаргалка по предмету "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по предмету "Психология".

Файлы: 1 файл

otvety_psikhologia (1).docx

— 109.30 Кб (Скачать файл)

предмета, явления мысленно или практически на составляющие части с последующими сопоставлением или сравнением. Синтез – построение мыслительное или практическое из аналитически заданных частей. Процессы анализа и синтеза несмотря на противоположность связаны м/д собой. Сравнение – сопоставление предметов или явлений с целью найти сходства или различия м/д ними. Обобщение – мысленное выделение общего из предметов и явлений. Классификация – мысленное распределение предметов или явлений по гр., классам, признакам и т. д. в зависимости от их сходства или различия. Абстракция – мысленное выражение существующих св–в и признаков, явлений и предметов которые в действительности самостоятельно не существуют (справедливость). Конкретизация – выступает как обратная операция обобщению, когда из общего определяется и выводится суждение о принадлежности еденичных вещей и явлений определенному классу.

 

18ВООБРАЖЕНИЕ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.      

     Воображение  – особая форма чел. психики, стоящая отдельно от

остальных психических процессов. Воображение - психических

процесс, заключающийся в создании новых образов или представлений путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. Специфика заключается в том, что оно есть только у человека и неразрывно связано с процессом памяти, преобразует то, что есть в памяти. Благодаря воображению чел. разумно планирует свою деятельность и управляет ей. Также благодаря воображению чел преобразовывает свой объективный мир, т.е. прежде чем

изменить что–то практически, чел. изменяет его мысленно, т.е. воображает.

Воображение является основой наглядно-образного мышления. Воображению свойственны следующие черты : 1) является составной частью творческого процесса. 2) деятельность по воображению зависит от общей направленности личности.3)тесно связано с памятью, т.к. специфика В. состоит в переработке прошлого опыта.4) тесно связано с восприятием, влияет на создание образов воспринимаемых мышлением.5) В. связано с мышлением. В. и М. возникают в проблемных ситуациях и мотивируются проблемами личности.

Виды воображения

Различают 2 вида  воображения -воссоздающие и творческое. Воссоздающие

воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы :словесной, числовой, графической. Воссоздавая, чел. выполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжение знаниями. Ярким примером может служить чтение худож. книги, плана сооружений. Качество воссоздания зависит:1-исходной информации(при чтение-портрет персонажей, дела и их поступки представлены в воображение читателя ярко, зримо. И напротив изображение людей, ситуаций штампами, уже надоевшими оборотами не способствует яркости и точности воссоздания.)2- суммы и

качества знаний (обширность знаний, сочетающихся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют чел. извлекать из памяти нужную информ., и видеть за знаками то, что вложил в них автор.)3- установки(когда спортсмен напряжен до предела, образы памяти и воображения крайне не точны, расплывчаты. Сильные эмоциональные состояния «-« и «+» направленности мешают их  воссозданию.

Творческое воображение- создание нового, оригинального, идеи. Различают

объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не

существующие в данный момент ни в материальном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существуещее, оно оригинально. Субъективно новое - новое для данного чел. Оно может повторить существуещее, но об этом чел не знает. Результат творческого воображения может быть материализован, т.е. на его основе трудом чел. создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне

идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

 

19 ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ВИДЫ И ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение

индивидом опыта называется –Памятью. В памяти различают такие

основные процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными, они формируются в деятельности и определяются ею. Так, запоминание определенного материала связано с накоплением

индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности чел. Использование этого опыта в дальнейшей деятельности требует воспроизведения. Выпадение определенного материала из деятельности ведет к забыванию. Сохранение в памяти материала зависит от его участия в деятельности, поскольку каждый момент поведения чел. определяется его жизненным опытом. Будучи важнейшей хар–кой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность личности. В современных исследованиях памяти нет единой и законченной теории памяти. В

качестве центральной выступает проблема ее механизмов. Существует 2 основных уровня изучения механизмов памяти психологический,  нейрофизический. И совсем новый биохимический.    

Виды памяти

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности чел., то форма ее проявляется чрезвычайно многообразно. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает ее зависимость от характеристик, особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и сохранения, воспроизведения. При этом отдельные виды памяти,

выделяются в связи с основными 3 критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют двигательную (запоминание, сохранение различных движений и их систем), эмоциональную (чувства, эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы,

т.е. как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы побуждающие к действию, либо удерживающие от действия), образную (на представления, картины природы и жизни, а так же на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, обонятельной и вкусовой. Если зрительная и слуховая память играют ведущею роль в жизнедеятельности нормального человека, то осязание, обоняние и вкусовую память можно назвать профессиональными видами памяти), словесно-логическую (содержанием данного вида памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без

языка, поэтому память на них  называют не просто логической, а

словесно-логической. В словесно-логической памяти главную роль играет 2-ая сигнальная система. Это самый сложный вид памяти поскольку он существует только у человека) память. 2) по характеру целей деятельности: произвольную и непроизвольную (запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запоминать). 3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов: кратковременную, долговременную, оперативную. Для того

чтобы материал закрепился в памяти он должен быть соответствующим образом переработан. Такая переработка требует определенного времени, которое называют  временим консаледации следов. Этот процесс субъективно переживается как отзыв только что прошедшего события (что-то стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.), т.к. мы продолжаем видеть, слышать и т.д. Эти процессы не устойчивые и обратимые, а также они очень специфичны и их роль в формировании накопленного

опыта очень значительна, поэтому их  рассматривают в качестве особого видаи запоминания, сохранения,  воспроизведения информации, который получил название кратковременная память. И наоборот, если информация и её характер сохраняются у нас в памяти продолжительно, то это считается 

долговременной памятью. Оперативная- обозначает некие процессы,

которые обслуживают наши с вами действия и операции. Например: когда мы выполняем арифметическое действие, то осуществляем его по частям, при этом мы уже удерживаем некоторые промежуточные части данного действия. По мере движению к конечному результату,  конкретный оперативный материал забывается.Запоминание этих промежуточных действий и их забывание при получение конечного

результата называется оперативной памятью.

 

  1. Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.

 

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Иначе внимание можно было бы определить как такую организацию психической активности, которая обеспечивает режим наибольшего благоприятствования для протекания той или иной деятельности. В этом особенность внимания, не имеющего «своего» специфического продукта, но всегда улучшающего протекание всех видов деятельности.

Внимание описывают через его свойства. К свойствам внимания относятся: 1) устойчивость; 2) концентрация; 3) распределение; 4) переключение; 5) объем.

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучить в чистом виде не представляется возможным. За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. В желаниях, эмоциях и чувствах проявляется определенное отношение человека к миру, к другому человеку. Это отношение находит свое выражение во внимании. Предметы и явления действительности, отвечающие потребностям и интересам субъекта, вызывают его внимание. Изменение отношения субъекта к объекту вызывает изменение внимания, выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточено сознание субъекта.

Виды внимания

Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность.

В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Но основной формой организации психических процессов является произвольное(преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации. Оно обычно связано с борьбой мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Способность произвольно направлять психическую деятельность – одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Название «послепроизвольное» дано потому, что нередко оно возникает в результате увлечения работой, которую первоначально приходилось организовывать произвольно, намеренно, делая усилия над собой (произвольное внимание), которая постепенно стала интересной сама по себе (послепроизвольное внимание).

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. Так, мы скорее заметим появление определенного объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.

 

 

21 ВОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО МЕХАНИЗМЫ.

Любая деятельность чел. сопровождается конкретным действием произвольными и непроизвольными. Произвольные – осуществляются под контролем сознания, требуют со стороны чел–ка  определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Все эти усилия часто называют волевой регуляцией или волей. Воля – это сознательно регулируемое поведение, а также деятельность, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных поступков и действий. Функции воли: заключаются в сознательном регулировании активности чел. в затруднительных условиях жизнедеятельности. Волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Самыми простыми из

них выступают рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание глаза, сужение глаз, чихание и др., одергивание руки, невольный поворот головы и др. движения. При этом поведение чел. может быть также произвольным и непроизвольным. К не произвольному типу поведения в основном относится неосознанные импульсивные действия, т.е. такие, которые не имеют цели (реакция на шум за окном). В противовес к непроизвольным действиям выступают сознательные действия, харак–щие  волевое поведение. Волевые действия отличаются др. от др. некоторыми качествами 1) уровень сложности. Основой усложнения действий является то, что каждая цель может быть достигнута

не сразу, а требует ряда промежуточных действий, в зависимости от которых проявляется сложность нашей воли. 2) связь на преодоление препятствий, т.е. особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание поставленной цели. Чем более значительна цель, тем более чел. преодолевает препятствий. Поэтому волевые действия различаются не только по уровню сложности, но и по уровню осознанности.3) воля подразумевает наличие целеустремленности чел, что требует от него определенных мыслительных

процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе целей и средств ее достижения.4) воля постоянно связана с нашими чувствами и выражается в том, что мы, как правило, всегда обращаем внимание на предметы и явления которые вызывают у нас определенные чувства. А также желание что-либо добиться и желание избежать, связано также с нашими чувствами. Для выше перечисленного

нужна воля.

Волевые качества

1) сила воли. Воля всегда хар–ся определенными качествами. Прежде всего

принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные трудности, возникающие при достижении цели, которые мы преодолеваем тем сильнее, чем выше наша сила воли.2) выдержка, самообладание. Выражается в умении сдерживать свои чувства, а также в недопущение импульсивности, необдуманных решений.3)целеустремленность. Это сознательная и активная

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология"