Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 11:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по предмету "Психология".
форма проявления П., побуждение к Д., тот предмет, ради которого осуществляется Д.. В свою очередь мотив побуждает чел. к постановке задач и целей для удовлетворения своей потребности. ЦЕЛЬ – представленный или мысленный результат Д. ДЕЙСТВИЕ – составная часть Д., которая отвечает за осущ. цели.Способы осуществления действия - операции – преобразованные действия (Когда ребенок учится писать буквы, то написание букв является для него действием, которое направляется сознат. целью - написать буквы. Но, овладев этим действием, ребёнок использует написание букв как способ написания слов, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.
11 ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.
В настоящие время общение – процесс развития контактов м/д людьми, который порождается совместной деятельностью. В настоящие время существует 3 стороны общения 1) Коммуникативная – включает в себя обмен информацией м/д участниками совместной деятельности. Общаясь м/д собой люди обращаются к языку, как к одному из важнейших средств общения 2) Интерактивная – заключается во взаимодействии обещающихся, т.е. обмен в процессе речи не только словами, но и действиями. 3) Перцептивная – предполагает восприятие общающихся д. с д. Рассматривая единство этих 3 сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
Функции общения:1)обмен информацией - средство общения –
язык, т.е. язык обеспечивает коммуникацию м/д общающимися, т.к. его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее значение в слова, так и тот, кто ее принимает, декодирует ее. Чел., адресуя информацию другому чел., является коммуникатором, тот, кто принимает – рецепцентом. Для осуществления цели общения люди должны пользоваться одной и той же системой кодирования и декодирования, т.е. говорить на одном языке. Бывает вербальная и не вербальная коммуникация. К вербальной – речь, диалог, монолог. Речь – вербальная коммуникация т.е. общение с помощью языка. Средство вербальной коммуникации – слова. Виды речи – письменная, устная- диалогическая и монологическая. Диалог –простейшая из форм речи, т.е. поддерживаемая собеседником. Монолог –разновидность речи, которую произносит один чел, обращаясь к другим. Письменная речь – служит для передачи своих мыслей в письменной форме. 2)Межличностное взаимодействие – представляет собой последовательность развернутых во времени реакции людей на действия д. д. Совместная деятельность и общение протекают в условиях соц–го контроля, осуществляемого на основе соц. норм, т.е. принятых в обществе норм поведения, которые регламентируют взаимодействия и взаимоотношения людей. При нарушении норм, происходит неодобрение, осуждение или наказание индивида.
Обращение людей к соц. нормам делает их ответственными за их поведение и позволяет регулировать действия и поступки. Условие успешности процесса общения: 1- соответствующее поведение взаимодействующих людей ожиданиям д. д. 2- способность и умение безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что готов от него услышать или в нем увидеть другой чел. Если данные условия не будут соблюдены, то происходят межличностные конфликты.3) как понимание людьми д. д. В процессе общения включены по меньшей мере 2 чел. В их актах
взаимного познания должны быть выявлены действия 3х важнейших механизмов: 1 – идентификация, 2 – рефлексия, 3 – стереотипизация. Идентификация – способ понимания д. чел через осознанное и безознательное понимание и уподобление его хар–м самого субъекта, т.е. в ситуации взаимод-я люди строят предположение о внутреннем мире другого чека, ставя себя на место его. Рефлексия - субъект, как он понимается. Спериотипизация – классификация форм поведения, их причин, путем отношения их к известным или кажущимися известными, т.е. к соц. стереотипам. предмет ради которого осуществляется
12 Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными.
Виды взаимодействия. В психологии все возможные
виды взаимодействия разделяются на два
противоположных вида: кооперацию (сотрудничество)
и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет
собой взаимодействие, способствующее
организации совместной деятельности,
достижению групповой цели. Кооперация —
необходимый элемент совместной деятельности,
порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев
называл две основные черты совместной
деятельности: а) разделение единого процесса
деятельности между участниками; б) изменение
деятельности каждого, т.к. результат деятельности
каждого не приводит к удовлетворению
его потребности, что на общепсихологическом
языке означает, что "предмет" и "мотив"
деятельности не совпадают . Каким же образом
соединяется непосредственный результат
деятельности каждого участника с конечным
результатом совместной деятельности?
Средством такого соединения являются
развившиеся в ходе совместной деятельности
отношения, которые реализованы, прежде
всего, в кооперации. Важным показателем
"тесноты" кооперативного взаимодействия
является включенность в него всех участников
процесса. Поэтому экспериментальные
исследования кооперации чаще всего имеют
дело с анализом вкладов участников взаимодействия
и степени их включенности в него. Конкуренция
- это столкновение противоположно направленных
целей, интересов, позиций, взглядов субъектов
взаимодействия. Традиционно конфликт
рассматривался как негативный тип взаимодействия.
В настоящее время в психологии проведено
много исследований, обнаруживающих позитивные
стороны конфликта. Их общий лозунг: "Конфликт
- какая прекрасная возможность!".
13 Социально-перцептивная
сторона общения.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Позже социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Поскольку человек вступает в общение всегда как Личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как Личность. Впечатления, которые возникают, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.
В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.
В эти процессы включены как минимум 2 человека, и каждый из них является активным субъектом. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с 2 сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает 2 стороны: идентификацию и рефлексию.
Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление).
Первоначальная функция речи - коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.
В зависимости от формы общения,
речевая деятельность делится на устную (подразумевающую гов
17 ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Виды мышления
Различают 3 вида мышления: наглядно–действенное, наглядно–образное,
отвлеченное (абстрактно–логическое). Наглядно–действенное –
простейший вид мышления, отражение связи предметов, явлений, которые
непосредственно включены в практическую деятельность чел. Возникает у
дошкольников (до 4 лет). При таком мышлении, дошкольники мыслят только наглядно (пока ребенок не потрогает что–то руками или не разберет его, мышления не будет). Наглядно–образное –данный вид мышления опирается на восприятие образа и словесное описание, возникает у дошкольников 4–7лет (показывают два шара, сделанных из теста, затем один расплющивают и спрашивают, где теста больше-все дошкольники отвечают: в расплющенном). Отвлеченное – возникает на основе практического и наглядно-чувственного образа, а также суждений и умозаключений. Возникает у школьников. У взрослого чел. Обычно используется все 3 вида мышления.
Мыслительные операции
Главные мыслительные операции. 2 вида операций – основные( анализ,
синтез), второстепенные(сравнение, обобщение, классификация,
абстракция, конкретизация). Анализ – расчленение объекта,