Шпаргалка по предмету "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по предмету "Психология".

Файлы: 1 файл

otvety_psikhologia (1).docx

— 109.30 Кб (Скачать файл)

Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;

Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;

Решение сложившейся проблемы;

Принятие решения;

Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке.

 

 

32 Представление о самоактуализирующейся личности в гуманистической психологии

В начале 60-х годов XX в. в США возникла гуманистическая психология - как научное направление и как психотерапевтическая практика. Гуманистическая психология противопоставила себя бихевиоризму и психоанализу, которые оценивала как негуманные и излишне биологизированные подходы к человеку. Гуманистическая психология нашла поддержку среди философов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Г. Олпорт, ГА. Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей.

В гуманистической психологии предлагается изучать уникальную и неповторимую личность. Главная идея этого направления состоит в том, что каждый человек неповторим, замечателен и способен на многое. Окружающие люди (родители, педагоги, психологи) должны помогать человеку постоянно совершенствоваться, созидать себя, осознавать свое назначение в жизни, регулировать границы своей субъективной свободы. В качестве основных проблем выделяются проблемы саморегуляции, самоактуализации личности, поиска смысла жизни, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления и новых подходов к воспитанию человека. Гуманистическая психология исходит из положения о том, что человек наделен возможностями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, и считает его способным управлять собственным развитием.

Для гуманистической психологии изучение конкретного человека, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей или обобщение многих случаев и ситуаций. Психологи этого направления считают неоправданной ориентацию на изучение лишь сложившихся форм поведения человека. Человек по своей природе активное, творческое существо, способное к саморазвитию, к изменениям: у человека есть не только прошлое, но и будущее.

Гуманистическая психология создала новый подход в практике консультирования и психотерапии, оказала влияние на практику воспитания, психологию производственных отношений, на разрешение конфликтов. Большой вклад в создание практики психологического консультирования и терапии внес Карл Роджерс. Он разработал личностно-ориентированную психотерапию, получившую название "клиентцентрированной терапии". Концепция групповой терапии К. Роджерса содержит веру в рост личности, ориентирует членов группы на свободное выражение своих чувств, на принятие чувств других. Представления об уникальности личности гуманистическая психология реализует в практике обучения и воспитания.

Гуманистическая психология выступает в качестве мировоззренческой и практической основы современной педагогики. Гуманистическая психология представляет собой одно из наиболее перспективных направлений современной психологии.

Гештальтпсихология - учение о целостности психических явлений

 

 

33 Человек познающий в когнитивном подходе к изучению психики.

 

Против механицизма при изучении психики человека выступила и когнитивная психология, которая как научная школа оформилась в США в середине 60-х годов. Видным представителем ее является У. Найссер.

Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования когнитивной психологии составляют познавательные процессы – восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно, и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер.

Когнитивная психология накопила уникальный и разнообразный фактический материал, который существенно дополняет и уточняет закономерности, выявленные ранее в психологии. В частности, был сделан вывод об уровневой организации познавательной деятельности по переработке, хранению и использованию информации. Когнитивная психология ввела в арсенал психологической науки такие термины, как информация, переработка, кодирование, подпрограмма, когнитивная карта и др. Однако многие объяснительные модели, разработанные в когнитивной психологии, далеки от реальной жизни человека. «Изучение процессов переработки информации, – пишет теоретик когнитивной психологии У. Найссер, – становится все более распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе применение за пределами лаборатории».

Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Характерной в этом отношении является точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г. Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды».

 

 

 

 

 

 

34 Основные направления в отечественной психологии

Основоположником отечественной социально-психологической мысли был Н.К. Михайловский, который впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Он рассматривал толпу как «самостоятельное общественно-психологическое явление», считая, что герои являются порождением толпы, которая выдвигает их в определенные моменты истории. Толпа неосознанно подражает герою, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя.

На развитие социальной психологии в России сильное влияние оказывал марксизм. Г.В. Плеханов рассматривал «общественную психологию» как конкретно-историческое и классовое явление.

Экспериментальная социальная психология В.М. Бехтерев, считая объективные методы единственно возможными при изучении психики, способствовал использованию экспериментальных методов к явлениям социальной психологии Он рассматривал групповую психику как совокупность условных рефлексов. Бехтерев дал характеристику различных социальных групп, создал оригинальную классификацию коллективов. Законы психологии масс он сводил к физическим законам. Эксперименты, проведенные Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, показали существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов, выявили половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Было установлено, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других.

В 20-е гг. большое внимание уделялось социально-психологическим проблемам детских, ученических коллективов (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, и др.), социальной психологии труда, управления организациями (Н.А. Витке и др.).

Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского придерживалась мнения, что «в процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные». Эта теория оказала большое влияние на исследования развития поведения ребенка.

С 30 по 50-е гг. социально-психологических работы практически не проводились по идеологическим соображениям, если не считать работ А.С. Макаренко, который считал главной целью воспитания формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».

Возрождение социальной психологии как науки в конце 50-х гг. началось с обсуждения вопроса о предмете социальной психологии. В 1962 г. была создана первая в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Е.С. Кузьмина). Проводились работы по эмпирическому исследованию фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.

Б.Ф. Поршнев впервые у нас в стране ставит вопрос о таких социально-психологических категориях, как «мы» и «они».

В 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина), а в 1972 г. в Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят в свет первые учебные пособия по социальной психологии, проводятся социально-психологические исследования на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения. 

 


Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология"