Шпаргалка по дисциплине "ПсихологиЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_na_gosy_po_psikhologii.docx

— 301.02 Кб (Скачать файл)

 

6. Процессы развития и формирован. Взаимосв.биологич.и социальн. Развитие – качественное и количественное изменение (рост, созревание, универсальное изменение, качественные и структурные изменения), процесс целенаправленный, прогрессивный, непрерывный. Развитие личности обусловлено множеством факторов: 1. Биологические – наследственность (задатки, св-ва нервной системы), внутриутробный период жизни, рождение)  2. Социальные – природная среда, социальная среда микросреда ближайшее окружение, макросреда уровень развития науки культуры, связана проблема обучения и воспитания. 3. Внутренние факторы активность личности (возрастает по мере накопления опыта) рефлексия ( процесс осознания себя, своей деятельности, общения, преобразования). Подходы к развитию личности: 1. Биологизаторское генотип считается главным фактором разв. В чел. все сво-ва заложены в зародыше, в процессе все свойства формируются в окончательном виде. 2. Социализаторское – отвергает генотипические факторы и преувеличивает влияния факторов среды (научение, обучение, воспитание) Дж.Локк.  у любого чел. можно сформировать психол. и поведен. св-ва независимо от задатков. 3. Вероятностное р-е – конечный результат в генотипе не заложен, но каким-то способом связан. Определяется результат и влиянием среды, каждый последующий уровень развития зависит ото предыдущего. У.Штерн – теория конвергенции слияние 2 X факторов наследственности и У факторов среды. В развитии личности происходит повторение этапов общественно-исторического развития человечества. Э.Эриксон – связь р- я личности с р-ем самосознания. Движущей силой р-я является противоречие, имеющаяся на каждом этапе р-я. Стадии: 1. Разрешение противоречия доверия/недоверия к окружающим.2. Противоречие автономия/стыд. 3. Инициатива/чувство вины. (4-5лет). 4. Ценность/малоценность. (6-12лет). 5. Проблема поиска идентичности ( достижение личностной индивидуальности) 12-20 лет. 6. 20-30 лет противоречие близость интимность/ изоляция. 7. 30-60 творчество успешность/застой. 8. Мудрость целостность личности/ отчаяние от 60 лет. Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека, мы выделяем три уровня организации человека: уровень биологической, социальный, психической организации. Охарактеризуем кратко особенности понимания личности. Леонтьевым личность — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).  Ананьев  личность — это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т. е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. Ананьев отмечает, человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Влияние остаётся за социальной стороной личности. Б. Ф. Ломов. Все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. 1 следует иметь в виду, что одно из этих понятий сформировалось в рамках биологических наук 2 — в рамках социальных наук. 3 личность — это социальное качество индивида, в котором предстает человек как член человеческого общества. Факторы, определяющие характер развития индивида, содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т. д. Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

 

7 вопрос  Определение психики. Основные этапы  развития психики в филогенезе. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Этапы развития психики в филогенезе. По мнению Леонтьева, касательно возникновения психики, психическое отражение проходит такие этапы, или стадии: 1.Элементарная сенсорная психика. Отражение отдельных свойств, предметов, явлений. (От амебы до насекомого). Основная форма поведения - инстинкт. 2.Перцептивная психика. Отражение целостных предметов и явлений. (Позвоночные) Форма поведения - навык - индивидуально приобретенная форма поведения, обеспечивающая приспособление к изменяющимся условиям. 3.Интеллектуальное поведение. Отражение отношений между предметами. (Человекообразные обезьяны). Форма поведения - интеллектуальное действие. Ручной интеллект (работа руками), способность решать двухфазные задачи: 1)фаза подготовки 2)исполнение. Первичная, наиболее примитивная стадия психики, которая свойственна огромному количеству видов живых существ от простейших насекомых до некоторых позвоночных, получила название элементарной сенсорной психики. Элементарная сенсорная психика характеризуется тем, что животное реагирует на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. На данной стадии активность животного носит целостный нерасчлененный характер, его поведение представляет собой однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании. Перцептивная психика характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Объект для носителей перцептивной психики выступает отдельно от условий, в которых он дан восприятию. В образе предмета интегрируются его многочисленные свойства, так что одновременное восприятие нескольких свойств предмета делает его в большей степени представленным в психике животного. В активности животных появляется новая структурная единица - операция. Операции - это акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Перцептивная стадия характеризуется бурным развитием головного мозга, возникновением коры больших полушарий. На разных уровнях перцептивной стадии развития психики стоит большинство позвоночных животных. Важной особенностью перцептивной стадии развития психики является тот факт, что основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, то есть генетически наследуемые элементы поведения. На перцептивной стадии развития психики появляются многообразные виды активности животных, в первую очередь, навык и игра. Интеллектуальная стадия развития психики предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное способно не просто воспринять предметы, но и установить значимые связи между ними. Интеллектуальная стадия развития психики характеризуется следующими особенностями: 1) активное использование орудий; 2) явление инсайта, то есть мгновенного нахождения решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок; 3) закрепление эффективного способа решения после единственной удачной попытки; 4) возможность переноса способа решения на широкий класс схожих задач; 5) способность решать «двухфазные» задачи, то есть к объединению в рамках одной задачи двух уже сформированных операций.

 

8 вопрос  Определение психологи как науки. Классификация психич. явлений на  психич. состояния, свойства и процессы. Психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях функционирования психики, имеющей своей целью понимание человека во всем своеобразии его психических проявлений. Понятие психологии имеет как научный, так и житейский смысл. Отличие житейских психологич. знаний от научных: 1.Житейские психологич. знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям и задачам. Научные – стремятся к обобщению, для чего использ. соответствующие понятия. 2.Житейск. психол. знания носят интуитивный хар-р. Научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы. 3.Различия в способах передачи знаний. 4.Научн. психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, не доступном во всем объеме ни одному носителю житейской психологи. Для определения предмета изучения психологии принято в начале классифицировать психические явления. Психич. явления разделяют на 3 класса: 1.Психические процессы – это психические явления, которые имеют выраженную временную динамику, т.е. начало, протяженность и конец. -Познавательные процессы – обеспечивают человеку получение информации о мире и себе. К ним относятся: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь и внимание. -Эмоциональные процессы. К ним относят: аффекты, эмоции, чувства, настроение. -Волевые процессы, наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей и т.д. 2.Психические состояния – это психические явления которые возникают под влиянием внешних обстоятельств и характериз. психическую деятельность человека на протяжении определенного периода времени. К ним относят такие явления как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. 3.Психические свойства – это такие психич. явления для которых характерна выраженная устойчивость во времени и постоянство. К ним относятся: темперамент, характер, способности, направленность.

 

9 вопрос Определение способностей. Уровни и индивидуальные различия .Задатки . Способности – это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной деятельности. Уровни развития способностей: 1 уровень репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание и овладевать сложившимися  образцами деятельности и общения. 2 уровень творческий – обеспечивает создание нового, оригинального. Оба уровня включают друг друга. Зарубежные ученые говорят об уровнях способностей: 1.Уровень общих способностей или общая одаренность – это совокупность всех свойств человека, позволяющих достигать успеха в ходе овладения процессом обучения, образования. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки (анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей). Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Развитие задатков это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки неспецифичны. Если у человека есть задатки определенного вида, это не показатель того что у него обязательно должны развиться способности. Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. 2.Специальная одаренность – это совокупность способностей связанных с конкретным видом деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются в направленности интересов. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности. 3.Талант – это способность к высоким достижениям в конкретной сфере деятельности, но в рамках того что уже достигнуто. Проявляется и развивается в деятельности. Пробуждение таланта общественно обусловлено. Талант это сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность не может быть названа талантом.  4.Гениальность – это способность создавать принципиально новое, прогрессивное в разных областях знания. Основанием для развития С являются задатки (анатомо-физиологические особенности НС, составляющие природную основу развития способностей).Развитие задатков – это соц обусловленный процесс, кот связан с условиями воспитания и особ-тями развития общ-ва. В зависимости от того, существуют ли, отсутствуют условия для развития С, они могут быть потенциальными (те, кот. не реализ. в конкр. виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соц. условий) и актуальными(те, кот. необходимы в данный момент и реализ. в конкр. виде деят).

 

10 вопрос  Характеристика видов и свойств внимания как психофизиологического процесса. Основные методы диагностики внимания. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно включено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические, в частности, двигательные действия людей, в их поведенческие акты — поступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отражения действительности, что является одним из необходимых условий успешности любой деятельности. Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное. Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма. При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели — как реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета. Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредотачивается на короткий срок. Но произвольное внимание может удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др. После произвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия. Все три вида внимания — это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим. Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.  Объем внимания характеризуются количеством запоминаемого и производимого материала. Объём внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами (например: объединяя буквы в слова). Концентрация внимания свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен. Устойчивость внимания - способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков. Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач. Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Говоря о физиологических механизмах активного внимания, нужно отметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Таким образом, внимание обусловлено деятельностью целой системы зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна. МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ: 1. Методика Пьерона-Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры: ромб - горизонтальная черточка, круг -- оставить пустым, квадрат -- в центре точка, треугольник -- вертикальная черточка. 2. Методика кодирования Д. Векслера делится на два вида: кодирование 5 фигур для детей 5-7 лет (5 рядов по 10 цифр) и кодирование 9 цифр для детей 8-15 лет (4 ряда по 25 цифр). За 2 минуты ребенок должен закодировать как можно больше фигур или цифр. 3. Методика для определения умственной работоспособности П.Я. Кеэса. В течение 2 минут ребенок должен среди повторяющихся геометрических фигур найти и отметить три фигуры, соответствующие образцу. Всего семь рядов по 15 знаков в каждом. 4. Корректурная проба Бурдона. Необходимо в течение 5 минут вычеркивать разными способами 2-3 буквы. Всего 40 строчек по 40 знаков в каждой. 5. Проба Ландольта представляет собой ряды незамкнутых колец (24 строки по 24 знака в каждой), при этом разрывы находятся в разных местах колец. Предлагается в течение 5 минут зачеркивать два типа колец. 6. Таблицы Шульте. 7. Тест Мюнстенбергера. 8.Лабиринты и т.д.

 

11 вопрос  Мотивационная сфера личности. М с – это совок-ть М. М – побуждение к действию связанное с удовлетворением П. Потребность – это состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности и в материальных объектах (биологические, социальные, познавательные). Основная хар-ка потребности – ее предметное содержание. Побуждающим к деятельности фактором является цель.В Заруб. псих м с занимался Маслоу(треугольник), в Отеч. псих-гии Леонтьев. Личность – индивид, занимающий опред-ное положение в общ-ве, выпол-щий опред-ную общ-но – полезную деят-ть и отличающийся присущими только ему индив-ми  и соц-но-психол-ми особ-ми. В отеч психол. существуют различные подходы к исследованию лич-ти. Однако, не смотря на это осн идея подхода закл-ся в понимании личн-го раз-я, как разв-я мотив-ной сферы лич-ти и раз-я ее направленности. направленность – совокуп-ть устойчивых мотивов, ориентирующих деят-ть лич-ти и относительно независимых от наличной ситуации. Н – динамическая тенденция (Рубинштейн), смыслообразующий мотив (Леонтьев), доминирующее отношение (Мясищев). В поведении чел есть две ф-ционально взаимосвязанные стороны: регуляционная (Н лич-ти обеспечивает регуляцию поведения психич процессы: познавательные, эмоц, волевые), побудительная (обеспечивет активизацию и направ-ть повед - я, связаны с мотивами и мотивацией). Мотив – это побуждение к деят-ти, связанное с удовлетворением потреб-тей субъекта. Мотивация более обширное понятие, чем мотив. Мотивационную сферу чел, с т.зр. ее развитости, можно оценивать: широта (кач-ное разнообразие мотивационных факторов, чем больше мотивов, потреб-тей, целей, тем более развита мотивационная сфера); гибкость (когда для удовлетворения мотива более высокого уровня используется больше разнообразных мотивов более низкого порядка); и иерархизированность (различие мотивов по силе и частоте актуализации, чем больше различий, тем больше иерархизированность). По Рубинштейну мотивационная сфера личности состоит из: - динамические тенденции (впервые рассматривал Фрейд. Под ними он понимал влечения. Затем К.Левин – понимал напряжение) - установки - направленность (системообразующее св-во личности, определяющее ее психологический склад). Осн.научная работа – теория деят-ного происхождения мотивационной сферы чел-ка А.Н.Леонтьева. М с имеет свои источники в практич-кой деят-ти, между структурой деят-ти и строением М с сущ-ют отнош-я взаимного соответствия, а в основе динамич-ких изменений лежит подчиняющееся объективным законам разв-тие системы деят-ти. Таким образом, эта концепция объясняет происхождение и динамику М с чел-ка. В соотв-вие с закон-ми  раз-я деят-тей можно вывести законы описывающие изменения в М с чел-ка, преобретение им новых П, мотивов и целей. Леонтьев описал один мех-зм образ-ния мотивов -  сдвиг М на цель (механизм превращения цели в М). Суть в том, что цель, ранее побуждаемая  к ее осуществлению каким-то М, со временем приобретает самостоят побудительную силу, становясь М (книга к экзамену). Леонтьев: рождение Л:  1. дошкольный возр-т – начало формир-я иерархии мотивов (подчинение соц нормам);  2. подрост-й воз-т – выражается в самопознании, осознании своих мотивов и параметров Л: 1 .богатсво связей индивида с миром; 2. степень иерар-ти деят-ти,их мотивов; 3. общий тип строения Л. Отеч. психологи отмечали необходимость рассматривать Л, выходя за пределы статусно – ролевых ограничений (Л не должна ограничиваться ролью и статусом). Божович: выделяет 2 критерия сформир-ной Л: 1. чел-ка можно считать Л, если в его мотивах есть иерархия, т е  если он способен преодолевать собст-ные непосредст-ные побуждения ради ч-л другого, т е он способен к опосред-му повед-ю. Мотивы, кот преодол-ся непосредств-ным побуждением соц-но значимы, они соц-ны по происхождению и смыслам, т е заданы в обществе и воспитаны в чел-ке; 2. Способ-ть к сознательному рук-ву сознательным поведением – оно осущ-ся на основе мотивов-целей (сознатель-ное соподчинению мотивов: самопознания, самосознания). В Отеч писхологии развитие М с рассм-ся в единстве с общим раз-тием психики чел-ка, особенно его познават-ная сфера. Закономерности раз-тия М с.  1-й год жизни – первые интересы, как только он начинает ориент-ться в окр мире по мере раз-я двиг-ной деят-ти у него проявл-ся интерес к самост-му выполнению действий, кот он постепенно овладевает. С раз-тием речи – расширяются познават-ные интересы (постоянные почему), дошкольн возраст- интерес к игре, она явл-ся ВД реб-ка; школьн воз-т- интерес к учебе; подрост вз-т – интересы соц-но-полит-го плана, он начинает проявл-ть интерес к своему будущему, к тому какое положение он займет в буд-м; юнош вз-т – стрем-ся к более глубоким знаниям в интерес-щей его обл-ти. Прослеживается опред-ная закон-ть: мотивы и интересы не возникают из не откуда или из ничего, они опред-ся той деят-тью в кот реб-к вовлечен, а также теми обяз-ми кот на него возложены в школе и дома. В процессе взросления многие ведущие мотивы повед-я станов-ся настолько хар-ными для чел-ка, что превращ-ся в черты его лич-ти: мотивация достижения или Моти-ция избегания неудач. Мотив власти, альтруизм. Доминирующие мотивы становятся одной из осн-х хар-к лич-ти, отражающейся на особен-тях др лич-ных черт.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "ПсихологиЯ