Шпаргалка по дисциплине "Специальная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Специальная психология".

Файлы: 1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 33.73 Кб (Скачать файл)
  1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

 

Специальная психология - раздел психологической  науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с  отклонениями в развитии. Это отклонение, как правило, связано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы.

 

Главной задачей  специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных методов и приемов  воспитания и обучения, на основе которых  и происходит компенсация нарушенных функций.

В ходе длительной практики изучения категории лиц  с отклонениями в развитии накапливалась  совокупность определенных психологических  знаний. Специальная психология на раннем этапе своего развития не располагала  собственной терминологией, и большинство  терминов было заимствовано , из медицины. В основном это были термины, обозначающие различные анатомо-физиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствованы термины «дефект», «аномалия», «диагностика», «слепой», «глухонемой», «коррекция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало началом построения понятийно-категориального аппарата специальной психологии. Одним из основных понятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развитием понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выражается в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Известным отечественным психологом Л. С. Выгототтбыло установлено, что психическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормального ребенка. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физических или психических отклонений.

 

Центральным вопросом как специальной психологии, так и смежных наук является проблема компенсации функций. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.

 

 

 

  1. Систематизация задач специальной психологии

Систематизация  задач специальной психологии впервые  была представлена В.И. Лубовским (1989). Он сгруппировал эти задачи по научному содержанию и практической направленности.

1 группа задач - общенаучные  теоретические задачи, касающиеся  проблем развития аномального  ребенка: раскрытие закономерностей  развития и проявлений психики,  общих для нормальных и аномальных  детей; 

2 группа задач - изучение аномалии  формирования и развития конкретных  форм психической деятельности  и ее психических процессов  у разных групп аномальных  детей, т.е. изучение закономерностей  формирования личности, умственной  деятельности, речи, восприятия, памяти.

3 группа задач - выявление путей  компенсации дефекта и развития  психики в целом. 

4 группа задач - разработка научных  основ, методов и средств обучения  разных групп аномальных детей,  теоретическое обоснование конкретных  путей их обучения .

 

  1. Значение работ Выготского в становлении и развитии спец.псих

Выготский внёс неоценимый вклад в спец.псих.:1. Формирование основ спец-й психологии; 2. Выделение общих закономерностей психического развития при различных дефектах. 3. Диагностика недостатков развития.

В своей первой «дефектологической» работе «к психологии и педагогике детской дефективности», в трудах «основные проблемы современной дефектологии» и других.он рассматривает условия, необходимые для оформления какого-либо направления исследований и соответствующей практики в самостоятельную область.Первым из так условий он называет учение причин, зависимостей и закономерностей развития явлений,относимых к области психологии детей с различными недостатками развития. Вторым по важности условием становления спец псих-ии,Выготский считал считает создание адекватных методик исследования.Другая общая закономерность содержится в сформулированных Выготским представлениях о первичных и вторичных недостатках психич-го развития. Поражение улитки,вызывает выпадение слуховой перцепции(при глухоте) или её недостаточность(при тугоухости),что выступает в качестве первичного дефекта. Вторичным дефектом развития психич-й деят-ти является нарушение формирования речи.По отношению к закономерностям нормального психич-го равития они,вместе с тем,являются специфическими.

 

  1. Современное состояние спец псих

Психология  ребёнка с отклонениями в развитии-1 из достаточно изученных отраслей спец псих-ии. Основными проблемами современной спец псих являются:

  1. Проблема ранней диагностики отклонений в развитии реб-ка. При раннем выявлении отклонений у реб-ка надо быть крайне осторожными и внимательными при постановке диагноза,т.к наличие какого-либо единичного симптома для этого недостаточно. Поэтому диагностика отклонений в развитии должна носить комплексный,системный характер,должен вестись учёт данных психолого-педагогич-го,неврологического обследования.
  2. Вопросы дифференцированной диагностики умственной отсталости и ряда других нарушений в психическом развитии

 

5. Общепсихологические  принципы:

Детерминизма;

Единства сознания и деятельности ;

Развития психики в деятельности;

Принципы сравнительного и комплексного подхода 

Каузально-генетический позволяет раскрывать условия и закономерности формирования психики , перейти от описания тех или иных явлений к объяснению.

 

 

8.  метод эксперимента позволяет увидеть недостатки психологической деятельности ребенка . Эксперимент имеет несколько разновидностей: -индивидуальный и групповой,  -констатирующий и формирующий,(различаются по тому какие психические св-ва у реб преследуют :актуальные или потенциальные , но которые готовы к развитию; 1. фиксирующего только наличный уровень развитиятой или иной стороны психики; 2. позволяет раскрыть сам процесс достижения того или иного результата,а главное — весьма точно определить потенциальные возможности испытуемого, т. е. зону его ближайшего развития.

-лабораторный и естественный.(1. С помощью оборудования 2. На уроке или в саду)

Т.о в спец псих использ-ся методы позволяющие изучать общую закономерность нарушенного развития детей в научных исследованиях так и методы диагностики отдельных случаев отношений в развитии конкретного вида.

 

 

 

13. Понятие о психической  компенсации

Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.Термин введен Зигмундом Фрейдом.

Компенсаторное поведение может  сильно различаться по форме. Так, оно  может быть как социально приемлемым (слепой, становящийся музыкантом), так  и нет (компенсация физической слабости злоупотреблением властными полномочиями); как прямым (попытка добиться успеха в той области, где ощущается  недостаток), так и косвенным (стремление утвердить себя в другой сфере).

 

14. Соотношение понятий «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «абилитация» .компенсация — это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, то коррекция чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений. реабилитация — система мероприятий, направленных на восстановление

полноценного общественного бытия  личности. абилитация — система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

 

15. Биологические причины отклоняющегося развития.

Биологические причины: порок развития в эмбриональном периоде, заболевания  матери во время беремен-ти, родовая травма и другие травмы мозга, интоксикации матери во время беремен-ти, наследствен. заболевания.

 

16. Психосоциальные факторы отклоняющегося развития. Факторы резистентности и уязвимости. Психосоциальные причины: выделяют психологическую депривацию, нарушен. привязанности и ситуации сепарации. Депривация – это психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие. Привязанность к матери играет огромную роль среди причин отклоняющ. развития. Выделяют амбивалентный тип привязан-ти (дети не уверены в своей реакции на мать, то отвергают ее, то наоборот); замкнутый (дети отталкивают своих матерей); устойчивый ( дети расту чуткими, матери ласковы отзывчивы).

 Ситуации сепарации – это  долговременная разлука ребенка  с матерью. Выдел-т 3 фазы сепарации:  фаза протеста, фаза отчаяния, фаза  отчуждения. Это прибывание ребенка в больнице, санатории, доме отдыха и т.д.; неправильн-е вспитание в семье (давление родителей); нарушение межличност. отношений.

Факторы резистенстности – защищают организм и психику от неблагоприятных воздействий.

Факторы уязвимости – отклонение в развитии.

 

 

17. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития, сущность депривационных феноменов.

Термин «депривация», активно вошедший в психологический словарь в середине 80-х годов XX столетия, в буквальном смысле означает «лишение».

В определении депривации говорится о процессе блокирования потребностей, к числу которых, прежде всего, относятся потребность в двигательной активности, в новых впечатлениях — перцептивная потребность.

Недостаточность общения и эмоционального тепла, особенно в первые годы жизни, может весьма пагубно сказаться на психическом развитии ребенка. Указанные обстоятельства говорят о том, что депривационные ситуации могут стать серьезной причиной выраженных отклонений в развитии ребенка.

Некоторые варианты нарушенного развития сами являются причиной возникновения  депривационных явлений, что дополнительно отягощает процесс развития.

депривация может выступать одновременно и как причина нарушенного развития,

и как следствие нарушенного  развития.

Помимо этого, для большинства  детей с проблемами в развитии, особенно в дошкольном возрасте, характерна ситуация коммуникативной депривации.

 

18. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием. Роль опосредующих факторов.

Патогенных факторов достаточно много . одна и таже патология развития ( ЗПР или ОНР) может быть вызвана разными факторами . один и тот же фактор может приводить к разным вариантам нарушения развития.

Причинно –следственные связи носят непрямой хар-р. Нужно учитывать и роль опосредующих факторов:

  1. Время , когда появились основания дизонтогенеза (внутриутробное, с момента первого деления клетки)
  2. Локализация нарушений ЦНС, нарушена регуляторная система мозга (у реб проблемы с психикой) или локальные мозговые структуры(гнозис, праксис , речь)
  3. Обнаружение дефекта и начало работы по компенсации , коррекции. Чем раньше, тем лучше. Начало на первом году жизни

Факторы резистенстности – защищают организм и психику от неблагоприятных воздействий.

Факторы уязвимости – отклонение в развитии. (отсутствие семьи, материальное или психич неблагополучие, коммуникативная депривация у реб (не общается))

 

21. Параметры оценки психическогодизонтогенеза по Лебединскому

Психический дизонтогенез-нарушение развития психики в целом или еёотдельных состовляющих,а так же нарушение взаимоотношений типов и сроков развития отдельных сфер психики,а так же различных компонентов внутри отдельных сфер. Выделяют 2 основных типа психич-го дизонтогенеза:

  1. Ретардация-запаздывание или приостановка психич-го развития,при частичной ретардации имеется приостановка или запаздывание психич-го развития отдельных психических функций.
  2. Ассинхрация-выраженное опережение в развитии одних психич-х функций и свойствформирующейся личности.

 

25. Клaссификaция видов психического дизонтогенезa В.В. Лебединского.

Первaя группa дизонтогений включaет в себя отклонения по типу ретaрдaции (зaдерживaющегося рaзвития) и дисфункцию созревaния: общее стойкое недорaзвитие (умственнaя отстaлость рaзличной степени тяжести), зaдержaнное рaзвитие (зaдержкa психического рaзвития).

Ко второй группе принaдлежaт отклонения по типу повреждения: поврежденное рaзвитие (оргaническaя деменция), дефицитaрное рaзвитие (тяжелые нaрушения aнaлизaторных систем: зрения, слухa, опорно-двигaтельного aппaрaтa, речи, рaзвитие в условиях хронических сомaтических зaболевaний).

К третьей группе дизонтогений относятся отклонения по типу aсинхронии с преоблaдaнием эмоционaльно-волевых нaрушений: искaженное рaзвитие (рaнний детский aутизм), дисгaрмоническое рaзвитие (психопaтии).

В последние годы появляется все  больше детей со сложными недостaткaми в рaзвитии, у которых имеется сочетaние двух и более нaпрaвлений отклоняющегося рaзвития (слепоглухие дети, дети с недостaткaми отдельных aнaлизaторных систем и т.п.), что дaет основaние выделять специфическую группу дизонтогений под нaзвaнием "дети со сложными недостaткaми рaзвития". Фaктически сейчaс можно говорить лишь о преоблaдaнии ведущей линии в дизонтогенезе ребенкa.

 

26. Понятие умственной отсталости , степени и виды умственной отсталости.

У́мственная отста́лость — остановка в развитии личности из-за патологии головного мозга. Умственную отсталость следует отличать от нарушений интеллекта, возникающих в пожилом возрасте, а также в результате психических или неврологических заболеваний. В таких случаях интеллект снижается от предшествующего более высокого уровня, тогда как при умственной отсталости он никогда нормального уровня не достигает.

Степени: Лёгкая (F70.) — дебильность. IQ 50—69.

Умеренная (F71.) — имбецильность. IQ 35—49.

Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20—34.

Глубокая (F73.) — идиотия. IQ < 20

 

 

27. Анализ  существенных признаков умственной  отсталости

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Специальная психология"