Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Специальная психология".
Специальная
психология - раздел психологической
науки о закономерностях
Главной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушенных функций.
В ходе длительной практики изучения категории лиц с отклонениями в развитии накапливалась совокупность определенных психологических знаний. Специальная психология на раннем этапе своего развития не располагала собственной терминологией, и большинство терминов было заимствовано , из медицины. В основном это были термины, обозначающие различные анатомо-физиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствованы термины «дефект», «аномалия», «диагностика», «слепой», «глухонемой», «коррекция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало началом построения понятийно-категориального аппарата специальной психологии. Одним из основных понятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развитием понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выражается в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Известным отечественным психологом Л. С. Выгототтбыло установлено, что психическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормального ребенка. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физических или психических отклонений.
Центральным вопросом как специальной психологии, так и смежных наук является проблема компенсации функций. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.
Систематизация задач специальной психологии впервые была представлена В.И. Лубовским (1989). Он сгруппировал эти задачи по научному содержанию и практической направленности.
1 группа задач - общенаучные
теоретические задачи, касающиеся
проблем развития аномального
ребенка: раскрытие
2 группа задач - изучение аномалии
формирования и развития
3 группа задач - выявление путей
компенсации дефекта и
4 группа задач - разработка научных
основ, методов и средств
Выготский внёс неоценимый вклад в спец.псих.:1. Формирование основ спец-й психологии; 2. Выделение общих закономерностей психического развития при различных дефектах. 3. Диагностика недостатков развития.
В своей первой «дефектологической» работе «к психологии и педагогике детской дефективности», в трудах «основные проблемы современной дефектологии» и других.он рассматривает условия, необходимые для оформления какого-либо направления исследований и соответствующей практики в самостоятельную область.Первым из так условий он называет учение причин, зависимостей и закономерностей развития явлений,относимых к области психологии детей с различными недостатками развития. Вторым по важности условием становления спец псих-ии,Выготский считал считает создание адекватных методик исследования.Другая общая закономерность содержится в сформулированных Выготским представлениях о первичных и вторичных недостатках психич-го развития. Поражение улитки,вызывает выпадение слуховой перцепции(при глухоте) или её недостаточность(при тугоухости),что выступает в качестве первичного дефекта. Вторичным дефектом развития психич-й деят-ти является нарушение формирования речи.По отношению к закономерностям нормального психич-го равития они,вместе с тем,являются специфическими.
Психология ребёнка с отклонениями в развитии-1 из достаточно изученных отраслей спец псих-ии. Основными проблемами современной спец псих являются:
5. Общепсихологические принципы:
Детерминизма;
Единства сознания и деятельности ;
Развития психики в
Принципы сравнительного и комплексного подхода
Каузально-генетический позволяет раскрывать условия и закономерности формирования психики , перейти от описания тех или иных явлений к объяснению.
8. метод эксперимента позволяет увидеть недостатки психологической деятельности ребенка . Эксперимент имеет несколько разновидностей: -индивидуальный и групповой, -констатирующий и формирующий,(различаются по тому какие психические св-ва у реб преследуют :актуальные или потенциальные , но которые готовы к развитию; 1. фиксирующего только наличный уровень развитиятой или иной стороны психики; 2. позволяет раскрыть сам процесс достижения того или иного результата,а главное — весьма точно определить потенциальные возможности испытуемого, т. е. зону его ближайшего развития.
-лабораторный и естественный.(
Т.о в спец псих использ-ся методы позволяющие изучать общую закономерность нарушенного развития детей в научных исследованиях так и методы диагностики отдельных случаев отношений в развитии конкретного вида.
13. Понятие о психической компенсации
Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.Термин введен Зигмундом Фрейдом.
Компенсаторное поведение
14. Соотношение понятий «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «абилитация» .компенсация — это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, то коррекция чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений. реабилитация — система мероприятий, направленных на восстановление
полноценного общественного
15. Биологические причины отклоняющегося развития.
Биологические причины: порок развития в эмбриональном периоде, заболевания матери во время беремен-ти, родовая травма и другие травмы мозга, интоксикации матери во время беремен-ти, наследствен. заболевания.
16. Психосоциальные факторы отклоняющегося развития. Факторы резистентности и уязвимости. Психосоциальные причины: выделяют психологическую депривацию, нарушен. привязанности и ситуации сепарации. Депривация – это психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие. Привязанность к матери играет огромную роль среди причин отклоняющ. развития. Выделяют амбивалентный тип привязан-ти (дети не уверены в своей реакции на мать, то отвергают ее, то наоборот); замкнутый (дети отталкивают своих матерей); устойчивый ( дети расту чуткими, матери ласковы отзывчивы).
Ситуации сепарации – это
долговременная разлука
Факторы резистенстности – защищают организм и психику от неблагоприятных воздействий.
Факторы уязвимости – отклонение в развитии.
17. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития, сущность депривационных феноменов.
Термин «депривация», активно вошедший в психологический словарь в середине 80-х годов XX столетия, в буквальном смысле означает «лишение».
В определении депривации говорится о процессе блокирования потребностей, к числу которых, прежде всего, относятся потребность в двигательной активности, в новых впечатлениях — перцептивная потребность.
Недостаточность общения и эмоционального тепла, особенно в первые годы жизни, может весьма пагубно сказаться на психическом развитии ребенка. Указанные обстоятельства говорят о том, что депривационные ситуации могут стать серьезной причиной выраженных отклонений в развитии ребенка.
Некоторые варианты нарушенного развития сами являются причиной возникновения депривационных явлений, что дополнительно отягощает процесс развития.
депривация может выступать одновременно и как причина нарушенного развития,
и как следствие нарушенного развития.
Помимо этого, для большинства детей с проблемами в развитии, особенно в дошкольном возрасте, характерна ситуация коммуникативной депривации.
18. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием. Роль опосредующих факторов.
Патогенных факторов достаточно много . одна и таже патология развития ( ЗПР или ОНР) может быть вызвана разными факторами . один и тот же фактор может приводить к разным вариантам нарушения развития.
Причинно –следственные связи носят непрямой хар-р. Нужно учитывать и роль опосредующих факторов:
Факторы резистенстности – защищают организм и психику от неблагоприятных воздействий.
Факторы уязвимости – отклонение в развитии. (отсутствие семьи, материальное или психич неблагополучие, коммуникативная депривация у реб (не общается))
21. Параметры оценки
Психический дизонтогенез-нарушение развития психики в целом или еёотдельных состовляющих,а так же нарушение взаимоотношений типов и сроков развития отдельных сфер психики,а так же различных компонентов внутри отдельных сфер. Выделяют 2 основных типа психич-го дизонтогенеза:
25. Клaссификaция видов психического дизонтогенезa В.В. Лебединского.
Первaя группa дизонтогений включaет в себя отклонения по типу ретaрдaции (зaдерживaющегося рaзвития) и дисфункцию созревaния: общее стойкое недорaзвитие (умственнaя отстaлость рaзличной степени тяжести), зaдержaнное рaзвитие (зaдержкa психического рaзвития).
Ко второй группе принaдлежaт отклонения по типу повреждения: поврежденное рaзвитие (оргaническaя деменция), дефицитaрное рaзвитие (тяжелые нaрушения aнaлизaторных систем: зрения, слухa, опорно-двигaтельного aппaрaтa, речи, рaзвитие в условиях хронических сомaтических зaболевaний).
К третьей группе дизонтогений относятся отклонения по типу aсинхронии с преоблaдaнием эмоционaльно-волевых нaрушений: искaженное рaзвитие (рaнний детский aутизм), дисгaрмоническое рaзвитие (психопaтии).
В последние годы появляется все больше детей со сложными недостaткaми в рaзвитии, у которых имеется сочетaние двух и более нaпрaвлений отклоняющегося рaзвития (слепоглухие дети, дети с недостaткaми отдельных aнaлизaторных систем и т.п.), что дaет основaние выделять специфическую группу дизонтогений под нaзвaнием "дети со сложными недостaткaми рaзвития". Фaктически сейчaс можно говорить лишь о преоблaдaнии ведущей линии в дизонтогенезе ребенкa.
26. Понятие умственной отсталости , степени и виды умственной отсталости.
У́мственная отста́лость — остановка в развитии личности из-за патологии головного мозга. Умственную отсталость следует отличать от нарушений интеллекта, возникающих в пожилом возрасте, а также в результате психических или неврологических заболеваний. В таких случаях интеллект снижается от предшествующего более высокого уровня, тогда как при умственной отсталости он никогда нормального уровня не достигает.
Степени: Лёгкая (F70.) — дебильность. IQ 50—69.
Умеренная (F71.) — имбецильность. IQ 35—49.
Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20—34.
Глубокая (F73.) — идиотия. IQ < 20
27. Анализ
существенных признаков
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Специальная психология"