Шпаргалка по дисциплине "Специальная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Специальная психология".

Файлы: 1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 33.73 Кб (Скачать файл)

Признаками  умственной отсталости считают позднее  формирование навыков, неспособность  к абстрактному мышлению, эмоциональный  инфантилизм. Причиной умственной отсталости могут быть самые различные факторы (генетические, инфекционные, интоксикационные, иммунные, травматические), подействовавшие  до рождения или в первые 2-3 года жизни. В течение жизни умственная отсталость не прогрессирует, однако навыки, присущие здоровым детям, складываются позже или не формируются совсем.

 

28. Олигофрения. Этиология, структура дефекта, психологическая характеристика форм олигофрении по Г.Е.Сухаревой, М.С. Певзнер.

Олигофрения — это врожденное или рано приобретенное  слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом.

Причинами олигофрении  могут служить:

Наследственные  факторы, в том числе патология  генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь  Дауна,);

 Внутриутробное  поражение зародыша и плода  (гормональные нарушения, краснуха  и др вирусные инфекции, врожденный сифилис,);

 Структура : Не способность к мышлению, слабая регулирующая функция речи, не любознательный, отсутствие познавательных интересов, неспособность к абстракции, низкая возбудимость внимания. М. С. Певзнер: неосложненная;

олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные); олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов; олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

По Сухоревой: 1. Эндогенной природы( изменение клеток родителей: болезнь дауна,микроцефалия) 2. Эмбрио и фетопатии (в пренатальном этапе развития: краснуха и др вирусные инфекц)3. олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве

 

 

29. Задержка психического развития. Этиология. Структура дефекта. Классификация задержки психического развития по этиологическому признаку, предложенная К.С. Лебединской. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Причины ЗПР биологического характера: Проблемы во время беременности;

Сильные токсикозы, лечение сильнодействующими лекарствами, угроза прерывания, резус-конфликт, инфекционные болезни матери; Тяжелые  роды; Гипоксия ребенка во время  родов, применение щипцов, кесарево сечение; Минимальная мозговая дисфункция; Болезненность  и ослабленность ребенка, недоношенность;

Генетическая предрасположенность. Интересно, что матери большинства  детей, которым поставили диагноз  ЗПР, тоже страдают легкой интеллектуальной недостаточностью.

 

Причины ЗПР социального характера: Как правило, диагноз ЗПР особенно распространен в детских домах. Окружение дома также влияет на психику  ребенка. В семьях с недостаточным  материальным и интеллектуальным уровнем, где мало занимаются воспитанием  и развитием подрастающего поколения, дети часто отстают в психическом  и умственном развитии. В неблагополучных  семьях часто ограничиваются удовлетворением  биологических потребностей ребенка, а про необходимость читать с  ним книги, рисовать, даже не подозревают. Потом в массовых детских садах, где одна воспитатель на 30 детей, такой ребенок опять же оказывается никому не нужен. Так проблема наслаивается на проблему и при общем равнодушии взрослых ребенок впоследствии не может справиться со школьной программой

По лебединской:

1) ЗПР конституционального происхождения;

2) ЗПР соматогенного происхождения;

3) ЗПР психогенного происхождения;

4) ЗПР церебрально-органического  генеза.

 

 

31. Общая характеристика детей ДЦП.

Детский церебральный паралич — это группа заболеваний  новорожденных;

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга  — большие полушария, которые  регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь.

Степень тяжести двигательных нарушений  варьирует в широких пределах, где на одном полюсе находятся  грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические  и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют  в широком диапазоне и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.

Причиной ДЦП могут быть различные  неблагоприятные факторы, воздействующие во внутриутробном периоде, в момент родов или на первом году жизни . Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100 случаев церебрального паралича 30 возникает внутриутробное, 60 — в момент родов, 10 — после рождения .

К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся: инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности ; сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери; токсикозы беременности; Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций , тяжелых ушибов головы.

 

 

 

 

32. Общая характеристика глухих и слабослышащих детей

1. Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: неслышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и неслышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

2. Слабослышащие – дети с  частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно  влияет на речевое развитие ребенка  и оказывает опосредованное влияние  на формирование памяти, мышления. Что  же касается особенностей личности и  поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок  получает через слуховые ощущения и  восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения. По исследованиям Т.В. Розановой, память неслышащих и слабослышащих детей отличается рядом особенностей. Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих детей, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому, хорошо известному). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов.

 

33. Развитие речи у глухих и слабослышащих детей.

Умственное  развитие нормально развивающегося ребенка опирается на речь. У ребенка  с нарушением слуха наблюдается  расстройство всех основных функций  речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной, чтения с губ.

 

В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми  в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха  приводят к трудностям в общении  с окружающими, замедляет процесс  усвоения информации, обедняет опыт детей  и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают  спонтанно, дети с нарушениями слуха  в этом плане ограничены в своих  возможностях. Трудности общения  и своеобразия взаимоотношений  с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной  коррекционной помощи отклонения в  развитии личности детей с глубокими  нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается  в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.

 

34. Общая характеристика слепых и слабовидящих детей(найти еще)

Слепые –  это дети с полным отсутствием  зрительных ощущений, либо имеющие  остаточное зрение (максимальная острота  зрения – 0,04 на лучше видящем глазу  с применением обычных средств  коррекции – очков), либо сохранившие  способность к светоощущению; Абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений; Частично, или парциально, слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04; Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты

восприятия  зрительной анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном  процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости  от времени наступления дефекта  выделяют две категории 

детей:

Слепорожденные  – это дети с вражденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

Ослепшие  – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Особенности познавательной сферы. Слепота и  глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности.

 

 

35. Искаженное психическое развитие при аутизме. Характерные признаки проявления раннего детского аутизма. Классификация состояний по степени тяжести.

Детский аутизм — расстройство, нарушение развития головного мозга, характеризующееся  трудностями при установлении эмоционального контакта с внешним миром, ограниченными  интересами, повторяющимися действиями, аномальным развитием всех областей психики. Проявление вышеперечисленных  признаков происходит в возрасте (до 2,5 лет).

Аутизм причины : тесно связывают гены, которые влияют на возникновение синаптических связей в коре головного мозга, редким мутациям во время беременности. При аутизме отмечаются изменения почти во всех участках мозга,

Признаки : задержка речевого развития и отсутствие желания идти на контакт – дефицит общения, ограниченность интересов неспособность дружить со сверстниками, разделять радость и увлечения с товарищами, отсутствие сопереживания за друзей; не восприятие таких чувств, как боли и грусти

 

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Специальная психология"