Шпаргалка по дисциплине "ПсихологиЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_na_gosy_po_psikhologii.docx

— 301.02 Кб (Скачать файл)

 

23 вопрос Основные  методы исследование межличностных  отношений. Межличн-ные отнош-я – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относит-но др друга, кот обусловлены содержанием и организ-ей совмет-ной деят-ти, а также теми ценностями на кот. основывается общение людей.(Псих. словарь). Параметры изучения м/о: 1.психол-кая дистанция между партнерами: а) опросные методики (шкала соц-ной дистанции Вагарбус – степень желаемой близости, самый близкий – вступление в брак, самый дальний – высылка из страны); б) социометрическая методика (Морено) – выявление симпатий/антипатий между членами гр-пы, т е выявление системы эмоц-ных отнош-ний в гр, путем осущ-я каждым из членов гр-пы опред-х выборов из всего состава гр по заданному критерию. в) ЦТО на базе Люшеровского цветового теста – сначала цветовой ряд в отнош-ние себя, а затем в отношен-и др чел-ка, и в зависимости от схожести цветовых рядов делается вывод о дистанции. 2.Валентность( позит-ные/негативные): а)  социометрия;  б)семантический дифференциал (шкала от – 3 до +3); в)методика Бейлза (наблюдение за взаимодействием в группе, в ходе кот он выявляет позит и негатив-ные эмоции в гр, какие преобладают); г) ЦТО. 3. Позиции партнеров: а) Т.Лири (мет-ка для оценки наблюдаемого пов-я людей, т.е. пов-я в оценке окружающих (со стороны), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального Я. б) рисуночные пробы(моя семья); в) Рене Жиля ( полупроективная, для иссл-я сферы межл отн-й реб-ка и его воспр-я внутрисемейных отн-ий. Цель-изучение социальной приспособленности реб-ка, а также его взаимот-ний с окружающими. Мет-ка явл визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направ-сть-выявление особенностей пов-я в разнообразных жизненных сит-ях, важных для реб-ка и затрагивающих его отн-ния с другими людьми: вот стол, где сидят разные люди обозначь крестиком, где сидишь ты или с кем та любишь играть-1 с тов твоего воз-та,2-младше, 3-старше); г) тест Розенцвейга (косвенным образом-экспер-психол М изучения фрустрационных р-ций (фрустрация-псих состояние, вызванное неуспехом в удовл-нии потребности, желания), адаптирована в НИИ им Бехтерева.

 

24 вопрос  Особенности комплектования и  принципы работы психокоррекционных  групп. При комплектовании коррекционной группы необходимо руководствоваться двумя основными принципами: 1. Добровольности - заключается в том, что клиент самостоятельно принимает решение работать в коррекционной группе, так как он должен быть личностно заинтересован в собственных изменениях. 2. Информированности - предполагает, что клиент имеет право заранее знать все, что с ним может произойти, а также те процессы, которые будут происходить в группе. Поэтому с клиентами перед началом занятий проводится беседа о том, что такое групповая работа, каковы ее цели и какие результаты могут быть получены. Особенности комплектования. 1.Возрастной и половой состав группы. Групповая психокоррекция применяется в самых разных возрастных группах: от дошкольных до старческих. Желательно, чтобы возраст участников одной группы был приблизительно одинаков. При комплектовании группы всегда встает вопрос: «Какой она должна быть по составу: гетерогенной или гомогенной?» В основе определения однородности или неоднородности группы обычно лежат три основных критерия:демографический (возраст, пол, образование), проблематический (симптомы,характер нарушений, психологический диагноз), личностный (характер, интеллект,круг интересов). В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов — более естественными. Однако гетерогенность может способствовать изоляции отдельных членов группы, что не способствует улучшению коррекционного воздействия. Гетерогенные группы обеспечивают более глубокую психокоррекцию, всестороннюю проверку действительности, быстрое формирование группового перенесения, облегчение 2.процесса создания группы. Гомогенные группы более сплоченны, менее конфликтны, члены ее больше, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В гомогенных группах быстрее происходит взаимная идентификация,ускоряется достижение инсайта, уменьшается длительность психокоррекционного воздействия, сопротивление и проявления деструктивного поведения, гораздо реже создаются подгруппы, происходит быстрое устранение болезненных симптомов.Сходство клиентов способствует возникновению взаимной эмпатии, более глубокому пониманию — катарсису. Гомогенность и гетерогенность группы является предметом выбора. Первое — более эффективно там, где сроки коррекции невелики, а целью воздействия является наиболее быстрое создание мягкого психокоррекционного климата. Второе — более целесообразно в тех случаях, когда коррекционное воздействие рассчитано на более длительный срок и направлено в основном на коррекцию характера и поведения. 3.Профессиональный состав группы. При формировании группы предпочтительно придерживаться принципа однородности по профессиональному составу (например, группы учителей школ и группы воспитателей детских садов комплектуются раздельно. 4.Размер группы.Групповая психокоррекция проводится как в открытых, так и в закрытых группах составом 25—30 человек (большие группы) и 8—12 человек (малые группы). В закрытой группе число участников постоянно. В открытой группе —может быть постоянный приток новых клиентов. Такая группа функционирует неограниченное время. 5.Частота и длительность встреч. Группа может быть кратковременной (1—6 месяцев) или долговременной (до нескольких лет). Частота и длительность занятий определяется многими факторами: особенностями учреждения, в котором проводится коррекция, формой и целью коррекционных воздействий. Оптимальными считаются 3—4 занятия в неделю,каждое продолжительностью 60—90 мин. Частота встреч может составлять от 1 до 5раз в неделю. Обычно продолжительность одной встречи колеблется от 80 до90 мин.

 

25.Характеристика  проективных методик. Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно: -особенностями стимульного материала (стимульный материал проективных методик является неоднозначным, неопределенным, малоструктурированным, что является необходимым условием реализации принципа проекции. -особенностями поставленной перед респондентом задачи (Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.).-особенностями обработки и интерпретации результатов. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм. Эти методики, прежде всего, характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности. Можно выделить несколько характеристик, описывающих специфику проективных методик: -Неоднозначность предлагаемого стимульного материала или инструкции. -Отсутствие оценки со стороны экспериментатора и, вследствие неопределенности материала, невозможность оценить свои действия как «правильные» или «неправильные». -Направленность на целостное изучение личности. Проективные методики не описывают какую-то отдельную функцию личности. «-»-недостаточная стандартизованность данного типа исследований. Качество и содержание интерпретации методики во многом зависят от профессионализма психодиагноста, от концепции, лежащей в основе его интерпретации. -Вызывает сомнение и надежность информации, полученной таким образом. Проективные методики ориентированы на качественную, а не на количественную оценку; они могут показать отклонение от нормы, но о величине этого отклонения почти никогда не смогут сказать что-либо конкретное. Общая классификация проективных методик. Проективные методики подразделяются на: -Конститутивные, где необходимо структурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков) Интерпретативные – интерпретация, объяснение некоторой ситуации, события (тест фрустрации американского психолога С.Розенцвейга, Тест апперцепции тематической (ТАТ)); -Конструктивные – создание из разрозненных оформленных деталей единого целого (тест Мира); -Катартические (греч. katharsis – очищение) – выражение определенной идеи, чувства через игру, организованную в специальных условиях (психодрама, проективная игра); -Аддитивные (методики дополнения), где требуется продолжить рассказ, предложение и т.п. («Незавершенные предложения», ассоциативный тест Юнга); -Анализ продуктов творчества, в основном, рисования («Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»); -Изучение экспрессии – анализ почерка, особенностей общения (методика Мира-и-Лопеца); -Импрессивные, основаны на предпочтении одних стимулов другим как наиболее желательных (тест Люшера).

 

26. Внимание как  псих. феномен.  Раскройте физиологические механизмы внимания. Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны,  рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др. Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей к животных.  Мозг располагает двумя отдельными системами, которые производят отбор входных сигналов. Одна система связана с локализация объекта; она отвечает за выбор одного местоположения среди всех остальных, а также за переключение с одного местоположения на другое. Ее принято называть задней системой, потому что образующие ее структуры мозга — часть теменной коры и некоторые подкорковые структуры — находятся в задней части мозга. Другая система внимания связана с другими свойствами объекта, например с его формой и цветом. Она называется передней системой, потому что образующие ее структуры — передний поясок и некоторые подкорковые структуры — находятся в передней части мозга. Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны. Например, необходимы определенные механизмы, способные выделить какой-либо новый раздражитель из других постоянно действующих в данный момент.  Рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Таким образом, внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур. Выделяют виды внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Причины возникновения непроиз.внимания: сила, или интенсивность— громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах — невольно привлекает внимание; новизна, необычность;  связаны с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Н. Ф. Добрынин выделяет  послепроизвольное внимание. Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий. Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся первичные: устойчивость,  ОБЪЁМ. Вторичные: концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Объём-количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Переключение-быстрый произвольный перенос внимания с одного объекта на другой. Распределение-способность человека выполнять о  несколько видов деятельности. Концентрация-способность максимально сосредоточиться на одном объекте, произвольно отвлекаясь от всех остальных.

 

27 вопрос Общая  характеристика волевых процессов. Воля – это психический процесс сознательной регуляции поведения, направленный на достижение результата при преодолении внешних и внутренних препятствий. Поведение человека может регулироваться на 3-х уровнях. 1. уровень рефлексивных действий (низший), который связан с обеспечением целостности организма (дотронуться до горячей плиты). 2. уровень импульсивного поведения, импульсивных действий, который предполагает отсутствие, осознание достижимости цели и они осуществляются по внутренним побуждениям (я хочу), а не по необходимости. 3. уровень осознанного, волевого поведения, который предполагает четкости осознания возможного достижения цели и преодоление препятствий. Первым отечественным психологом, исследовавшим проблему ВОЛИ, был К. Н. Корнилов. Он считал, что основным ком-нентом активности ЛИЧНОСТИ является развитая воля. Особого внимания, по мнению К. Н. Корнилова, требует разработка механизмов ВОЛИ человека. В этом плане он указывал на взаимосвязь мотивации и волевого усилия: Волевое усилие определяется мотивацией волевого действия». Функция воли: сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизни (активизирующая и тормозящая). Волевое действие- сознательное, целенаправленное действие по – средством которого чел осущ-ет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окруж. действительность в соответствии со своим замыслом.(Рубинштейн). ВД совершаются усл-ях конфликта преодоления внутренних и внешних препятствий. Воля связанна с мышлением и чувствами. Проявление мышления выражаются в сознательном выборе цели и подборе  средств для ее достижения (наличие продуманного плана осущ-я ВД).Проявление чувств в  желании добиться, достичь чего-либо. В психологии сущ-ют точки зрения согласно кот. В рассматривается как один из побудителей поведения, на ряду с мотивами. Характеризуя волевое поведение, психологи отмечают, что волевые усилия зависят во многом от характера преодолеваемых трудностей (говоря о силе воли). В основе воли лежит совокуп-ть опред-ных качеств лич-ти – волевых: целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, решительность, дисциплинированность. Два вида ВД (в обоих есть конфликт):1. простые ВД – привычные(пробуждение утром)-простой конфликт; 2. Сложные ВД – сам конфликт сложный и сам процесс его преодоления (помириться после ссоры).  Структура сложного ВД:1.возникновение потреб-ти и осознание вариативных возможностей удовл-ния этой потреб-ти; 2. борьба мотивов, может быть затяжной многолетней. 3. принятие решений, достижение опред-ной цели;4. осознание задач и выбор способов деят-ти, соотнесение цели деят-ти с имеющимися усл-ми – это и есть осознание задач. Выбор способов происходит исходя из возможностей и способностей чел-ка.5.реализ-ция выбранной стратегии  поведения и оценка конечного рез-та. Мотивы ВД – причина, кот. побуждает чел-ка действовать. В основе мотивов ВД – потребности, эмоции, чувства, интересы, склонности. Выготский отмечал, что вначале волевые действия носят внешний характер, являются следствием взаимодействия ребенка и взрослого, вначале взрослый отдает некий приказ и ребенок действует этому приказу. По мере овладения речь ребенок начинает сам себе давать речевые команды, затем волевая регуляция переходит во внутренний план, становится функцией сознания и регулирование волевого поведения осуществляется с помощью внутренней речи  (проводится самим человеком). Таким образом, ранее разделенная между людьми функция –интерпсихологическая функция становится способом самоорганизации произвольного поведения отдельного человека (проявление интрапсихологической функции). Формирование волевых качеств происходит в процессе воспитания лич-ти и самовоспитания, т к их развитие требует упражнений в преодолении трудностей и препятствий.

 

28 и 32 вопросы Понятие о воображении. Виды и функции воображения. В и творчество. Воображение- психический процесс создания новых образов на основе прошлого опыта.  Является видом психической деятельности человека, который возник в орудийной деят-ти, т е предвосхищая заранее цель своей деят-ти чел-к тем самым развивал свое воображение. В процессе онтогенеза В  формируется в тесной взаимосвязи с мышлением и памятью. Функции В: 1. регулирования поведения и деят-ти чел-ка на основе представления возможных их результатов; 2. Прогнозирования, которое обеспечивает развитие чел-кой практики (вообще весь технический прогресс); 3. Обеспечения вероятностного мышления, т е В выступает основным механизмом творческого решения нестандартных задач. Виды В: 1. По наличию цели: непроизвольное – непреднамеренное (т к отсутствует цель) и без волевых усилий создание новых образов. Этот вид В возникает с определенным видом восприятия; произвольное – целенаправленное, преднамеренное использование чел-ком своего опыта и реконструкция их в новые образы (литературные образы, картины) всегда есть цель и волевое усилие; 2. По критерию оригинальности создаваемых образов: воссоздающее или репродуктивное – формирование новых образов на основе описания или условного изображения .Это В дает чел-ку возможность познать то, что он непосредственно не воспринимает в данный момент. Оно может значимо влиять на организацию общения между людьми, эффективность которого во многом зависит от умения чел-ка представить внутреннее состояние другого чел-ка, а также представить возможное развитие событий. Часто здесь создается установка; творческое или продуктивное – создание совершенно новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид В лежит в основе лит-ной, худ-ной,муз-ной, научной, конструкторской деят-ти. Творческое В называют фантазией, когда в новом образе отдельные элементы находятся в необычном, часто нереальном сочетании (чудовища). Иногда выделяют: пассивное и активное В исходя из регулирующей функции этих В. При пассивном В не приводит к активности и выступает как заместитель активной деят-ти (как суррогат реальности). Мечта может выступать  формой пассивного В, но мечта может относится и к активной форме, если будет воплощаться в жизнь.  Механизмы (операции) процесса В: 1. Агглютинация (склеивание)- механическое не реальное объединение частей, свойств различных несовместимых предметов (русалки, кентавр); 2. Гиперболизация (преувеличение) – предметов, их качеств, количества элементов и т.д  (Буратино, шаржы); 3. Аналогия – многие орудия труда были сделаны по аналогии с рукой чел-ка (грабли); 4. Типизация – в новом образе фиксируется наиболее существенные, значимые признаки или свойства определенных групп объектов (модели – красивые женщины).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "ПсихологиЯ