Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
12 вопрос Основные виды эмоциональных явлений. Сравнение эмоций и чувств. К. Изард выделил следующие основные эмоции: Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство. Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность. Различия эмоций и чувств. 1.Эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. 2.Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства- с социальной сферой. 3.Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. 4.Чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.
13 вопрос
Характеристика роли игровой деятельности В дошкольном возрасте игра
является ведущим видом деятельности.
Герберт Спенсер счит.,что игра является
способом изживания накопившейся у ребенка
энергии, кот. некуда больше деть, потому
что от деятельности по удовлетворению
своих потребностей он освобожден взрослыми.
Бюллер считал, что к игре понуждает удовольствие,
которое организм получает от своего функционирования.
Гросс утверждал, что игра – это форма
подготовки к будущей деятельности. Дьюи
доказал, что игра представляет собой
реализацию ребенком видов поведения,
приобретенных на основе инстинктов, подражания
и научения. В процессе игры не только
развиваются отдельные психические функции,
но происходит изменение психики ребенка
в целом. Функции
игры: 1.Познают св-ва предмета, действия
с ним. 2.В игре формируются психические
процессы. 3.Меняется позиция ребенка по
отношению к внешнему миру. 4.Способствует
развитию произвольности психических
функций. 5.Развивает способности к сопереживанию.
6.Формирует коллективистские качества
личности. 7.Происходит удовлетворение
в признании. 8.Осуществляется развитие
самопознания и рефлексии. 9.Развивается
мотивационно-потребностная сфера. Структурные
компоненты игры: 1.Сюжет – ребенок
берет из жизни. 2.Содержание игры – ребенок
отражает действия и взаимоотношения
взрослых. 3.Роль которую берет на себя
ребенок. 4.Игровые действия свободны от
операционно-технической стороны. 5.Необходимый
игровой материал. 6.Правила – определяют
сами дети. 7.Игровые отношения – отношения
которые предполагаются по сюжету. Выделяют
виды игр: 1.Игры-развлечения. 2.Игры-упражнения.
3.Сюжетные игры. 4.Сюжетно-ролевые игры.
5.Профессионально-
14 вопрос
Социально-психологическая
15 вопрос Характеристика типов и видов памяти. Основные закономерности развития памяти. Виды памяти, их характеристика. По характерным особенностям удержанного в памяти прошлого опыта различают несколько основных видов памяти: а)Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. б)Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. в)Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. г)Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение. Виды памяти классифицируются по различным основаниям. 1.По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют: -двигательную; -образную в зависимости от ведущего анализатора: 1.зрительную. 2.слуховую. 3.осязательную. 4.обонятельную. 5.вкусовую. -эмоциональную - память хранит следы эмоций, чувств, переживаний и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей. -словесно-логическую (вербальную) память. Содержаниями словесно-логической памяти выступают мысли, идеи, понятия, знания, концепты, т.е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме. 2.Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная). 3.По продолжительности закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохранения) различают: -кратковременную – это подсистема памяти, обеспечивающая непродолжительное удержание и оперативное преобразование сенсорной информации, поступающей от органов чувств или из долговременной памяти. -Долговременную – подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохранение умений и навыков. Характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Имеет условно-рефлекторную природу. -оперативную – это подсистема памяти, поддерживающая конкретные действия и операции во время их осуществления. Отличается от памяти краткосрочной тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом «свежие» данные памяти, соответственно решаемой задаче, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. Основным механизмом перехода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, осуществляемое на уровне кратковременной памяти. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым условием фиксации данных лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и приобретенным ранее опытом. Иногда как самостоятельный вид рассматривается сенсорная память (иконическая, эхоическая и др.) – гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов переработки сенсорной информации, поступающей в органы чувств. 4.В зависимости от целей деятельности память подразделяется на: -произвольную – это запоминание и воспроизведение, направляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия. -непроизвольную – это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить. 5.По степени осмысления запоминаемого материала память бывает: -механическая память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей. -Смысловая память предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями. Среди характеристик памяти выделяются: 1.скорость запоминания – количество повторений, необходимое для удержания информации в памяти; 2.объем запоминания; 3.точность; 4.длительность сохранения – время, в течение которого запомнившийся материал хранится в памяти; 5.скорость забывания. С процессами запоминания связаны специфические эффекты или закономерности памяти. Это эффект незавершенного действия, эффект края и эффект новизны (недавности). Эффект незавершенного действия (эффект Блюмы Вульфовны Зейгарник) – это явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Эффект края – явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и в конце ряда, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Германом Эббингаузом и подтвержден исследованиями многих психологов. Эффект новизны (недавности) заключается в увеличении вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала, по сравнению со средними элементами ряда. Теория развития Памяти: 1. Эббингауз первым начал изучение Памяти. Кривая забывания отражает фундаментальный закон человеческой памяти - сколько бы мы не учили информации, часть все равно забудем. Наиболее интенсивное забывание в первые часы после заучивания. Физиологической основой забывания является угасание временных связей при отсутствии их подкрепления. 2. Жане первый стал трактовать Память как систему действий, ориентированную на запоминание, сохранение и переработку информации. Он доказал прямую зависимость всех процессов Памяти от практической деятельности человека. 3. Блонский П.П. Различные виды Памяти, представленные у взрослого человека, являются различными ступенями ее исторического развития. В истории развития человечества виды Памяти последовательно появились один за другим. Последовательность развития видов: двигательная, аффективная, образная и логическая. Двигательная – от рождения. Аффективная – примерно в 6 месяцев. Образная – в 2 года. Логическая – 3-4 года – подростковый возраст. Существенную роль в развитии Памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования Памяти человека идет рука об руку с развитием его речи. 4. Выготский Л.С. Совершенствование Памяти в филогенезе шло за счет улучшения средств запоминания и изменения связей мнемических функций с др. психическими состояниями и процессами. Память по мере своего развития сближалась с мышлением. 5. ЛеонтьевА.Н. Проводил опыты с детьми разного возраста и со студентами. Вывел кривую непосредственного и опосредованного запоминания. Если у дошкольников запоминание, в основном, непосредственное, то у взрослых опосредованное. Бурное развитие памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения.
16. Дайте характеристику психодиагностического процесса. Назовите и опишите этапы психодиагн-го процесса. Диагн-я Д. психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки инф., ведущих к принятию решения, — диагнозу и прогнозу. Осн этапы диагн. проц. сводятся к сбору данных в соот-и с задачей исслед-я, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз). 1.Этап сбора данных.Сбору данных с помощью диагн. методик предшествует период ознакомления с некот-м комплексом объектив. и субъектив. показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д.) об обследуемом, в ходе кот. формир-ся исследоват-я задача. Авторы всех известных диагн. мет-к обращают особое вним. на тщательное предварит-е изуч. испыт-го, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается осн. фон исслед-ия, намечаются элементы рабочей картины личн., необходимой для диагноза и прогноза. Поскольку психодиагностическое обследование всегда образует сис-му взаимодействия «экспериментатор—испыт-й», немало внимания уделяется анализу влияния различных переменных, включ-х в эту сис-му. Обычно выделяются ситуационные перем-е, переем-е цели обследования и задания, переем-е исследователя и обследуемого. Вполне понятно, что невозможно контр-ть все факторы, могущие оказать влияние на процесс тестир-я. Тем не менее подготовка к тестир-ю должна исключить возн-е непредвид-х обстоятельств и обеспечить единообразие процедуры. Стандартизация усл. тестир-я касается не только инструкций, с предложением обследуемому тестового материала, но и обстановки тестирования. Знач-е вним-е должно быть уделено установлению раппорта с испыт-ым. Психолог, начиная работу с тестом, должен быть уверен в том, что он обеспечил полное сосредоточение обслед-го на предъявл-х задачах и приложение всех сил для того, чтобы их решить искренно и честно. В псих. диаг-ке часто отсутствуют какие-либо четкие предпсания, касающиеся выбора опред. методик в зависимости от поставленных задач. Отчетливо это проявл-ся в области диагн. личн. особ-ей, где одна и та же мет-ка используется в различ. целях. При выборе мет-к следует руковод-ся тем, что можно обозначить как широту охвата ими личн-х особенностей. После формулир-я диагн-ой задачи, выбора соотв-их мет-к и проведения исслед-я получ. рез-ты должны быть представлены в том виде, кот. опред-ся особенностями используемых мет-к. «Сырые» оценки преобразуются в стандартные величины, рассчит-ся коэффициент интеллекта, строятся «профили личности» и т. д. 2:Этап переработки и интерпретации. Большинство специалистов в области психодиагн-ки согласны с тем, что колич-я оценка получ. рез-тов весьма полезна. Однако сущ-ют противоречивые мнения о том, какой путь обобщения данных исслед-я ведет к более надежному прогнозу: клинич., более ориентированный на субъективный опыт, интуицию, или статистич., основанный на объективных, формализованных критериях1.