Шпаргалка по дисциплине "Конфликтология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 17:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к ГОСу по конфликтологии.

Файлы: 1 файл

Ответы по гос. конфликтология.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

48. Формы и способы регулирования этноконфликтов.

Действия по нейтрализации конфронтационных устремлений участников этноконфликтов1: 

- легитимация конфликта (официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы, нуждающейся в обсуждении и разрешении); 

- институциализация конфликта (выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения); 

- целесообразность перевода конфликта в юридическую плоскость; 

- введение института посредничества при организации переговорного процесса; 

- информационное обеспечение урегулирования конфликта.

Все способы урегулирования можно объединить в три группы. 

Первая из них предполагает полную победу одной стороны над другой, разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнонационального конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта.

Вторым вариантом разрешения актуализированного этноконфликта является взаимное поражение конфликтующих сторон. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, не удовлетворяет ни одну из сторон.

Третья группа способов разрешения конфликта предполагает, что он может заканчиваться взаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта чаще всего становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем.

В течение латентного периода (первой фазы) для предотвращения конфликта, прежде всего, следует: добиться практической реализации принципа гражданского равноправия, проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп,  
реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.

Для снятия этнической напряженности в фазе проявление конфликта необходимо: создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии; организовать подачу и изложение точной и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации; осуществлять особый контроль за сохранностью и движением оружия;  максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров.

Урегулирование конфликта при активной форме проявления: юридизация или институциализация конфликта. Насильственная форма проявления: прекращение насилия и организация диалога между сторонами, подписание итогового соглашения и придание ему легитимности (либо через определенные формы народного одобрения, либо через иные формы ратификации).

В период активного течения конфликта: удаление из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов разрешения конфликта; предотвращение раскола по этническому признаку в государственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок; введение особого контроля за средствами связи и объективностью средств массовой информации; создание механизма прекращения боевых действий и начало переговорного процесса; проведение комплекса мер по сведению к минимуму количества человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов); предотвращение мародерства и военных преступлений.

Четвертая фаза развития конфликта - устранение последствий конфликтных действий и примирение: дать общую оценку последствий конфликта и объявить программу воссоздания единства гражданского общества; придать восстановительному процессу этнически нейтральный характер; начать общественный диалог всех этнических групп для реформирования общества.

Кроме того, все перечисленные способы и методы регулирования этноконфликтов в каждом из периодов их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения конфликтов:  метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам;  использование разного рода санкций по отношению к конфликтующим сторонам; метод краткого прерывания конфликта путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них.

49. Конфликты традиций и инноваций.

Три основных варианта взаимодействия традиций и новаций:  конфликт  (столкновение и борьба традиций и инноваций), симбиоз  (сосуществование традиций и новаций в различных сферах культуры),  синтез  (результат взаимного приспособления друг к другу).

Современная культура, с одной стороны, характеризуется стремительными внедрением всевозможных новаций,  что способствует развитию глобализационных процессов,  с другой стороны, по причине увеличения угрозы утраты культурной самобытности и идентичности,  нарастают тенденции поддержания и возвращения к культурным традициям.  Между этими двумя противоположно направленными тенденциями современной глобализирующейся культуры и разворачивается конфликт.

А. А.  Берелехис и С.  Г.  Ильинская - в конце XX  века возник феномен двойного конфликта ценностей: внутри каждой культуры и между ними.1 Предмет данного конфликта - противоречие,  столкновение базовых традиционных культурных ценностей и стремительно внедряющихся в локальные культуры современных инновационных ценностей.

Инновации становятся одним из основных атрибутов культуры. Они обеспечивают необходимые темпы развития цивилизации. Несмотря на увеличение роли инноваций,  большое значение традиций, как незаменимого механизма развития культуры, сохраняется.

Конфликт между инновациями и традициями в культуре носит аксиологический характер, т. е.  столкновение происходит главным образом из-за несоответствия традиционных и инновационных ценностей, идеалов, установок.

Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия  (материальные и духовные ценности);  процессы социокультурного наследования;  способы этого наследования.  В качестве традиций выступают определенные культурные образцы,  институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды,  стили.  Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования.  Инновация –  особая культурная ценность  (материальная или нематериальная),  которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая; результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации на рынке, в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности,  либо в новом подходе к социальным услугам1.

С позиции Х. Ортега-и-Гассета традиции новации в культуре пребывают в постоянном противоборстве (конфликте) и, в то же время составляют неразрывное единство в культурном пространстве:  человек всегда вынужден хранить преемственность с прошлым,  будущее рождается из свободы, которая предполагает выбор между вариантами поведения, а последние «формируются лишь на основе прошлого – нашего и чужого, –  служащего как бы материалом,  который вдохновляет на новые их сочетания.

50. Конфликты разделения властей.

Функции трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной часто вступают в противоречия, перерастающие порой в самые серьезные конфликты (например, вооруженный конфликт между Президентом и Парламентом РФ в октябре 1993 г.).

Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной власти в судебную или законодательную сферы. Подобные конфликты должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами.

Конституция достаточно полно описывает компетенцию каждой из ветвей власти и представляет собой базу для разделения их функций. Нарушение Конституции как раз и порождает конфликт между властями. Однако, многие юридические факты, описанные в Конституции РФ 1993 года, пока не имеют специального процедурного подкрепления в законах. Конфликты на высшем уровне власти должны разрешаться только при условии четкого соблюдения каждым из органов власти своей компетенции, предусмотренной Конституцией и законами.

На высшем государственном уровне функция предотвращения конфликтов между властями возлагается на Президента как гаранта соблюдения Конституции, а на нижестоящих уровнях такую сдерживающую роль должны играть главы администрации, представительные и судебные органы.

Техника предупреждения и разрешения конфликтов между властями включает:

1.   систематические переговоры между главами и представителями соответствующих органов и ведомств (Президентом и парламентом, министрами и депутатами и т.д.);

2.   обмен документами;

3.   работу согласительных комиссий

51. Конфликты в парламентской деятельности.

Конфликты в парламентской деятельности существуют перманентно. Они очень разнообразны и могут возникать между парламентскими фракциями; между парламентом и правительством; между парламентом и президентом; между парламентом и группами давления и т. д. Однако в условиях обострения межфракционной и другой борьбы, когда конфликт достигает своего апогея, может возникнуть ситуация, парализующая работу парламента. Выход из такого кризиса связан либо с отставкой правительства, либо с роспуском парламента и назначением досрочных выборов1.

Конфликт интересов на парламентском уровне в конституционном демократическом обществе предполагает конкретных участников – политические партии и их блоки, иные объединения граждан, которые выражают свои социальные интересы через депутатские фракции, группы, отдельных депутатов. В этом случае возникает политико-правовая парламентская ситуация, характерная для стран с устоявшимися конституционными принципами демократии, а именно: взаимоотношение большинства и меньшинства, партии или блока, имеющих большинство депутатских мест в парламенте, и партий, находящихся в оппозиции. Конфликт в парламентах этих стран чаще всего происходит между парламентским большинством и депутатским меньшинством. Задача оппозиции в этой ситуации заключается в критике Правительства и поддерживающего его парламентского большинства, а также в конечном итоге – в представлении альтернативы по персональному составу Правительства и победы на выборах1.

В большинстве демократических государств основные парламентские процедуры, направленные на преодоление разногласий и разрешение конфликтов, закреплены в Конституциях. Эти процедуры носят название согласительных или примирительных и по своей сути являются конституционными основаниями для достижения консенсуса, управления конфликтом парламентским путем. Главным образом, такие процедуры применяются в законодательном процессе.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года в законодательной процедуре парламента к спорным и конфликтным ситуациям относятся: отклонение Советом Федерации закона и несогласие Государственной Думы с решением Совета Федерации. В первом из этих случаев палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе. Во втором случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него в Государственной Думе проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Таким образом, если консенсус не достигается, решение, то есть федеральный закон, должно быть принято в обычном порядке, но квалифицированным (две трети) большинством голосов.

 

52. Применение медиации в различных приемах разрешения конфликтов.

Медиация (от лат. mediatio) - посредничество. Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или «самоопределения») между конфликтующими сторонами1. Медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательствах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным.

В США медиация как метод конструктивного урегулирования конфликтов используется с 60-х годов. Непосредственной моделью послужили применяемые еще квакерами и еврейскими общинами  способы вмешательства (интервенции), в различного рода конфликты, - споры о наследовании, собственности или вопросы семейного права, - которые, в свою очередь, брали начало в древнееврейских традициях.

Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимания позиций и интересов, фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.

К официальным медиаторам относятся: межгосударственные организации (ООН), государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура), государственные специализированные комиссии (например, по урегулированию забастовок), представители правоохранительных органов, руководители структур по отношению к подчиненным, общественные организации (профсоюзы), профессиональные медиаторы-конфликтологи, социальные психологи.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конфликтология"