Шпаргалка по дисциплине "Конфликтология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 17:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к ГОСу по конфликтологии.

Файлы: 1 файл

Ответы по гос. конфликтология.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

5.     Поддержание баланса оценки и самооценки. Взаимодействие всегда сопровождается взаимными оценками и самооценками партнеров, для которых закономерно следующее:  критериями оценки выбирают те характеристики, которые имеют высокую  самооценку,    все качества, присущие себе воспринимаются как норма, а их отсутствие – как патология,  все параметры, по которым оценка может быть не в пользу субъекта, игнорируются.

31. Формы проявления и способы разрешения внутриличностного конфликта.

Внутриличностный конфликт  - противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Формы проявления:

1)     Неврастения (один из видов невроза, т.е. нервно-психического расстройства, возникающего на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого невротического конфликта, возникает как следствие длительно действующих психотравмирующих факторов).

2)     Эйфория (сопровождается мимическим и общим двигательным оживлением, психомоторным возбуждением).

3)     Регрессия (выражается в обращении к примитивным формам поведения, в том числе и в уходе от ответственности; характеризует инфантильную и невротическую личность).

4)     Проекция (проявляется в форме приписывания негативных качеств другому человеку, критики других людей).

5)     Номадизм, сводящийся к частому изменению места жительства, места работы, семейного положения;

6)     Рационализм, сводящийся к самооправданию своих действий и поступков (объясняется желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение личности).

Способы разрешения внутриличностных конфликтов:

Компромисс – попытка сделать выбор в пользу какого-либо варианта и приступить к его реализации.

Уход – это сознательное уклонение от решения проблемы с надеждой на ее дальнейшее исчезновение.

Переориентация представляет собой изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю причину.

Сублимация – процесс перевода психической энергии из неприемлемых в приемлемые формы, чем достигается устранение причины внутреннего конфликта.

Идеализация – процесс наделения объекта, вызывающего внутренний конфликт, качествами и свойствами, на самом деле ему не присущими.

Вытеснение (репрессия) – это процесс подавления неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний и переживаний вплоть до полного изгнания их из сознания и перевода в сферу бессознательного.

Коррекция – это изменение элементов Я – концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.

32. Педагогические конфликты, их виды и характеристика.

К педагогическим конфликтам относят:

- межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком);

- межгрупповые, если они возникают между учителем и классом

Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы.

1 - мотивационные конфликты. Они  возникают между педагогами и  учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению.

2 - конфликты, связанные с плохой  организацией обучения в школе. 

3 - конфликты взаимодействий учеников  между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. 

Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией. 

Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить:

1. Системные конфликты (конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер);

2. Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия, возникающие в образовательном процессе);

3. Результативные  (возникают на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта).

По мнению М.М. Рыбаковой между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов1:

- конфликты деятельности, возникающие  по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных  заданий;

- конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения;

- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности.

Конфликты в классе:

- конфликты, возникающие из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: учебных пособий, внимания педагога, дружбы сверстников).

- конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями (включая стремление к власти, дружбе, самоутверждению, достижению), которые приходят в противоречие с желаниями других людей. С этими конфликтами справиться труднее, так как причины их скрыты.

Третий - конфликты между личностными ценностями. 

 33. Семейные конфликты и их особенности.

Под семейным конфликтом понимают столкновение противоположных желаний и потребностей, интересов, целей, позиций, мнений или взглядов супругов, других членов семейного взаимодействия. Основные причины конфликтов между супругами:      

– несовместимость супругов по психосексуальным характеристикам;  

– отсутствие уважения со стороны супруга;   

– неудовлетворенность потребности в эмоциональном одобрении;

– удовлетворение своих потребностей одним из супругов в ущерб потребностям другого;

– отсутствие помощи и понимания в делах воспитания или других семейных вопросах;  

– различные предпочтения отдыха и неодобряемость увлечений. 
      Дополнительными факторами или условиями, создающими конфликтную ситуацию, становятся некоторые этапы супружеской жизни, которые теоретики называют кризисными1:  

– кризис первого года жизни (период адаптации);  

– появление в семье детей (большой спектр мешающих условий); 

– кризис средних лет (конфликт однообразия);  

– кризис семьи, живущей около 20 лет (конфликт одиночества и утраты, конфликт переживаний).

Внешние условия социальной жизни супругов (проблемы трудоустройства, ухудшенное материальное положение, жилищные проблемы и т. д.).

Семейные проблемы представляют собой широкий круг обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условий жизни семьи, личностных изменений ее членов, которые затрудняют функционирование семьи, удовлетворение базовых потребностей и ставят ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.

В семейном конфликте можно выделить следующие независимые уровни: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социокультурный.

Семейные (супружеские) конфликты подразделяются на несколько видов. Конфликтная семья – столкновение интересов супругов во многих сферах, преобладание негативных эмоций в отношениях. Проблемная семья – длительное существование общих социальных проблем, приводящих к обострению взаимоотношений супругов. Кризисная семья – острое столкновение интересов супругов в наиболее важных областях деятельности, преобладание непримиримого   отношения между супругами, нежелание пойти на уступки. Невротическая семья – накопление психологических и социальных трудностей, ухудшающих самочувствие супругов, вследствие которого нарушается психологический микроклимат семьи. Определяют скрытую и открытую формы конфликтного поведения супругов.

М.Дейч:

-    подлинный конфликт – существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

-    случайный (условный) конфликт, часто не осознаваемый супругами, может быть легко разрешен;

-    неверно приписанный конфликт – ссоры из-за того, что самим супругом приписано другому супругу;

-    латентный (скрытый) конфликт – не осознаваемое по тем или иным причинам противоречие между супругами, которое существует объективно;

-    ложный конфликт, возникающий только из-за ошибок восприятия супругов, без объективных причин.

Конфликты могут также отличаться по глубине, силе, времени существования. Они бывают сильными и слабыми (незначительными), глубинными и поверхностными, длительными (затяжными) и быстротечными (кратковременными).

Конфликты дифференцируются также по семейно-ролевому основанию: супружеские, родственно-родительские, семейно-родственные.

34. Межконфессиональная толерантность и религиозные конфликты.

Толерантность - «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Межнациональная толерантность носит мировоззренческий характер, вызвана к жизни необходимостью в любом полиэтничном сообществе, в масштабах всего человечества согласовывать этнические формы жизнедеятельности и поведения, различные, порой альтернативные, преодолевая при этом негативные особенности этноцентристского видения мира, этнические стереотипы.

Установки, влияющие на межнациональную толерантность, позитивно коррелируют со значимостью этнической идентичности, установками на поддержание традиций, позитивным отношением к инокультурным группам, индивидуализмом. Следует формировать умения и навыки преодоления национальных, религиозных, культурных барьеров, разделяющих людей. Немаловажно научить находить равновесие между личным и общим благом, интересами личности и общества, между тем, что считает своим счастьем каждый человек как индивид и как член общества.

Кроме этого очень важно создать диалог между конфессиями: ведь каждая религия представляет известное миросозерцание, определяющее отношения Бога к миру и человеку, объединяющее все элементы души в живом общении с Богом.1

Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания сложившихся этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и обеспечить взаимодействие между вероисповедательными сообществами.

Важным фактором, способствующим формированию толерантности, является обеспечение государством равенства религий и религиозных объединений. Взаимная терпимость, диалог между государством и церковью, сотрудничество, преодоление религиозного фанатизма и экстремизма, создание атмосферы толерантности, равное отношение к верующим всех конфессий и к неверующим со стороны государства.

35. Конфликты в системе отношений собственности.

Конфликт в экономической сфере проявляется, прежде всего, как конкуренция за ресурсы, условия производства, новые технологии и сбыт продукции. Это также соперничество за рабочие места, конкуренция за возможность трудиться. Потенциал конфликта в хозяйственной сфере чрезвычайно велик, но в современной экономике он достаточно регулируется политически, юридически, морально на различных уровнях. Примеры торговых войн, жесткой конкуренции за получение заказов, протекционисткой политики и др. свидетельствуют о конфликтогенности в сфере экономики. Конфликтное поведение и многообразие форм конкурентного действия.

Социальные аспекты экономического конфликта затрагивают важнейшие стороны общественной жизни. Это и борьба за экономическое господство, и за справедливое распределение национального богатства, и за поддержание необходимого уровня занятости, и конфликты по поводу условий и оплаты труда. Экономический конфликт постоянно воспроизводится практически в любом современном обществе в разных формах борьбы капитала и труда и регулируется на уровне чисто экономического компромисса, либо за счет государственного вмешательства.

Экономический конфликт прямо или косвенно покоится на доминирующих отношениях собственности конкретного общества. Собственность есть не что иное, как распределение экономического господства и власти в обществе. Следовательно, социальная и политико-правовая борьба за легитимацию того или другого вида собственности составляет ядро конфликтности в обществе. Конфликт интересов собственников и несобственников создает поле социального напряжения, поэтому в обществе формируются механизмы сохранения легитимного характера собственности и как имущества, и как присущих ей социально-экономических функций.

36. Корпоративные конфликты.

Корпоративный конфликт можно определить как разногласия (споры) между акционерами (инвесторами) и менеджерами общества в связи с нарушением прав акционеров, которые приводят или могут привести к искам к обществу, контролирующему акционеру или управляющим по существу принимаемых им решений, досрочному прекращению полномочий органов управления, существенному изменению в составе акционеров1.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конфликтология"