Шпаргалка по дисциплине "Конфликтология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 17:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к ГОСу по конфликтологии.

Файлы: 1 файл

Ответы по гос. конфликтология.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения спора с участием посредника определяет он сам по соглашению со сторонами (ст. 403 ТК РФ). Посредник обязан рассмотреть спор в течение семи календарных дней с момента его приглашения или назначения. Рассмотрение спора завершается принятием письменного согласованного решения, а если согласие не достигнуто - составлением протокола разногласий.

41. Трудовой арбитраж и его особенности.

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда. Споры также могут возникать относительно заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права.

Законные способы разрешения  коллективного трудового спора:

- примирительные процедуры,

- посредничество,

- трудовой арбитраж,

- забастовка.

 В соответствии со ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Рассмотрение спора в трудовом арбитраже — один из этапов примирительных процедур. Ему предшествует обязательный разбор проблемы примирительной комиссией.

Трудовой арбитраж создается в случаях1:

- уклонения одной из сторон  коллективного трудового спора  от участия в создании или работе примирительной комиссии;

- недостижения сторонами в течение  трех рабочих дней согласованного  решения относительно кандидатуры  посредника;

- рассмотрения коллективного трудового  спора между работниками и  работодателями организаций, в которых законодательством Российской Федерации запрещено или ограничено проведение забастовок;

- недостижения согласия при  решении коллективного трудового  спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей  примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Особенности трудового арбитража:

Решение трудового арбитража имеет рекомендательную силу. Коллегиальный состав:  минимум 3 арбитра.  Предметом спора является круг вопросов, по которым стороны не смогли достигнуть согласия.  В процессе разрешения спора этот круг может только сужаться за счет появления новых решений и достижения компромиссов. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией.

В отличие от рассмотрения спора в суде в любой момент стороны конфликта могут отказаться от продолжения процедур трудового арбитража. 

42. Система социального партнерства.

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. 

 Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Правовой основой системы социального партнерства являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», другие законы и нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения. К основным принципами социального партнерства относятся:

– полномочность представителей сторон;

– равноправие сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и работодателей;

– приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;

– обеспечение гарантий, установленных в соглашениях более высокого уровня, по отношению к нижестоящим в иерархии системы социального партнерства;

– обязательность исполнения сторонами достигнутых договоренностей;

– регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

– ответственность за принятые обязательства.

Субъектами (сторонами) социального партнерства являются работники, работодатели и государство.

Объектом (предметом) социального партнерства являются социально-трудовые отношения между его субъектами и реализация согласованной социально-экономической политики, исходя из норм законодательства, оценок уровня жизни и заработной платы в целом по Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, а также в районах, городах и организациях.

Основной формой реализации социального партнерства являются заключаемые в организациях коллективные договоры, а также соглашения на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

43. Особенности развития конфликтов в современных обществах.

Конфликтами охвачены все сферы жизни современного общества: социально-экономическая, политическая, сфера международных отношений и т.д. Эти конфликты порождены реальными противоречиями в ходе усугубления кризисного состояния общества. Нередко происходят, можно сказать «неестественные» столкновения, искусственно создаваемые, умышленно провоцируемые, раздуваемые, особенно характерные для межнациональных и межрегиональных отношений. Результатом их являются кровопролития,  войны. Конфликты на основе объективно возникающих противоречий, если они разрешаются, способствуют общественному прогрессу. При этом объективные противоречия, служащие источником конфликтных коалиций, могут быть разделены на два основных вида. С одной стороны, это противоречия, порождающие социально-экономическим, материально-бытовым положением членов общества. В ходе усугубления этого противоречия происходит столкновение различных социальных групп, наций.

С другой стороны, политические противоречия, обусловленные, прежде всего неприятием политики властей. Это находит отражение в конфронтации многих общественных сил курсу правительства.

Заметное место в современной жизни занимают межнациональные, межэтнические конфликты. В их основе лежит борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Часто эти конфликты связаны со статусными и территориальными претензиями. Суверенитет народа или этнической группы в основном выступает доминирующим фактором в конфликте.

 44. Социально-экономические и политические детерминанты социального конфликта.

 Существенным источником и детерминатором конфликтов являются расхождения групп в политических, экономических, в оценках исторических и современных событий, тенденций, общественно-экономических и политических изменений.

Такие конфликты чаще всего возникают в тех обществах, где сталкиваются в противоборствах качественно различные представления о путях реформирования экономики, политики, предлагаются различные пути выхода из кризиса.

Другим важным детерминатором является нестабильность социально-экономического и политического развития, связанная с этим чрезмерно высокая имущественная и политическая дифференциация общества, определяющая своим совокупным действием глубокое расхождение социальных статусов и роле различных личностей и общностей, недостаточности ресурсов у многих из них, противостояние их политических интересов, предпочтений и т.п.

Уменьшить масштабы таких конфликтных диспозиций противоборствующих групп возможно только на путях поиска реального выхода из кризиса, консолидации различных политических сил, объединения их действий во имя нормализации и стабилизации социально-экономического развития, улучшения жизни народа.

Чем глубже противоположность экономических интересов различных классов в социальной системе, тем острее назревающий в ней социальный конфликт, который при определенном стечении обстоятельств может принять предельную форму остроты в форме социальной революции, способной разрушить данную систему.

Интенсивность конфликта зависит от степени жесткости социальной системы, в которой создается конфликтная ситуация. В данном случае проявилась одна характерная особенность разрешения социального конфликта: тем, что угрожает насильственным разрушением господствовавшей структуры (режима власти) является не сам по себе конфликт как таковой, а, скорее всего, именно ее жесткость, которая создает условия для максимального накопления вражды и разрушительных действий вдоль одной, главной линии противостояния: народ - власть.

45. Ценностно-нормативные конфликты.

Ценностно-нормативный конфликт - внутригрупповой конфликт, в основе которого лежит борьба относительно ценностно-нормативной системы социальной группы.

Факторы ценностно-нормативных конфликтов:

а) социальные, обусловленные взаимодействием групповых ценностей и норм с основным видом деятельности социальной группы;

б) социально-психологические - направленность групповых ценностей и норм;

в) личностно-психологические: ценностные ориентации и личностные особенности членов группы.

Деятельность по предупреждению ценностно-нормативных конфликтов включает:

а) выявление и коррекцию психологических особенностей членов группы, которые оказывают наибольшее влияние на возникновение конфликтов;

б) формирование ценностных ориентации конфликтных работников, повышающих эффективность совместной групповой деятельности;

в) формирование ценностно-нормативной автономии членов группы, а именно умения выявлять ценностно-нормативную систему группы; понимать функциональное назначение групповых ценностей и норм; сознательный отбор ценностей; умение строить свое поведение так, чтобы снизить негативные последствия конфликта и не создавать угрозы ценностям др.; формирование и поддержка микрогрупп с положительной направленностью.

46. Понятие и специфика этноконфликтов.

Межэтнический конфликт — конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Этноконфликт — конфликт между группами людей, принадлежащих к различным этносам. Это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:

- в конфликтующих группах усматривается  разделение по этническому признаку;

- стороны ищут поддержки в  этнически родственной или этнически  дружественной среде;

- в отдельных видах этноконфликтов  этнический фактор стремится  к политизации;

- новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;

- этноконфликты чаще всего не  являются ценностными и происходят  вокруг тех или иных объектов  и интересов групп.

В основе любого этноконфликта лежат противоречия, ради разрешения которых стороны вступают в противоборство. Содержанием этноконфликтов чаще всего выступают территориальные претензии сторон, неразделенность сфер влияния и, как следствие, наличие различных стадий протекания конфликта – от психологической несовместимости сосуществования сторон и мирного противостояния до вооруженного столкновения – и обратно.

47. Этноконфликтные аспекты федерализма в государственном строительстве.

Демократический характер федеративной формы государственного устройства заключается в том, что она предусматривает процедуры для мирного разрешения возникающих противоречий и конфликтов. Федерализм не устраняет почву для самих конфликтов, но является эффективным инструментом их смягчения и регулирования. Федеративное устройство государства может стать серьезным фактором нормализации межэтнических отношений. 

Федеративная система приближает управление к населению, к территории его проживания; стимулирует конкуренцию между субъектами федерации, межпартийную борьбу на региональном уровне. Она стимулирует экономическое развитие, предоставляя рынку большую судебную защищенность и большую возможность для маневра, чем унитарные государства. Таким образом, в федерации заложен большой демократический потенциал1.

Большинство этнополитических конфликтов в большей или меньшей степени связаны с ролью государства в регулировании жизни общества, его структурами и организацией. Именно контроль государства обеспечивает доступ к экономической власти, соответственно, существует и сильная конкуренция за контроль над государственным аппаратом, являющаяся причиной многих сегодняшних конфликтов.

Эти конфликты могут быть предотвращены или разрешены путем реструктуризации государства или благодаря проведению соответствующей государственной политики, направленной на перераспределение политической власти, которое способствовало бы развитию плюрализма, более справедливым электоральным законам  и другим формам участия во власти.

Весьма продуктивной стратегией в этом случае оказывается разделение государственной власти  посредством федерализма, автономии или других изменений структуры государства.

Федерализм есть результат политического компромисса, что влечет за собой наличие постоянной напряженности в отношениях между политическими акторами, ощущающими несоответствие между насаждением общих ценностей и стандартов центральным правительством и защитой своих властных полномочий субъектами федерации.

Основными источниками межэтнорегиональной напряженности, обусловливающей стремление региональных политических элит к изменению параметров суверенитета субъектов федерации,  являются проблемы культурного самосохранения, восстановления справедливости, неравномерного развития, а также процедуры и практики функционирования федеративного государства.

Ценность федерализма как способа достижения этнополитического консенсуса определяется тем, что, с  одной стороны, он обеспечивает зафиксированное, надежное территориальное решение межгруппового конфликта, с другой – предоставляет определенные гарантии сохранения  плюрализма в условиях глобализирующегося мира. Он способствует определенной рационализации этнического конфликта, снижая уровень агрессивности в действиях противоборствующих сторон, помогая четче определить «болевые точки» и создавая рамочные условия для переговорного процесса.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конфликтология"