Шпаргалка по дисциплине "Конфликтология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 17:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к ГОСу по конфликтологии.

Файлы: 1 файл

Ответы по гос. конфликтология.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

- этнический (неадекватную форму  борьбы против действительного  или мнимого ущемления прав  и интересов отдельных наций  и этнических групп).

   В зависимости от того, на какой территории совершаются  террористические акты, выделяют:

- внутригосударственный терроризм (внутриполитический терроризм представляет собой действия государственных органов правопорядка (полиции, контрразведки и т. д.) против собственного народа с целью подавления и запугивания оппозиции; внешнеполитический - использовании государственными органами (прежде всего разведывательными) террористических приемов и способов достижения внешнеполитических целей).

- международный (такие террористические  акции, которые затрагивают интересы  двух и более государств, осуществляемая на территории нескольких государств; относится скоординированная деятельность террористических организаций в разных странах, осуществление совместных террористических акций, материальная, финансовая помощь и моральная поддержка, оказываемая террористами одной страны террористам другой; создание и деятельность международных террористических организаций).

19. Роль информационных технологий и новейших средств массовой коммуникации в международных конфликтах.

Стремительное развитие и широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ознаменовали собой переход человечества на абсолютно новую ступень развития, явившись результатом революции в сфере информатизации. ИКТ трансформировали не только принципы и формы сбора, обработки и передачи информации, они начали оказывать мощнейшее воздействие на культурный, экономический, политический и военно-стратегический аспекты жизни общества, становясь одним из основных факторов обеспечения и поддержания устойчивого развития. Количество, технический уровень и доступность информационных ресурсов уже сейчас определяют уровень развития страны и ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в самое ближайшее время.

Вместе с тем, развитие процесса информатизации мирового сообщества порождает целый комплекс негативных геополитических последствий. ИКТ быстро становятся важным стимулом развития военного потенциала стан за счет повышения их информационной обеспеченности. Появляется возможность использования информационного потенциала развитыми в научно-технологическом отношении странами для подавления и подчинения себе государств менее развитых и, следовательно, более слабых. Это неизбежно ведет к ускорению поляризации мира, становящейся источником нестабильности, основой для возникновения и развития реальных и потенциальных конфликтов, в том числе тех, которые могут приобрести общемировой характер. Изменение глобального и региональных балансов сил, усиление напряженности между традиционными и нарождающимися центрами силы, появление новых рубежей глобального противостояния порождает возможность возникновения военных конфликтов.

Высокая сложность и одновременно уязвимость всех систем, на которых базируются национальное, региональные и мировое информационные пространства, а также фундаментальная зависимость от их стабильного функционирования инфраструктур государств приводят к возникновению принципиально новых угроз. Эти угрозы связаны, прежде всего, с потенциальной возможностью использования ИКТ в целях, несовместимых с задачами поддержания международной стабильности и безопасности, соблюдения принципов отказа от применения силы, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав и свобод человека1.

Особая озабоченность в этом плане возникает в связи с разработкой, применением и распространением информационного оружия, в результате чего становятся возможны информационные войны и информационный терроризм, способные вызвать мировые катастрофы, разрушительные последствия которых сопоставимы с последствиями применения оружия массового уничтожения.

Уязвимость киберпространства делает его весьма привлекательным средством совершения террористическими организациями, криминальными группами и отдельными злоумышленниками преступного воздействия, направленного против общественных интересов, безопасности государств, организаций и граждан.

Включение новейших информационно-телекоммуникационных технологий и средств в арсеналы террористических организаций чрезвычайно опасно, поскольку оно радикально трансформирует сами методы террористической деятельности. Возможность широкого использования ИКТ экстремистскими элементами позволяет им формировать высокоэффективные и гибкие сетевые организационные структуры, объединяющие разрозненные группы в транснациональные террористические сообщества, существование которых весьма сложно обнаружить вплоть до момента совершения террористического акта.

20. Понятие и причины юридического конфликта.

Под юридическим конфликтом следует признать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия.

Юридический конфликт может возникнуть в общественных отношениях, регулируемых правом, либо подлежащих правовому регулированию (юридические отношения). Конфликтное юридическое отношение - это юридическое отношение между сторонами с противоречивыми (противоположными) интересами. Сам же юридический -конфликт представляет собой конфликтное юридическое отношение плюс конфликтные действия сторон (противоборство)1.

Причиной юридических конфликтов являются, прежде всего, экологические, демографические, экономические, социально-политические, межнациональные и идеологические конфликты, в результате которых происходит нарушение каких-то правовых норм одной или обеими сторонами. В результате эти конфликты приобретают форму юридических. В них юридическая форма конфликта скрывает экономическое, политическое, национальное и иное содержание.

Юридический конфликт может возникнуть по поводу признания, восстановления, нарушения юридических прав, неисполнения юридических обязанностей. Юридический конфликт налицо, если спорят по поводу объёма или характера юридических прав, по поводу притязаний на те или иные права, по поводу перераспределения юридических прав и обязанностей. Важной характеристикой юридических конфликтов является наступление юридически значимых последствий (появление или исчезновение у сторон юридических прав, юридических обязанностей, изменение их объёма и пр.), а также специальные формы и процедуры фиксации и разрешения юридических конфликтов1.

21. Культура диалога в политическом конфликте

Диалог как социально-политический феномен в мирном процессе имеет четыре основные характеристики: первое - он функционирует на всех уровнях обществах; второе – он идет на протяжении длительного периода времени; третье – причины конфликта, над разрешением которого приходится работать являются конкретными и связаны с людьми; наконец – в мирном процессе задействованы широкий спектр инструментов для предотвращения конфликта и его разрешения. Этот спектр инструментов – шире, чем только посредничество и переговоры. 

Культура политического диалога – это умение говорить,  слушать собеседника, будь то оппонент, группа людей или целая нация. Искренний интерес и участие к проблемам партнера – главное направление политического диалога. Умение даже в абсолютно противоположных точках зрения найти рациональное зерно и плоскости соприкосновения – это один из принципов культуры политического консенсуса. Умение вести дискуссию, спор – одно из необходимых умений любого политика. Это умение складывается из трех последовательных шагов: ограничения предмета дискуссии на первом этапе, конкретности предмета спора; контроля эмоциональной включенности дискутантов; учета уровня знаний предмета.

Национальная культура влияет на стиль управления и процесс принятия решений. Переговорный процесс может восприниматься как сотрудничество (победа - победа) или соперничество (победа - поражение). Кто-то стремится к взаимной выгоде, кто-то - нет.

Заключение/форма соглашения. Образ мышления: китайцы мыслят общими категориями, а на Западе люди обычно разбивают целое на части и выстраивают рассуждение из разрозненных звеньев.

Типы процессов принятия решений1:

- «сверху вниз» (пр. американцы) –  решения принимаются единолично, представителем.

- консенсус (пр. китайцы) – необходимо  согласие всех групп. Велика роль  неформальных отношений.

- коалиция – необходимо согласие лишь определенной «подавляющей» части.

22. Переговоры в конфликтных ситуациях.

Политические конфликты, особенно в международной сфере, могут приводить к весьма серьезным последствиям, поэтому большое значение приобретают проблемы их мирного урегулирования. Наиболее распространенный способ разрешения политических конфликтов — проведение переговоров.

Основные подходы к определению сущности переговорного процесса:

- переговоры обязательно исходят из общих интересов и ориентируются на сотрудничество;

- интересы сторон могут быть различными и даже взаимоисключающими, переговоры же возможны при наличии взаимозависимости их участников, позволяющей достичь выгодного для всех соглашения;

- наличие как противоборства, так и сотрудничества;

В любом случае для успеха переговоров важно создание благоприятной психологической атмосферы. Сильным средством влияния на ситуацию может стать некий баланс вознаграждения и наказания оппонента.

Когда речь идет о переговорах, участниками которых выступают представители разных государств и наций, учитывается их национальная специфика. Для успешного ведения переговоров, кроме знаний и понимания сути спорных проблем, необходимы и определенные личностные качества участников переговорного процесса.

Серьезным фактором, влияющим на ход переговоров, могут стать установки их участников. Установки могут быть двух типов — ориентированные на ситуацию (объективные отношения) или на межличностные взаимоотношения (субъективные).

Основная функция переговоров по урегулированию международных конфликтов — поиск решений по мирному урегулированию; кроме этой переговорный процесс объективно может выполнять еще ряд функций: информационную, коммуникативную, координационно-регуляционную.

23. Функциональная роль политического насилия в истории.

Политическое насилие – особый тип действия, направленный на навязывание воли одного человека или группы остальным, для чего используется физическая сила.

Насилие с древнейших времен до настоящего времени рассматривается субъектами политики как одно из основных средств достижения своих целей.

1. насилие занимает место ключевого  инструмента в социальном контроле, через который осуществляется  предотвращение социальных отклонений  и блокируются тенденции социальной  дезинтеграции. Посредством него  поддерживается социальный порядок;

2. насилие является ключевым  инструментом для социальной  мобилизации населения вокруг  общей идеи, при конституировании  социальных общностей, при создании  новых государств;

3. насилие является непосредственным  инструментом для господства одной группы населения над другой, для функционирования и развития экономики на протяжении большей части истории человечества;

4. во всей предыдущей истории  человечества насилие всегда  служило инструментом для отдельных  групп, общностей, народов в борьбе против существующей системы, в действиях по преодолению тех или иных несправедливостей, изменению условий жизни, данной политической или экономической системы.

Насилие выступает в различных формах.

1. В виде прямого насилия, которое  выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор).

2. В форме косвенного (скрытого) насилия, которое не предполагает  непосредственного использования  силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), а заключает в себе лишь угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).

Неограниченное насилие в политике сопровождается формированием адекватного ему политического режима — тоталитарного и сосредоточению власти в одних руках. Экстремистское насилие наносит серьезный ущерб экономике страны, поскольку влечет за собой огромные разрушения.

24. Конфликтогенность этнической миграции.

В конце XX столетия в мире значительно увеличился объем международных миграций. Этническая миграция - неотъемлемая часть глобализации.

Что же касается непосредственного воздействия миграции, то возможные конфликты можно условно подразделить на два уровня.

- во многих развитых странах наблюдается рост анти–иммиграционных движений, которые часто носят расистскую или националистическую окраску.

- с другой стороны, проблема кроется в самих этнических меньшинствах. Их маргинальное положение способствует их большей сплоченности и зачастую отрицанию другой культуры1.

Этнический аспект. Миграция, как правило, порождает негативные тенденции в развитии межнациональных отношений, когда этнические общности неизбежно начинают конкурировать между собой в областях занятости, проживания и общения.

Демографическое давление. Ассимиляция иммигрантов явно замедлилась, если не прекратилась вообще.

Криминогенность – при запрете въезда нелегальное проникновение в страну. Экономический аспект - конфликтогенность трудовой миграции отличается тем, что для России характерен одновременно высокий уровень безработицы и нехватки рабочей силы.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конфликтология"