Шпаргалка по дисциплине "Конфликтология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 17:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к ГОСу по конфликтологии.

Файлы: 1 файл

Ответы по гос. конфликтология.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Крайняя форма проявления социального конфликта - классовая борьба, в основе которой лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Авторы социологической теории марксизма утверждали, что после уничтожения частной собственности на средства производства будут созданы условия для ликвидации антагонистических отношений как базы социальных конфликтов. В результате революционных преобразований должно быть создано общество, где отсутствует объективная база для социальных конфликтов и будет создано бесконфликтное общество1.

7. Основные современные направления конфликтологии.

- рассмотрение общей теории  конфликта, философских, социологических и психологических подходов к ее рассмотрению исследования (Н.В. Гришина);

- исследование основных направлений  современной конфликтологии и  разработку учебной проблематики  конфликтологии (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов);

- социология конфликта, рассмотрение конфликта в соцально-политическом аспекте (А.Г. Здравомыслов);

-  проблемы юридической конфликтологии (А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев);

- психологические аспекты конфликтологической  проблематики (Н.Ф. Вишнякова);

- социально-философская проблематика конфликтологии (Е.М. Бабосов);

- теоретико-игровое направление (Г. Смолян, В. Лефевр, М.Дойч);

- теория организационных систем (Р.Блейк, Дж. Мутон);

- теория и практика переговорного  процесса (Р.Фишер, Д. Прюитт, Д.Рубин, У.Юри).

- теория развития, факторов эскалации и способов управления военным конфликтом (С. Богданов);

- математическое моделирование конфликта и программное управление конфликтом (С. Терентьев, А. Барабаш, Ю. Павловский);

- конфликты в педагогической сфере (Б. Алишев, Т. Чистякова, Г. Болтунова);

- социальные конфликты современности (Д. Малышев, М.Одинцов);

8. Теория разрешения конфликтов Д. Бертона.

Общая теория предупреждения и разрешения социальных конфликтов Д. Бертона  рассматривает в качестве логического основания анализа любых человеческих отношений универсальные человеческие потребности, а человеческие личности и составленные из них социальные группы и общности - как активных субъектов, контролирующих социальную среду в связи с необходимостью удовлетворения данных потребностей1.

Согласно Бертону, теория человеческих потребностей позволяет увидеть более глубокие основания конфликтных ситуаций - ущемленные базовые потребности. Социальный конфликт - следствие ущемления (или неадекватного удовлетворения) всей той совокупности человеческих потребностей (или их части), которые и мотивируют действия реальных личностей или их групп и общностей как активных субъектов социальных процессов.

Базовые потребности, - в безопасности, идентичности, признании, свободе и т.д., - присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам, целым обществам и государствам.

Любое разделение национального и интернационального становится искусственным. И внутренние, и внешние конфликты имеют общие источники, которые коренятся в структурных условиях и проявляются во фрустрированных целях различных социальных групп. Стремление к удовлетворению базовых потребностей невозможно устранить, его можно лишь временно подавить с перспективой будущих деструктивных проявлений либо уничтожить вместе с их носителями - социальными субъектами.

 «Глубоко укоренившиеся конфликты» обусловлены посягательством на какую-либо базовую потребность или отрицанием той или иной неотъемлемой ценности. Такие конфликты требуют применения аналитического проблемно-ориентированного метода, суть которого заключается в четком определении проблемы на основе глубинного анализа фрустрированных потребностей и соответствующих изменений в социальной структуре, которые необходимы для их удовлетворения.

Общая теория разрешения конфликтов ориентирует исследователя на тщательный анализ базовых потребностей различных социальных групп и степени их удовлетворения существующими социальными нормами и институтами. Главный акцент должен быть сделан при этом на анализе источников возникновения конфликтов и на их устранении1.

Особая значимость теории - она позволяет перейти к созданию поливариантных моделей исследования и разрешения конфликтов, которые применимы на всех уровнях социального взаимодействия в силу универсальной природы человеческих потребностей.

9. Теория «столкновения цивилизаций»  С. Хантингтона.

С. Хантингтон утверждает, что географическое соседство цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними. Эти конфликты обычно происходят на стыке или аморфно очерченных рубежах (faultlines) цивилизаций. Иногда эти конфликты можно предвидеть исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций.

Основная идея теории - в зарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика, а культура. С окончанием холодной войны общность культуры постепенно вытесняет идеологические различия. При этом нация-государство остается главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям.

Доминирующим фактором мировой политики станет столкновение цивилизаций. А линии разлома между ними - это и есть линии будущих фронтов. Такие конфликты неизбежны, и тому есть несколько причин. Прежде всего, это географический фактор, а также идентичность цивилизаций, соседство которых приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними1.

Эти конфликты обычно происходят на стыке или аморфно очерченных рубежах цивилизаций. Иногда эти конфликты можно предвидеть исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций.

Облик современного мира определяется цивилизациями: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, славяно-православной, латиноамериканской и, возможно, африканской. В наступающем веке столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики.

10. Г. Зиммель: конфликт содержания и формы культуры.

Жизнь реализуется в самоограничении посредством ею же самою созидаемых форм. На витальном уровне эта форма и граница и смерть; смерть не приходит извне, жизнь несет ее в себе. На «трансвитальном» уровне жизнь превозмогает собственную самоограниченность, образуя «более-жизнь» и «более-чем-жизнь» относительно устойчивые образования, порожденные жизнью и противостоящие ей в ее вечной текучести и изменчивости. «Более-жизнь» и «более-чем-жизнь» представляют собой формы культуры. На этом пути «философия жизни» у Зиммеля трансформируется в философию культуры.

Концепцию кризиса европейской культуры Зиммель выстраивает, исходя из следующего понимания ритма культурного развития: жизнь постоянно порождает новые культурные формы, которые окостеневают, становясь тормозом дальнейшего развития жизни, а потому «сносятся» ею и заменяются новыми формами, обреченными пережить ту же судьбу. В этом движении воплощается целый ряд конфликтов: содержания и формы, «души» и «духа», «субъективной» и «объективной» культур. В осознании неизбывности этих конфликтов и состоит «трагедия культуры».

Культура — начало, оформляющее жизнь, но жизнь никогда не застывает ни в одной из форм, любое творчество лишь изменяет форму культуры, но не может изменить форму жизни. В кон. 19 в. этот извечный конфликт достигает наибольшего противоречия: жизнь начинает бороться против культуры как таковой.

В современной ситуации конфликт культуры обретает, по Зиммелю, уникальное содержание: своеобразной чертой нашей культуры, подчеркивает он, стало то, что жизнь, стремясь воплотить себя в культурных явлениях и формах, обнаруживает вследствие их несовершенства основной мотив - борьбу против всякой формы вообще, т.е. борьбу против культуры как таковой. В результате этого крушение современной культуры может оказаться грандиозным и несопоставимым по своим масштабам со всем происходившим в предшествующие периоды истории.

11. Функции конфликта в обществе в представлении Л. Козера.

Л. Козер различает два типа общества - закрытое (ригидное, унитарное) и открытое (плюралистическое). Общества первого типа расколоты на два враждебных класса, конфликт между которыми подрывает общественное согласие и грозит разрушить социальный порядок революционно-насильственным путем. В обществах второго типа существует множество конфликтов между различными слоями и группами, но имеются социальные институты, оберегающие общественное согласие и обращающие энергию конфликтов на пользу обществу.

Социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции - негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные). Задача состоит в том, чтобы ограничить негативные и использовать позитивные функции.

Негативные функции конфликта1:

- ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников  в целях разрешения конфликта;

- неадекватное восприятие и  непонимание конфликтующими сторонами  друг друга;

- уменьшение сотрудничества между  конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;

- дух конфронтации, затягивающий  людей в борьбу и заставляющий  их стремиться больше к победе  во что бы то ни стало, чем  к решению реальных проблем  и преодолению разногласий;

- материальные и эмоциональные  затраты на разрешение конфликта;

   Позитивные функции социального конфликта:

- конфликт не дает сложившейся  системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению  и развитию, открывает дорогу  инновациям, способным ее усовершенствовать;

- он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга;

- конфликт способствует структурированию  социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;

- он снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей;

- он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;

- в возникающих при конфликте  критических ситуациях выявляются  незаметные до того достоинства  и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам — стойкости, мужеству и т. д., для выдвижения и формирования лидеров;

- развязывание конфликта снимает  подспудную напряженность и дает  ей выход;

- конфликт выполняет диагностическую  функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел).

12. Философские основания понимания природы конфликта у Р. Дарендорфа.

Р. Дарендорф полагает, что в основе конфликта лежит противоположность интересов и отношений его участников (сторон). Для выяснения природы конфликта следует понять, какие интересы не совпадают, какова степень этого несовпадения и как осознают его сами участники конфликта при соблюдении условия: стороны конфликта должны характеризоваться заметной идентичностью. В конфликт друг с другом вступают социальные группы, организации, институты и нации и т.д.1

Противоположные интересы, определяющие «лицо конфликта», рассматриваются как явные и неявные, очевидные и скрытые (латентные). Латентные интересы не всегда могут осознаваться участниками конфликта, что означает необходимость четкого осмысления интересов обеих сторон в возникшей сложной ситуации.

Суть социального конфликта - борьба различных групп за власть, борьба, которая выступает как антагонизм между властью и сопротивлением ей. Сам конфликт порождается властью, являющейся следствием неравного положения людей в обществе, в котором одни имеют ее, а также силу и деньги (поэтому командуют), другие - не имеют этого ничего (поэтому вынуждены подчиняться). Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Война эта не всегда открыта, но существует в любой социальной структуре.

В основе конфликта человеческих интересов - стремление к перераспределению власти и источник конфликтов сам человек - человек политический («гомополитикус»). Все отношения индивидов - это отношения конфликта, поскольку построены на несовместимых целях.

Теория Р. Дарендорфа представляет собой «политический детерминизм». Он сводит социальный анализ к непосредственному очевидному, к интересам, но не исследует истинные, глубинные, экономические источники различного рода конфликтов. Он выделяет основные конфликты - антогонистические (неразрешимые) и второстепенные - неантогонистические, которые имеют различную протяженность и результаты.

13. Идеология и конфликт.

Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.

Идеология выполняет мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Она поднимает, направляет социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идеологическая борьба - это борьба за влияние на общественное сознание и поведение людей; это подготовка и обоснование в глазах людей своего пути решения коренных политических и социально-экономических проблем.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конфликтология"