Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке;
2. Рассмотреть структуру и содержание креативности;
3. Выявить факторы актуализации креативности младших школьников;
4. Провести исследование развития креативности у младших школьников;
5. Проинтерпретировать результаты эмпирического исследования;
6. Разработать практические рекомендации по развитию креативности у младших школьников.

Файлы: 1 файл

ппц.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Пример  В: 

«Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подходит ко всем остальным? Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду - круги. Зачеркните овал одной чертой под четырехугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам».

Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул одной чертой нужный овал.

«Посмотрите на задание 1. Какая картинка не подходит к остальным? Зачеркните овал под  картинкой, не подходящей ко всем остальным».

Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на выполнение задания, переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задания 2, 3, 4, 5. В каждом задании  зачеркните одной чертой овал под  картинкой которая не подходит ко всем остальным».

Дайте достаточно времени  на выполнение заданий. Переходите к  следующему субтесту после того, как все дети справились с заданиями.

СУБТЕСТ 4

В этом тесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал  инструкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы  быть уверенным, что тестируемые ясно понимают, что им нужно делать.

Пример А:

«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. Там изображены различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек. (Пауза). Найдите в каком четырехугольнике только одна палочка?» (Пауза). Поднимите повыше Вашу тестовую тетрадь, укажите на второй четырехугольник в этом ряду и скажите «Вот в этом четырехугольнике только одна палочка. Все это видят? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. В вашей тестовой тетради зачеркните одной чертой овал под тем четырехугольником, в котором только   одна палочка».

Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул нужный овал.

Пример  В:

«А теперь посмотрите на картинки в следующем  ряду(Пауза). Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке домино есть нижняя и верхняя части? (Пауза). На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. Найдите пластинку домино, на которой только две точки. (Пауза). Зачеркните одной чертой овал под той пластинкой домино, на которой только  две точки».

Проследите, чтобы каждый ребенок правильно выполнил это  за задание. Ответьте на все возникающие вопросы: После того как Вы убедитесь, что все тестируемые правильно поняли, что нужно делать, переходите к тестовым   заданиям.

«Посмотрите на задание 1. Два четырехугольника изображены отдельно от других. Найдите  четырехугольник, который показывает,   на   сколько   палочек   в   первом   четырехугольнике

больше, чем во втором. (Повторить). Зачеркните одной чертой овал под этим четырехугольником».


«Посмотрите на задание 2. Посмотрите на кусок торта, изо -браженный отдельно. Найдите  другой кусок торта, который при соединении с первым дает целый торт. (Повторить). Зачеркните одной чертой овал под картинкой, которую вы выбрали».

«Посмотрите на задание 3. Первые три пластины домино изображены отдельно от других. (Пауза). Они стоят в определенной последовательности друг за другом. (Пауза). Найдите пластину домино, которая должна продолжить этот ряд. (Повторить.) Зачеркните одной чертой овал под этой пластиной домино».

«Посмотрите на задание 4. Одна конфета стоит  две палочки. Найдите четырехугольник, который показывает, сколько нужно палочек, чтобы купить три конфеты! (Повторить.) Зачеркните одной чертой овал   под этим   четырехугольником».

«Посмотрите на задание 5. У меня было 9палочек. Я  отдала 4 палочки. (Пауза). Найдите четырехугольник в этом ряду,- который показывает, сколько палочек у меня осталось. (Повторить.) Зачеркните одной чертой овал под этим четырехугольником».

Субтест I:

3-4 правильно решенных  задачи в данном субтесте являются  показателем нормы для детей  данного возраста. Пять правильно  решенных задачи характерны для высокого уровня общей осведомленности и словарного запаса.       

Субтест II:

3 правильно решенных  задачи характерны для среднего  уровня (норма) развития понимания   количественных и качественных  соотношений, 4-5 правильных ответов свидетельствуют о высоком уровне развития.

Субтест III;

направлен на выявление  уровня развития логического мышления детей. 3 правильно решенных задачи характерны для среднего уровня развития, .4-5 правильно решенных задач - для  высокого уровня развития логического мышления.

Субтест IV:


направлен на выявление  уровня развития математических способностей детей. 2-3 правильно решенных задачи говорят о среднем уровне развития математических способностей.

 

 

 

                                                                                                                                                              Таблица нормативных показателей

интеллектуальных  способностей детей

 

Показатели

Количество решенных задач, характерных для

 

среднего уровня

высокого уровня

Субтест I - словарный запас

    3 - 4 .

5

Субтест II - понимание количественных и качественных соотношений

3

4-5

Субтест III - логическое мышление

3

   4-5

Субтест IV - математические способности

2-3

4-5

Общий показатель интеллектуальных способностей

11-13

больше 13


 

 

Ответы для обработки  данных

 

Субтест

Задание

Форма В

1

1

                 Д

 

2

                   С

 

3

                   С

 

4

                   С

 

5

С

2

1

Д

 

2

Д

 

3

А

 

4

А

 

5

А

3

1

  Д

 

2

В

 

3

В

 

4

Д

 

5

А

4

1

В

 

2

Д

 

3

В

 

4

Е

 

5

   С


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурно-свободный  тест на интеллект (СFIT):

 

Инструкция:                                                                                                       Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.

Каждая часть содержит графические задачи, которые объединяются в четыре группы (отдельные тесты).

В каждой группе заданий (в каждом отдельном тесте) задачи расположены в порядке возрастания  их сложности. Возможно, что никому не удастся правильно решить все задачи. Но старайтесь всегда решить как можно больше. Если Вы не уверены в правильности своего решения, то лучше выбрать то решение, которое покажется Вам более вероятным, чем вообще не решить.

Все задачи имеют только одно правильное решение! На решение одной группы заданий отводится ограниченное время. Если Вы закончили раньше отведенного времени, то не мешайте, пожалуйста, другим, а перепроверьте свои решения еще раз.

Все ответы необходимо заносить на специальный бланк.

Нельзя ничего писать на этом тесте!

Ни в коем случае нельзя переворачивать страницу прежде, чем  Вас попросят об этом.

ЧАСТЬ I

Тест 1

В каждом ряду Вам необходимо выбрать из пяти фигур справа ту, которая наиболее подходит к трем фигурам слева.

Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую этой фигуре, на вашем бланке ответов.

Примеры.

В первом примере а  – правильное решение. Оно уже  вычеркнуто на бланке ответов.

На двух последующих  страницах Вы увидите 12 заданий, которые  Вам необходимо решить в соответствии с нашим примером.

Тест 1

 

Тест 1 (продолжение)

 
 Тест 2

В каждом ряду Вам необходимо выяснить какая из фигур в пяти квадратиках отличается от четырех  остальных, то есть не подходит к ним.

Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую  этой фигуре, на вашем бланке ответов.

Пример 1.

 

В первом примере правильное решение – d. Оно уже вычеркнуто на Вашем бланке ответов.

 

В этот раз Вам предстоит  решить таким же образом 14 заданий. Помните, что и на этот раз задания  расположены на двух страницах. Закончив одну, сразу же переходите следующей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 2

 

Тест 2 (продолжение)

 
Тест 3

В каждом задании выберите, пожалуйста, справа тот квадратик  с рисунком, который наиболее подходит на место пустого квадратика слева, чтобы дополнить общий рисунок.

Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую этой фигуре, на вашем бланке ответов.

Пример 1.

В первом примере правильное решение – с. Оно уже вычеркнуто на бланке ответов в тесте 3.

Примеры 2, 3.

В этот раз Вам предстоит  решить 12 заданий, которые расположены на двух следующих страницах.

 

Тест 3

 
Тест 3 (продолжение)

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 3

В каждом задании выберите, пожалуйста, справа тот. квадратик с  рисунком, который больше подходит на место пустого квадратика слева, чтобы дополнить общий рисунок.

Примеры 1, 2, 3.

В первом примере правильное решение – с. Оно уже вычеркнуто на бланке ответов в тесте 3.

На этот раз Вам  предстоит решить 12 заданий, которые  расположены на двух следующих страницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 3

 

 

Тест 3 (продолжение)

 

 

ЧАСТЬ I

Ключ к тесту

 

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

Пример 2.с

Пример 2.а

Пример 2.a

Пример 2.b

Пример 3. а

1. b

Пример 3. d

Пример 3.с

1. d

2. с

1. с

1. с

2. b

3. d

2. b

2. d

3. а

4. с

3. a

3. b

4. e

5. с

4. e

4. с

5. с

6. a

5. d

5. a

6. e

7. d

6. a

6. a

7. b

8. с

7. с

7. с

8. с

9. e

8. b

8. b

9. b

10. с

9. e

 

10. a

11. с

10. a

 

11. d

12. e

11. b

 

12.C

13. с

12. b

 
 

14. b

   

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника