Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:08, курсовая работа
Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке;
2. Рассмотреть структуру и содержание креативности;
3. Выявить факторы актуализации креативности младших школьников;
4. Провести исследование развития креативности у младших школьников;
5. Проинтерпретировать результаты эмпирического исследования;
6. Разработать практические рекомендации по развитию креативности у младших школьников.
Актуальность темы исследования. Талант и творчество личности в современных социально-экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Как выяснилось, интеллектуала с высоким уровнем развития творческих способностей не возможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями.
Творчески направленная личность более открыта для получения внешней информации, она переживает проблемы мира, как свои, её энергия не терпит смирения, ищет выход, пути решения.
Креативность – это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек – это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое.
Сейчас как раз то время, когда общество осознало это, и стремится развивать в человеке творческую нить. И ведь не зря современные руководители, работодатели, педагоги независимо от рода деятельности, требуют от своих коллег, сотрудников, учеников творческого подхода, находчивости, разносторонности, оригинального новаторства, иными словами креативности. И не зря именно сейчас на наших глазах идёт не просто развитие прогресса, а его стремительный бег. Только и успеваешь следить, как на страницах газет мелькают заголовки «новое изобретение», «решение проблемы найдено», «новейшие модели…» и т. п.
Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками (Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер,
А. Брушлинский, С. Гольдентрихт, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, О. Матюшкин, Я. Пономарев и др.) Результатом их многолетних исследований стали выводы, что творчество не является особым дарением для избранных, оно, наоборот, есть свойством, которая распределяется между всем человечеством в большей или меньшей мере, а творческое мышление начинает работать у любого нормального человека, если сама жизнь, практика наталкивают ее на какие-то трудности, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач.
Научные исследования настоящего имеют тенденцию к переходу от разработки общей теории творчества к нахождению путей обучения творческой деятельности. Но в самой проблеме обучения творчеству заложено внутреннее разногласие. Феномен творчества предусматривает создание качественно нового, которое раньше не существовало. Поэтому нельзя научить по тому, что не создано, но можно научить механизмам его создания, сформировать способности к творческой деятельности, ее движущие мотивы.
Психолого-педагогические исследования (Д. Богоявленская, [7]
Л. С. Выготский, А. Жуганов, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский,
Ю. Кулюткин, М. Лазарев, В. Лозовая, Р. Низамов, А. Петровский,
В. Смагин, О. Сущенко, П. Шевченко и др.) дают нам основание считать: определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая рассматривается как интегративная характеристика личности, в которой, с одной стороны, отображены новые глубокие образования в структуре личности (творческие потребности, мотивы, домогательство), а, со второй, - находят свое выражение качественные изменения в деятельности, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной.
Проблемам креативности посвящали свои труды такие отечественные психологи, как Д. Б. Богоявленская, Р. М. Грановская, В. Н. Дружинин,
Л. Б. Ермолаева-Томина, В. Н. Козленко, Я. А. Пономарев и другие. А также следующие зарубежные авторы: Дж. Гилфорд, Е. Торранс, К. Тейлор,
М. Боден, Э. Дебоно и другие.
Однако многие основополагающие проблемы креативности, как то, ее природа, факторы влияющие на креативность, компоненты остаются мало освещенными.
Чтобы формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель-воспитатель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности как системы качеств, чтобы уметь формировать такие качества у своих учеников. Этим и обоснована актуальность выбранной темы: «Психолого-педагогические условия развития креативного мышления у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучениее психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
Объект исследования: процесс развития мышления у младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития креативности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования включала в себя следующие основные предположения:
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Теоретической основой исследования стали труды отечественных психологов Д. Б. Богоявленской, Р. М. Грановской, В. Н. Дружинина,
Л. Б. Ермолаевой-Томиной, В. Н. Козленко, Я. А. Пономарева и других. А также следующих зарубежныех авторов: Дж. Гилфорда, Е. Торранса,
К. Тейлора, М. Бодена, Э. Дебоно и других.
Методологической основой исследования явились: принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, концептуальные положения теории креативности.
Методы исследования:
В качестве основных и дополнительных методов использовались:
Методики исследования:
База исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие учащиеся 3-их классов основной общеобразовательной школы № 8,
г. Старый Оскол. Они же выступили в качестве экспериментальной группы.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе практических психологов при проведении психологического исследования младших школьников. Материалы работы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности, в социально-культурной деятельности при организации мероприятий, разработке сценариев.
Структура исследования курсовой работы, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 42 наименований. Приложений. Содержатся 2 таблицы и 4 рисунка.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, гипотеза, изложены цель и задачи, методы исследования и этапы работы, эмпирическая база исследования, теоретическое и практическое значение исследования.
В перовой главе «Теоретические и методологические аспекты исследования креативности» анализируются проблемы креативнсти в современной психолого-педагогической науке, структуируются компоненты креативности, а также факторы актуализации креативности.
Во второй главе «Эмпирическое исследование креативного мышления младших школьников» описаны организация и проведение методологического исследования младших школьников, анализ результатов и их интерпретация, а также даны практические рекомендации по развитию креативного мышления младших школьников..
В заключении обобщаются результаты проделанной работы, доказывающие гипотезу исследования.
Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.
Л.С. Выготский рассматривает
личность как интегрированное
Л.С. Выготский исследуя психологию творчества, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным настроением ума или чувства.[13]
С.Л. Рубинштейн [29]понимает творчество как деятельность «созидающую нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.».
Я. А. Пономарев [27]отмечает, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний в той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых невозможно подлинное творчество.
Я. А. Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей – закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. Системный фактор здесь – способность действовать «в уме» (СДУ), определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Основная особенность центрального звена психологического механизма творчества – единство интуитивного и логического. Функция интуитивного (бессознательного) – созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) – его выявление.
Со способностью к творчеству, по мнению Я. А. Пономарева, сопряжены два личностных качества – интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к «побочным» продуктам деятельности. То есть суть креативности представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность (сензитивность) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только целесообразные результаты, проходя мимо новизны.
Таким образом, теория творчества Я. А. Пономарева[27] позволяет выделить следующие важные качества, способствующие процессу творчества, а значит, и становлению креативности человека.
Психологическая гибкость позволяет легко взаимодействовать рациональному и интуитивному аспектам психики человека, что дает возможность реализации целостности психологического механизма творчества.
Сила творческой мотивации поддерживает упорство человека по поиску нового в достаточно неопределенной, то есть психологически фрустрирующей ситуации. Эта мотивация удерживает человека от поспешного выхода из творческой ситуации или ухода в зону конкретности, определенности.
Широта и глубина осознания человеком многообразных предметных, социокультурных и других контекстов позволяет ему опознать «побочные» инновационные продукты своего творческого поиска.
Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:
Креативность – это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.
Информация о работе Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника