Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:08, курсовая работа
Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке;
2. Рассмотреть структуру и содержание креативности;
3. Выявить факторы актуализации креативности младших школьников;
4. Провести исследование развития креативности у младших школьников;
5. Проинтерпретировать результаты эмпирического исследования;
6. Разработать практические рекомендации по развитию креативности у младших школьников.
Необходимость учитывать в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага. Вот почему так важно целенаправленно творчески развивать младшего школьника.
Взяв за основу объект, предмет, гипотезу исследования, можно сделать вывод о том, что по результатам проведенного исследования выяснилось, что на развитие креативности оказывают влияние две группы взаимообусловленных факторов: внешних и внутренних. Первые обусловлены наличием взаимосвязи креативности как свойства личности со средой, а также воздействием индивидуальных особенностей людей, с которыми индивид вступает в контакт. Вторые обусловлены потребностями, интересами, индивидуально-психологическими особенностями личности.
Существует зависимость
между параметрами креативности
и индивидуально-
Наше исследование показало, что развитию креативности способствуют: нестандартные задачи; комбинаторные задания; задания на сообразительность, логику, с элементами исследования; эвристические задачи; проблемные ситуации; задания творческого характера.
Вне зависимости от применяемой системы значительная роль в творческом развитии младших школьников принадлежит учителю. Поэтому даже самые полные и эффективные методы лишь инструмент в его руках. Только умело, используя их можно добиться высокого результата. В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей.
Результаты настоящей работы подтверждают правильность гипотезы исследования. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении личностных факторов, оптимизирующих процесс развития креативности младшего школьника.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Д.Б. Богоявленская/ М.: Наука; Смысл, 2000.
Д.Б. Богоявленская/М.: ИЦ «Академия», 2002.
Л.И. Божкович/ М., 1988.
10. Бостоногова, Л. Творческие задания для детей 6 лет.// Начальная школа – 2001– №4. – С.22
11. Винокурова, Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей./Н.К. Винокурова/ – М.: ИМПЭТО, 1995.- 96 с.
Л.С. Выготский/ – М., 1956.
14. Грановская, Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии./
Р.М. Грановская/ – М.: Генезис,2002. – 573 с.
Р.М. Дзанагова/ /Начальная школа – 2001. – №6. – С.17 – 19.
В.Н. Дружинин/ – М., 1996.
Я.А. Пономарев / М.: Педагогика, 1976.
А.В. Хуторской/ СПБ: Питер, 2001. – 544 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методики диагностики
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)
Инструкция:
Раздайте испытуемым бланки ответов (они должны лежать первой, страницей вверх). Если вы готовы к проведению теста, скажите: «Каждый из вас получил бланки ответов. На этих бланках вы найдете множество картинок. Слушайте меня внимательно и делайте в ваших бланках ответов то, что я вам буду говорить, найдите первую страницу». Покажите детям, как они должны открыть страницу и проконтролируйте, все ли дети сделали так, как надо.
Перед ними должна быть открыта страница «1В». Покажите детям картинки, расскажите, как отмечать овал под картинкой с ответом, который они выберут. Нарисуйте на доске овал и зачеркните его одной чертой. «Внимание. В каждом ряду зачеркивать овал одной чертой можно только один раз. Если кто-то по ошибке зачеркнул неправильно, то нужно четко перечеркнуть данный овал второй чертой. У вас получится крестик и затем сделать другой выбор. Кто еще не понял, что нужно делать, скажите мне, я объясню все еще раз».
Указание на способ исправления ошибок важно еще и потому, что зачеркивание одной чертой двух и более овал в одном и том же задании расценивается как неправильный ответ даже в том случае, если среди этих выборов есть правильно сделанный.
СУБТЕСТ 1
Пример А:
«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните овал одной чертой под картинкой с, изображением ботинка (Пауза. Повторить). Вот так. Сделайте это точно так, как я показываю!» Покажите детям на доске, как они должны это сделать.
Пример В:
«Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изображением яблока. (Пауза. Повторить). Вот так, правильно!» Дайте проделать это каждому ребенку. Помогите детям, которым нужны дополнительные разъяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать!
С этого момента начинается тест. Отводите достаточно времени На выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда все дети закончили предыдущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.
«Посмотрите на задание 1. Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением мальчика (Повторить.)».
«Посмотрите на задание 2. Зачеркните овал под картинкой с изображением общественного транспорта (Повторить.)».
«В задании 3 зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением машины на гусеницах (Повторить.)».
«В задании 4 зачеркните овал под картинкой того, кто активен(Повторить.)».
«В задании 5 зачеркните овал одной чертой под картинкой, где нарисована статуя (Повторить.)».
СУБТЕСТ 2
После небольшой паузы скажите «Переверните страницу». Убедитесь, что все дети открыли страницу «2В».
Пример А:
«Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением самого маленького дерева». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы каждый зачеркнул одной чертой соответствующий овал;
Пример В:
«Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением самой большой кучи песка! Проследите, чтобы ребенок зачеркнул нужный овал;
«А теперь посмотрите на задание 1 (пауза), где изображены девочка, мальчик и дерево. Зачеркните овал одной чертой под картинкой, где девочка больше, чем мальчику но меньше, чем дерево». (Пауза. Повторить).
Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.
«Посмотрите на задание 2, (Пауза). Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением самой спелой кукурузы ( Повторить.)».
«Посмотрите на задание 3. (Пауза). Посмотрите картинки в этом ряду, где изображены мальчики. Потом посмотрите на
картинку, где изображены забор и ящики. (Пауза). Все мальчики хотят встать на ящики так, чтобы иметь возможность заглянуть за забор одновременно. Найдите ящик, на который должен встать самый высокий мальчик. (Повторить.) Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением этого ящика»,
«В задании 4 зачеркните овал под картпинкой мяча средней величены (Повторить.)».
«В задании 5 зачеркните овал под картинкой электропровода, который провисает меньше, чем самый провисший, но больше, чем
все остальные (Повторить.)».
СУБТЕСТ 3
«А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу «ЗВ». Убедитесь, что у всех открыта стр.3.
Пример А:
«Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки — это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните овал одной чертой под изображением коньков». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы все дети зачеркнули нужный овал.
Информация о работе Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника