Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке;
2. Рассмотреть структуру и содержание креативности;
3. Выявить факторы актуализации креативности младших школьников;
4. Провести исследование развития креативности у младших школьников;
5. Проинтерпретировать результаты эмпирического исследования;
6. Разработать практические рекомендации по развитию креативности у младших школьников.

Файлы: 1 файл

ппц.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Необходимость учитывать  в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал  креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага. Вот почему так важно целенаправленно творчески развивать младшего школьника.

Взяв за основу объект, предмет, гипотезу исследования, можно  сделать вывод о том, что по результатам проведенного исследования выяснилось, что на развитие креативности оказывают влияние две группы взаимообусловленных факторов: внешних и внутренних. Первые обусловлены наличием взаимосвязи креативности как свойства личности со средой, а также воздействием индивидуальных особенностей людей, с которыми индивид вступает в контакт. Вторые обусловлены потребностями, интересами, индивидуально-психологическими особенностями личности.

Существует зависимость  между параметрами креативности и индивидуально-психологическими особенностями личности, влияющими  на ее развитие. Процесс развития креативности личности может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия и обучения.

Наше исследование показало, что развитию креативности способствуют: нестандартные задачи; комбинаторные задания; задания на сообразительность, логику, с элементами исследования; эвристические задачи; проблемные ситуации; задания творческого характера.

Вне зависимости от применяемой  системы значительная роль в творческом развитии младших школьников принадлежит учителю. Поэтому даже самые полные и эффективные методы лишь инструмент в его руках. Только умело, используя их можно добиться высокого результата. В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей.

Результаты настоящей  работы подтверждают правильность гипотезы исследования. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении личностных факторов, оптимизирующих процесс развития креативности младшего школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности./Г.С. Альтшуллер/ Минск: Беларусь, 1994.
  2. Асмолов, А. Г. Психология личности. /А.Г. Асмолов/М., 1990.
  3. Асмолов, А. Г.Личность /А.Г. Асмолов.А. В. Петровский. / Педагогическая энциклопедия. М., 1993.
  4. Базылевич, Т. Ф./Введение в психологию индивидуальности./ Т.Ф. Базылевич/М., 1993.
  5. Библер, В.С. Мышление, как творчество/ В.С. Библер/М., 1975.-148 с.
  6. Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. №5.
  7. Богоявленская, Д.Б.Вчера и сегодня психологии творчества /

Д.Б. Богоявленская/ М.: Наука; Смысл, 2000.

  1. Богоявленская,Д.Б. Психология творческих способностей./

Д.Б. Богоявленская/М.: ИЦ «Академия», 2002.

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте./

 Л.И. Божкович/ М., 1988.

 10. Бостоногова, Л. Творческие задания для детей 6 лет.// Начальная школа – 2001– №4. – С.22

11. Винокурова, Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей./Н.К. Винокурова/ – М.: ИМПЭТО, 1995.- 96 с.

  1. Вишнякова, В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения./В.Ф. Вишнякова/ – Минск, 1995.
  2. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования./

Л.С. Выготский/ – М., 1956.

14. Грановская, Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии./

Р.М. Грановская/ – М.: Генезис,2002. – 573 с.

  1. Дзанагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. /

Р.М. Дзанагова/ /Начальная школа – 2001. – №6. – С.17 – 19.

  1. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей./

В.Н. Дружинин/ – М., 1996.

  1. Ермолаева-Томина, Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. – М., 1990. С. 117-130.
  2. Козленко, В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. – М., 1990. С. 131-148.
  3. Комова, О.Н. Развитие творческих способностей слабоуспевающих учеников. // Начальная школа – 2002. – №8. – С.9-12.
  4. Некрасова, О.А. Прием поиска логических основ условий поиска математических задач в составе творческой деятельности учащихся. //Начальная школа плюс До и После. – 2003. – №7. – С.39-42.
  5. Некрасова, О.А. Роль критериальных задач в формировании приемов эвристической деятельности у младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2004 – №7. – С.24-30.
  6. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей. // Начальная школа-2001. – №10 – С.12-13.
  7. Одаренные дети: пер. с англ. //общ. Ред. Бурменского и Слуцкого. – М., 1991.
  8. Паршина, С.В. Творчество – источник доброты, истины и красоты. // Начальная школа: плюс - минус. – 2002. – №2. – С.3-8.
  9. Пичурин, С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №3. – С.51-53.
  10. Психология личности. Хрестоматия в 2-х т. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004.
  11. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика /

Я.А. Пономарев / М.: Педагогика, 1976.

  1. Роджерс, К. Творчество как усиление себя.// Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С.31
  2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии./С.Л. Рубинштейн/ СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 650 с.
  3. Савкуева, В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №7. – С.5.
  4. Саламатова, Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математике. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №9. – С. 47-48.
  5. Сергеева, В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального обучения (курс лекций)./В.П. Сергеева/ М.: Граф - Пресс, 2002. – 144 с.
  6. Сергеева, О.В. Развитие творческих способностей младших школьников через факультативные занятия. // Начальная школа плюс До и После. – 2003. – №7. – С. 63-66.
  7. Тихонова, Н.Б./Обучение составления эвристических алгоритмов как способ развития творческих способностей младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №9. – С. 16-20.
  8. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство./Е.Е. Туник/ СПб., 1998.
  9. Федорова З.А. Как я развиваю творческие способности детей. // Начальная школа – 2002. – №3. – С. 61-63.
  10. Фрейд З. Психоаналитические этюды / Составление Д. И. Донского/М.: «Попурри», 1997. – 608 с.
  11. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов/

А.В. Хуторской/ СПБ: Питер, 2001. – 544 с.

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. изд./ Л. Хьелл, Д. Зиглер/ СПб.: Питер, 2003. – 608 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  2. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности./Н.И. Шевандрин/ М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 512 с.: ил.
  3. Шипулина, И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа: плюс - минус.  –2002. – №8. – С. 68-69.
  4. Яковлев, В.Я./ Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Методики диагностики

 

Методика экспресс-диагностики  интеллектуальных способностей (МЭДИС)

 

Инструкция:

Раздайте испытуемым бланки ответов (они должны лежать первой, страницей вверх). Если вы готовы к  проведению теста, скажите: «Каждый из вас получил бланки ответов. На этих бланках вы найдете множество картинок. Слушайте меня внимательно и делайте в ваших бланках ответов то, что я вам буду говорить, найдите первую страницу». Покажите детям, как они должны открыть страницу и проконтролируйте, все ли дети сделали так, как надо.

Перед ними должна быть открыта  страница «1В». Покажите детям картинки, расскажите, как отмечать овал под  картинкой с ответом, который  они выберут. Нарисуйте на доске  овал и зачеркните его одной чертой. «Внимание. В каждом ряду зачеркивать овал одной чертой можно только один раз. Если кто-то по ошибке зачеркнул неправильно, то нужно четко перечеркнуть данный овал второй чертой. У вас получится крестик и затем сделать другой выбор. Кто еще не понял, что нужно делать, скажите мне, я объясню все еще раз».

Указание на способ исправления  ошибок важно еще и потому, что  зачеркивание одной чертой двух и  более овал в одном и том  же задании расценивается как  неправильный ответ даже в том  случае, если среди этих выборов  есть правильно сделанный.

СУБТЕСТ 1

Пример А:

«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните овал одной чертой под  картинкой с, изображением ботинка (Пауза. Повторить). Вот так. Сделайте это точно так, как я показываю!» Покажите детям на доске, как они должны это сделать.

Пример  В:

«Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изображением яблока. (Пауза. Повторить). Вот так, правильно!» Дайте проделать это каждому ребенку. Помогите детям, которым нужны дополнительные разъяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать!

С этого момента начинается тест. Отводите достаточно времени На выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда все дети закончили предыдущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.

«Посмотрите на задание 1. Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением мальчика (Повторить.)».

«Посмотрите на задание 2. Зачеркните овал под картинкой с изображением общественного транспорта (Повторить.)».

«В задании 3 зачеркните овал одной чертой под  картинкой с изображением машины на гусеницах (Повторить.)».

«В задании 4 зачеркните овал под картинкой того, кто активен(Повторить.)».

«В задании 5 зачеркните овал одной чертой под  картинкой, где нарисована статуя (Повторить.)».

СУБТЕСТ 2

После небольшой паузы  скажите «Переверните страницу». Убедитесь, что все дети открыли страницу «2В».

Пример А:    

«Теперь попробуем  сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением самого маленького дерева». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы каждый зачеркнул одной чертой соответствующий овал;

Пример В:

«Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением самой большой кучи песка! Проследите, чтобы ребенок зачеркнул нужный овал;

«А теперь посмотрите на задание 1 (пауза), где изображены девочка, мальчик и дерево. Зачеркните овал одной чертой под картинкой, где девочка больше, чем мальчику но меньше, чем дерево». (Пауза. Повторить).

Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени  на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда  они справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задание 2, (Пауза). Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением   самой   спелой   кукурузы ( Повторить.)».

«Посмотрите на задание 3. (Пауза). Посмотрите картинки в этом   ряду,    где   изображены   мальчики.    Потом   посмотрите   на

картинку, где изображены забор и ящики. (Пауза). Все мальчики хотят встать на ящики так, чтобы иметь возможность заглянуть за забор одновременно. Найдите ящик, на который должен встать самый высокий мальчик. (Повторить.) Зачеркните овал одной чертой под картинкой с изображением этого ящика»,


«В задании 4 зачеркните овал под картпинкой мяча средней величены (Повторить.)».

«В задании 5 зачеркните овал под картинкой  электропровода, который провисает меньше, чем самый провисший, но больше, чем

все остальные (Повторить.)».

СУБТЕСТ 3

«А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу «ЗВ». Убедитесь, что у всех открыта стр.3.

Пример А:

«Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки — это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните овал одной чертой под изображением коньков». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы все дети зачеркнули нужный овал.

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника