Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке;
2. Рассмотреть структуру и содержание креативности;
3. Выявить факторы актуализации креативности младших школьников;
4. Провести исследование развития креативности у младших школьников;
5. Проинтерпретировать результаты эмпирического исследования;
6. Разработать практические рекомендации по развитию креативности у младших школьников.

Файлы: 1 файл

ппц.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

По полученным данным была составлена диаграмма:

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По рис.1 видно, что  основная часть класса, а именно 57% учащихся, в сумме набрали по 11-13 баллов, что указывает на средний  уровень развития интеллектуальных способностей.

33% учащихся в сумме  дали 15-18 правильных ответов, что  указывает на высокий уровень развития интеллектуальных способностей. На высокий уровень общей осведомленности и словарного запаса, на понимание количественных и качественных соотношений, на высокий уровень развития логического мышления и математических способностей.

У 3% испытуемых выполнение заданий вызвало некоторые затруднения. В сумме ими дано 9-10 правильных ответов, что свидетельствует о недостаточном уровне интеллектуального развития детей данного возраста и об их недостаточной подготовке к школьному обучению.

У большей части испытуемых затруднения, в основном, вызывали задания на выявление математических способностей, а также на выявления уровня развития логического мышления.

Культурно-свободный  тест на интеллект (CFIT) (Приложение 2) выявил следующие результаты:

 Сложив суммы баллов обеих частей мы получили результат являющийся сырым баллом, который перевели в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм.

Средняя норма IQ находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него – об отставании в умственном развитии.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По рис.2 видно, что 80% испытуемых набрали от 90 до 108 баллов, а следовательно  имеют уровень IQ соответствующий показателям нормы.

20% учащихся показали  низкий уровень интеллекта, набрав в сумме от 77 до 89 баллов, что может свидетельствовать об отставании в умственном развитии.

Показателей выше среднего уровня, свидетельствующих об одаренности, выявлено не было.

 

      1. Методика работы по развитию креативности

 

Работа по развитию креативности должна проводиться комплексно, целостно как самим ребенком, с его семьей, так и с педагогами.

Рассмотрим первый этап опытно-экспериментальной работы. Как  было уже отмечено, первый этап информационно-просветительская работа представляет разработку и проведение лекций с педагогами.

Информационно-просветительская работа с педагогами представляет собой 2 лекции, которые были прочитаны  на педагогических совещаниях.

Лекция 1

Младший школьник как  субъект творческой деятельности. Критерии и показатели развития креативности у младших школьников.

Лекция 2

Выявление творческих способностей младших школьников.

Лекция 3

Методика развития креативности младших школьников.

Второй этап представляет собой ряд упражнений, который  рассчитан на 9 занятий по 1 часу, каждое. Итого – 9 часов групповой работы. Далее подробно  представлены упражнения.

1. Упражнения  на развитие логики:

1.Все ли  утверждения логичны?

Время проведения: 10 мин

1. Все металлы проводят  электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед  - араб.

3. Некоторые капиталистические  страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая  страна. Следовательно, Япония - член  НАТО.

4. Все выпускники медицинского  института получают диплом. Иванов получил диплом. Следовательно, Иванов - выпускник медицинского института.

5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный Всадник» - сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный Всадник» нельзя прочитать за одну ночь.

6. Лица, занимающиеся  мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. И.1. мошенничеством не занимался. Следовательно, И.1. не привлечён к уголовной ответственности.

7. Все студенты высшей  школы изучают логику. И.2 изучает логику. Следовательно, И.2 - слушатель высшей школы.

8. Некоторые студенты института - бывшие военнослужащие. И.3. - студент института. Следовательно, И.3. - бывший военнослужащий.

9. Все колхозы Киевской  области выполнили план хлебопоставок. Колхоз «Восход» не является колхозом Киевской области. Следовательно, колхоз «Восход» не выполнил план хлебопоставок.

10. Некоторые работники  2-го управления - юристы. Фомин - юрист.  Следовательно, он работник 2-го  управления.

11. Все граждане Украины  имеют право на труд. Иванов - гражданин Украины. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

12. Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото - куётся.

13. Все коренные жители  Конго - негры. Мухаммед - негр. Следовательно,  Мухаммед - житель Конго.

14. Все студенты Киевского  университета изучают историю Украины. Н. изучает историю Украины. Следовательно, Н.- студент Киевского университета.

15. Когда идёт дождь,  крыши домов мокрые. Крыши домов  мокрые. Следовательно, идёт дождь.16. Некоторые капиталисты стремятся  к развязыванию войны. Н. Рассел - капиталист. Следовательно, Н. Рассел стремится к развязыванию войны.

17. Все студенты 3-го  курса выполнили курсовую работу. В. выполнил курсовую работу. Следовательно,  В. - студент 3-го курса.

18. Все демократы выступают  против войны. И.4 выступает против войны. Следовательно, И.4 - демократ.

19. Некоторые капиталистические  страны входят в состав Общего  рынка. Австрия - капиталистическая  страна. Следовательно, Австрия входит  в состав Общего рынка.

20. Все ученики класса - отличники. И.5 - отличник. Следовательно, И.5 - ученик этого класса.

2. Лишние слова

Время проведения: 3 мин

Возьмем слова:

1) воробей, дрозд,  иволга, орел;

2) токарь, грузчик,  землекоп, артист, плотник; 

3) подсолнух,  одуванчик, сливочное масло, перегной, солнце.

4)сумка, саквояж, кейс, носилки, портфель;

5)самолет, телега, автобус, паровоз, такси. 

6)рука, нос, палец,  яблоко, голова.

Какие слова  лишние в этих рядах?

3.Поиск аналогий

Время проведения: 10 мин

Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. К примеру, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.

Задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

По итогам проведенной  работы были выявлены следующие результаты.

К положительным результатам  следует отнести следующее:

- т.к. работа велась  индивидуально, удалось пообщаться  и поработать с каждым испытуемым лично.

- ребята шли на контакт,  принимали активное участие в  ходе проведения упражнений.                                                                                                        Часть проблем, возникших в  ходе работы была разрешена в процессе ведения группы часть так и не нашла полного решения.                                       Контрольная диагностика проводилась с помощью тех же самых методик (методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); теста предложенного Гудинаф-Харрисом и культурно-свободный тест на интеллект Р. Кэттела).

 По результатам  экспресс-диагностики интеллектуальных  способностей (МЭДИС) нами были  выявлены следующие результаты.

Для сопоставления, полученные данные были составлены диаграммы отраженные на рис. 4.

По данному рисунку видно, что  после проведения опытно-экспериментального  исследования процентное соотношение  несколько изменилось.

93% испытуемых удачно  справились с тестом и показали  высокие результаты, набрав, набрав в сумме от 14 до 19 баллов. Продемонстрировали

высокий уровень логического  мышления, математических способностей и понимания количественных и  качественных соотношений.

7% испытуемых, в число  которых входят ребята показавшие  при первичной диагностике низкий уровень интеллекта, набрали 13 правильных ответов, что

характеризует их с лучшей стороны и стимулирует к действию.

Полученные результаты по диагностике интеллекта при помощи теста предложенного Р.Кэттелом приведены на рис.5.

По данному рисунку  можно отметить следующие факты. При первичной диагностике испытуемые показали не слишком высокие результаты, 20% испытуемых продемонстрировали уровень  ниже среднего. Результаты проведения опытно-экспериментального исследования выявили следующие показатели:

24% испытуемых показали  уровень развития IQ выше среднего, набрав 112-135 баллов.

73% по-прежнему имеют уровень IQ соответствующий показателям нормы, улучшив свой результат на 5-10 правильных ответов.

3% испытуемых по-прежнему демонстрируют уровень IQ ниже среднего, что дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воспитание подрастающего  поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.

Важнейшим элементом  культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая  в современном мире расценивается  как личностная способность к  творчеству.

На сегодняшний день существует множество подходов к  определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило  бы всех исследователей.

 Некоторые определения  креативности были сформулированы  в терминах продукта, результата деятельности; другие – в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем креативность как  комплексно-интегративное свойство, своеобразную творческую активность личности, проявляющуюся в преобразовании действительности и имеющую гуманистическую направленность. При этом, проявление творческой направленности личности возможны в любых сферах деятельности, а результат творчества может выражаться в различных ситуациях, средствах, способах деятельности, эмоциях и чувствах человека.

Дж. Гилфорд выделил  основные параметры креативности:

- беглость – способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;

- гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;

- оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;

- разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи.

А также он выделил: любознательность – повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других; способность совершенствовать объект, добавляя детали; способность к обнаружению и постановке проблем; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу и некоторые другие. Все эти факторы, объединенные им в понятии «дивергентное мышление», отражают познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное тривиальное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще только должна быть определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути решения.

Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: «когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях».

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника