Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:08, курсовая работа
Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке;
2. Рассмотреть структуру и содержание креативности;
3. Выявить факторы актуализации креативности младших школьников;
4. Провести исследование развития креативности у младших школьников;
5. Проинтерпретировать результаты эмпирического исследования;
6. Разработать практические рекомендации по развитию креативности у младших школьников.
По полученным данным была составлена диаграмма:
По рис.1 видно, что основная часть класса, а именно 57% учащихся, в сумме набрали по 11-13 баллов, что указывает на средний уровень развития интеллектуальных способностей.
33% учащихся в сумме дали 15-18 правильных ответов, что указывает на высокий уровень развития интеллектуальных способностей. На высокий уровень общей осведомленности и словарного запаса, на понимание количественных и качественных соотношений, на высокий уровень развития логического мышления и математических способностей.
У 3% испытуемых выполнение заданий вызвало некоторые затруднения. В сумме ими дано 9-10 правильных ответов, что свидетельствует о недостаточном уровне интеллектуального развития детей данного возраста и об их недостаточной подготовке к школьному обучению.
У большей части испытуемых затруднения, в основном, вызывали задания на выявление математических способностей, а также на выявления уровня развития логического мышления.
Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) (Приложение 2) выявил следующие результаты:
Сложив суммы баллов обеих частей мы получили результат являющийся сырым баллом, который перевели в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм.
Средняя норма IQ находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него – об отставании в умственном развитии.
По рис.2 видно, что 80% испытуемых набрали от 90 до 108 баллов, а следовательно имеют уровень IQ соответствующий показателям нормы.
20% учащихся показали низкий уровень интеллекта, набрав в сумме от 77 до 89 баллов, что может свидетельствовать об отставании в умственном развитии.
Показателей выше среднего уровня, свидетельствующих об одаренности, выявлено не было.
Работа по развитию креативности должна проводиться комплексно, целостно как самим ребенком, с его семьей, так и с педагогами.
Рассмотрим первый этап
опытно-экспериментальной
Информационно-просветительская работа с педагогами представляет собой 2 лекции, которые были прочитаны на педагогических совещаниях.
Лекция 1
Младший школьник как субъект творческой деятельности. Критерии и показатели развития креативности у младших школьников.
Лекция 2
Выявление творческих способностей младших школьников.
Лекция 3
Методика развития креативности младших школьников.
Второй этап представляет собой ряд упражнений, который рассчитан на 9 занятий по 1 часу, каждое. Итого – 9 часов групповой работы. Далее подробно представлены упражнения.
1. Упражнения на развитие логики:
1.Все ли утверждения логичны?
Время проведения: 10 мин
1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2. Все арабы смуглы.
Ахмед смугл. Следовательно,
3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО.
4. Все выпускники медицинского института получают диплом. Иванов получил диплом. Следовательно, Иванов - выпускник медицинского института.
5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный Всадник» - сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный Всадник» нельзя прочитать за одну ночь.
6. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. И.1. мошенничеством не занимался. Следовательно, И.1. не привлечён к уголовной ответственности.
7. Все студенты высшей школы изучают логику. И.2 изучает логику. Следовательно, И.2 - слушатель высшей школы.
8. Некоторые студенты института - бывшие военнослужащие. И.3. - студент института. Следовательно, И.3. - бывший военнослужащий.
9. Все колхозы Киевской области выполнили план хлебопоставок. Колхоз «Восход» не является колхозом Киевской области. Следовательно, колхоз «Восход» не выполнил план хлебопоставок.
10. Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин - юрист. Следовательно, он работник 2-го управления.
11. Все граждане Украины имеют право на труд. Иванов - гражданин Украины. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
12. Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото - куётся.
13. Все коренные жители Конго - негры. Мухаммед - негр. Следовательно, Мухаммед - житель Конго.
14. Все студенты Киевского университета изучают историю Украины. Н. изучает историю Украины. Следовательно, Н.- студент Киевского университета.
15. Когда идёт дождь,
крыши домов мокрые. Крыши домов
мокрые. Следовательно, идёт дождь.16.
Некоторые капиталисты
17. Все студенты 3-го
курса выполнили курсовую
18. Все демократы выступают против войны. И.4 выступает против войны. Следовательно, И.4 - демократ.
19. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия - капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.
20. Все ученики класса - отличники. И.5 - отличник. Следовательно, И.5 - ученик этого класса.
2. Лишние слова
Время проведения: 3 мин
Возьмем слова:
1) воробей, дрозд, иволга, орел;
2) токарь, грузчик, землекоп, артист, плотник;
3) подсолнух,
одуванчик, сливочное масло,
4)сумка, саквояж, кейс, носилки, портфель;
5)самолет, телега, автобус, паровоз, такси.
6)рука, нос, палец, яблоко, голова.
Какие слова лишние в этих рядах?
Время проведения: 10 мин
Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. К примеру, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.
Задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
По итогам проведенной работы были выявлены следующие результаты.
К положительным результатам следует отнести следующее:
- т.к. работа велась
индивидуально, удалось
- ребята шли на контакт,
принимали активное участие в
ходе проведения упражнений.
По результатам
экспресс-диагностики
Для сопоставления, полученные данные были составлены диаграммы отраженные на рис. 4.
По данному рисунку видно, что после проведения опытно-экспериментального исследования процентное соотношение несколько изменилось.
93% испытуемых удачно
справились с тестом и
высокий уровень логического мышления, математических способностей и понимания количественных и качественных соотношений.
7% испытуемых, в число
которых входят ребята
характеризует их с лучшей
стороны и стимулирует к
Полученные результаты по диагностике интеллекта при помощи теста предложенного Р.Кэттелом приведены на рис.5.
По данному рисунку
можно отметить следующие факты.
При первичной диагностике
24% испытуемых показали уровень развития IQ выше среднего, набрав 112-135 баллов.
73% по-прежнему имеют уровень IQ соответствующий показателям нормы, улучшив свой результат на 5-10 правильных ответов.
3% испытуемых по-прежнему демонстрируют уровень IQ ниже среднего, что дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.
Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.
На сегодняшний день
существует множество подходов к
определению природы
Некоторые определения
креативности были
В рамках нашего исследования
мы рассматриваем креативность как
комплексно-интегративное
Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:
- беглость – способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;
- гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;
- оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;
- разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи.
А также он выделил: любознательность – повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других; способность совершенствовать объект, добавляя детали; способность к обнаружению и постановке проблем; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу и некоторые другие. Все эти факторы, объединенные им в понятии «дивергентное мышление», отражают познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное тривиальное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще только должна быть определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути решения.
Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: «когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях».
Информация о работе Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника