Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке;
2. Рассмотреть структуру и содержание креативности;
3. Выявить факторы актуализации креативности младших школьников;
4. Провести исследование развития креативности у младших школьников;
5. Проинтерпретировать результаты эмпирического исследования;
6. Разработать практические рекомендации по развитию креативности у младших школьников.

Файлы: 1 файл

ппц.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Творческий  потенциал – это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».

В. А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности.

Таким образом, творческая активность понимается В. А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью.

Д. Б. Богоявленская[7] также определяет креативность как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности.

В эмпирических исследованиях  проявления творческой активности 

(Л. Б. Ермолаева-Томина[17]) была выявлена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и провокации на самостоятельность решения.

При попытке выделить «креативогенные» черты характера, сравнивая две группы с высоким  и низким уровнями творческой активности, оказалось, что первая группа показала значительно более высокую вариативность и неповторимость в сочетании индивидуальных личностных качеств, чем вторая. При исследовании когнитивных процессов обеих групп испытуемых была выявлена более высокая перцептивная активность у лиц с более высокой творческой активностью.

Оптимальным для развития творческого мышления являются, с  одной стороны, конкретность и полнота  восприятия, а с другой – видение  возможных трансформаций объекта  и внесение творческого начала в  сам акт восприятия. В результате комплексных исследований не удалось выявить «генеральный» фактор, определяющий степень творческой активности.1

Таким образом, проявление творческой активности человека не связано  с социальными условиями его  воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.

 

1.2 Структура   и содержание креативности

 

Креативность тесно связана как с любопытством и исследовательским поведением, так и с поиском новых ощущений – желанием сделать что-то новое и разнообразить свою деятельность.

Одни авторы утверждают, что ее следует определять как способность к решению задач. Другие авторы считают, что креативность – черта личности. Согласно этому определению, часть людей обладает ею, а другая – нет. Третьи предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи . Но оно исключает из ряда креативных тех людей, которые, хотя сами не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт. Некоторые авторы считают, что в определение необходимо включить способность распознавать креативные идеи.

 

1.2.1 Биологический компонент  креативности

 

Исследователи полагают, что креативность связана с активностью префронтальной коры правого полушария, которая ответственна за нашу способность к целостному видению и к манипулированию образами. Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем возрасте дети любят прикреплять голову одного животного к туловищу другого или лапы одного к другому. Дети часто рисуют не для того, чтобы запечатлеть реальность, а, пытаясь выяснить, что получится, если по-новому скомпоновать известные предметы.

Креативность связана и с  позитивным аффектом. Предполагается, что его причиной является повышение  уровня дофамина, усиливающего в поясной  извилине когнитивную гибкость и  облегчающего выбор различных когнитивных  позиций. Это позволяет человеку взглянуть на ситуацию с различных точек зрения .

 

1.2.2 Когнитивный компонент креативности

 

Эдвард Дебоно посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в наличии имеется всего лишь один элемент.

Проблема, по утверждению Дебоно, заключается в том, что если мы рассматриваем элементы только как часть чего-то общего, нам трудно составить их каким-то новым, оригинальным способом.

Эллен Лэнгер рассуждает примерно так же, когда объясняет недостаток креативности. Она утверждает, что наши действия становятся привычными, автоматическими и неосознанными, а поведение – бессознательным, неосмысленным. Как и Дебоно, она признает адаптивную роль выполнения действий, когда нет активного размышления о них. Это также  позволяет нашему уму сосредоточится на других задачах. Однако обратной стороной глубоко укоренившихся привычек оказывается то, что они начинают управлять нашим поведением.

Э. Лэнгер убеждена, что человек может вести себя осмысленно по собственной воле. В этом она согласна с  Э. Дебоно, считающим, что люди могут научится быть креативными. Для этого им нужна мотивация, а также комплекс приемов, помогающих отыскать новые альтернативы. По мнению Лэнгер, это означает приобретение способности находить неизвестные различия и создавать новые категории. Согласно Дебоно, так возникает способность находить новые сочетания элементов или рассматривать их с неожиданных точек зрения.

По мнению В. К. Козленко, [18] в мышлении креативных личностей преобладают, такие составляющие креативности как беглость, гибкость и оригинальность. На креативность благоприятно действуют такие факторы, как радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение к независимости, нарушению порядка, снятие чувства страха, фрустрации. Креативность – одна из ведущих жизненных потребностей личности в преобразовании действительности.

М. Боден выделил малую  и большую креативность. Малая  или «личностная» креативность относится  к обыденной жизни и к обычным  ситуациям. Большая или «историческая» креативность наоборот имеет дело с достижениями, которые оказали большое влияние на культуру и общество, например, творческие достижения Моцарта и Эйнштейна.

Представители гуманистической  психологии: А. Адлер предлагал рассматривать  креативность Я в свободе выбора между альтернативными жизненными стилями и целями. Хотя цели могут инициироваться наследственностью и культурными факторами, в конечном счете, цель возникает все же благодаря креативной силе индивидуальности.1

А. Маслоу считал, что благодаря  самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность. Благодаря эпизодам самоактуализации личность становится более открытой обществу, совершенной и спонтанной, юмористичной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Креативность является одной из важных характеристик самоактуализации. Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено в любой задаче жизни. Согласно ему креативность – качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды.

А. Маслоу считает, что  интеллектуальная одаренность выступает  в качестве необходимого, но недостаточного условия для проявления креативности. Главную роль в детерминации креативного  поведения, по мнению А. Маслоу, играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений.

Представители психоанализа: К. Г. Юнг полагал, что в основе творчества лежит процесс индивидуализации, то есть постепенного выделения индивидуального сознания из коллективного бессознательного.

Зигмунд Фрейд считал, что в основе креативности и одним  из источников художественного творчества лежит и является процесс сублимирования, при котором исключительно сильному сексуальному возбуждению, исходящему от источников сексуальности, открывается выход и применение в других областях, а именно в творчестве.

Э. Фромм трактует понятие  креативность, как способность удивляться и познавать, умение находить решение  в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Представители когнитивной  психологии: Е. Торренс под креативностью  понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в  знаниях, чуткость к дисгармонии.

Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта, выделил два  типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа – дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.

Дж. Гилфорд выделил  шесть параметров креативности:

  1. способность к обнаружению и постановке проблем;
  2. способность к генерированию большого числа идей;
  3. гибкость – способность к продуцированию различных идей;
  4. оригинальность – способность отвечать нестандартно;
  5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  6. способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Е. Торренс, изучая особенности  одаренных людей, показал, что они  чаще всего склонны к дивергентному  мышлению, так как быстрее решают задачи с множеством вариантов ответов.

Е. Торренс, автор «теории интеллектуального порога», считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности.

  При этом Е. Торренс предлагает «теорию интеллектуального порога», где говорится, что если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, а при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной.

Г. Айзенк и Д. Векслер [26]также разделяют эту точку зрения взаимосвязи уровня развития интеллекта и креативности.

Джон Гауэн рассматривает  креативность в связи с одаренностью. Он считает, что одной из сфер одаренности  является креативность.

При изучении общих творческих способностей выделяются три основных подхода к проблеме творческих способностей.

Первый состоит в  том, что как таковых творческих способностей не существует. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия  творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаун, А. Олах и др.). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных ситуациях.

Во втором подходе  к изучению творческих способностей рассматривается творческая способность (креативность) как самостоятельный  фактор, независимый от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Губер и  др.). В более мягком его варианте признается, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Третий подход к изучению творческих способностей состоит в  предположении, что высокий уровень  развития интеллекта предполагает высокий  уровень творческих способностей, и наоборот, а творческого процесса как специфической формы психической активности нет

(Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг  и др.). [26]

М. Рорбах исследует креативность на материале творческого мышления, которое, по его словам, «само собой создает благоприятные условия для собственной реализации, открывает свои собственные пути и кует свои инструменты для материального воплощения». То есть, он подчеркивает возможность самозарождающейся мотивации, самовозникновения, саморазвития новых психологических качеств человека. Но еще более важным М. Рорбах считает взаимодействие человека со «всеобщим контекстом завершенных и завершаемых мыслей», в котором он находится, от своего рода диалога с объективно существующими вне человека структурами, от его позиции в этом диалоге: «…личность способна творчески мыслить только тогда, когда она готова к диалогу с глобальными факторами, в которые она погружена. Вне этого диалога не может быть продуктивного творческого акта». Итак, позиция человека по отношению к окружающей реальности важнее любых его качеств.

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника