Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке;
2. Рассмотреть структуру и содержание креативности;
3. Выявить факторы актуализации креативности младших школьников;
4. Провести исследование развития креативности у младших школьников;
5. Проинтерпретировать результаты эмпирического исследования;
6. Разработать практические рекомендации по развитию креативности у младших школьников.

Файлы: 1 файл

ппц.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Еще более разнообразно понимание мотивации, лежащей в  основе творческого поведения. Для  иллюстрации приведем некоторые  взгляды. В качестве источника творчества А. Адлер выделяет компенсацию комплекса недостаточности, К. Юнг – проявление архетипов коллективного бессознательного, Р. Ассаджиоли – стремление к «идеальному Я», А. Маслоу – потребность в самоактуализации, Г. Олпорт – мотивацию личностного роста.

И. Мейерсон трактует творческую личность как квинтэссенцию высших свойств личности, постоянной и важнейшей потребностью которой является побуждение выразить собственную концепцию окружающего мира и свою концепцию человека. С его точки зрения, ведущие мотивы творческой деятельности человек приобретает извне – из самых разнообразных продуктов творчества предшествующих поколений, из культурного опыта человечества.

Исходя из исследований в области психологии творчества, в творческой активности человека выделяются два аспекта: операциональный (креативность, творческие способности и т.д.) и ценностный (жизненная позиция, социальная ответственность и т.д.), причем второй аспект имеет решающее значение для творческого поведения. Утверждается высокая роль мировоззрения человека в становлении его как творца: «Если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод об особом типе личности – «Человек творческий».

Таким образом, креативность – это  обширная характеристика личности, которая  на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным  восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление развивающееся и соответственно с ней развивается креативность.

 

1.3. Факторы актуализации креативности

Определение учащегося главной действующей  фигурой учебно-воспитательного  процесса, реализация проблем творческого  развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося.

В науке и до сих  пор оспаривается проблема, можно ли научиться творчеству, творческому мышлению. И опыт работы экспериментальных школ, лицеев знает возможность твердо ответить на этот вопрос. Главная цель этих учебных заведений – преодоление отчуждения учащегося от окружающего и дать возможность ему самому активно осваивать его. Только в процессе самостоятельной деятельности у ребенка могут быть сформированы навыки непрерывного интеллектуального саморазвития.

Прейдя в школу, дети должны углубляться в атмосферу  творчества, поиска нового.

Создание такой атмосферы – дело сложное, но необходимое. В литературе можно найти разные понятия: «педагогическая среда познания», «среда продуктивного познания», «среда обучения». Мы будем считать, что – эта среда взаимодействия информационного, психологического, познавательного, педагогического. Благодаря сбалансированности функций того, кто учит и того, кто учится, и создаются комфортные условия для творческого развития ребенка.

«Стартовой площадкой» успешного обучения и формулирования творческой личности, является наличие трех составляющих интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего-то принципиально нового:

1) высокого уровня  сформулированности элементарных  познавательных процессов;

2) высокого уровня  активного мышления;

3)высокого уровня организованности и целенаправленности познавательных процессов.

Этого можно достичь  с помощью внутреннего плана  действий: планирования, анализа, рефлексии.

Учитель, воспитатель  должен направлять развитие ребенка  по направлениям:

а) ребенок познает, воспринимает и усваивает окружающее;

б) ребенок влияет на окружающее;

в) ребенок приобретает  способность к ориентации и саморегуляции, у него формируется личностный подход к явлениям, среде, поведению, а знания стают практически направленными. При этом учитель должен воспитывать культ знания, применяя широкую информированность, потому что развитие личности рождает независимость, свободомыслие.

Учитель должен сам овладеть моделью продуктивного познания и внедрять ее в своей деятельности, позднее ее можно внести в основу развития творческого потенциала учащегося. При этом учитель должен освоить содержание и значение каждого звена, модели, потому, что за этим алгоритмом должно идти познание:

а) познание – знакомство с идеей, проблемой;

б) восприятие – сопоставление  нового со своим опытом, переработка  информации;

в) усвоение – сопоставление  собственного опыта с опытом окружающих, установление причинно-следственных связей, рассмотрение существующих средств, методов, желание усовершенствовать то, что уже имеется;

г) влияние – выбор  средств, методов нового действия, реализация, сравнение результатов личностного  влияния.

Важным для учителя является овладение умениями все время учащегося ставить в такие условия, чтобы он самостоятельно мог принимать решения. В центре внимания педагогов должен быть не средний учащийся, а каждый школьник как личность в своей уникальности. Обучение должно ориентироваться на учащегося, который сознательно относится ко всяким средствам познания.

Исследователи доказали, что в определенных условиях люди, раньше никак не проявляющие  свои творческие силы, внезапно обнаруживают их . Например, если они знают, что от них ждут именно этого, у них повышаются показатели дивергентного мышления.

Накопленные материалы говорят  о повышении научной продуктивности в условиях, когда организационный  климат обеспечивает физическую поддержку  креативным действиям и поощряет их независимость. Это подтверждают и другие результаты исследований: поддержка и признание креативных начинаний, особенно на первых этапах реализации проекта, способствует инновациям. Целый ряд данных показывает, что ликвидация факторов, препятствующих творческим проявлениям, например неоправданной приверженности привычкам и традиции, а также поощрение творческих заделов может превратить в креативную личность практически любого человека.

В ходе изучения теоретических источников мы пришли к следующим выводам.

Существует, по крайней мере, три  причины того, почему человек занимается творчеством: удовлетворить потребность в новой и разнообразной стимуляции, улучшить способности передавать свои идеи и ценности, разрешать проблемы. Множество определений креативности, данных разными учеными, помогают понять ее суть.

Э. Дебоно считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного, результат чего – сопротивление формированию новых паттернов. Также и Ленгер утверждает, что многие действия становятся автоматическими (привычными), и мы перестаем осмысливать свое поведение. Как и Дебоно, она говорит об адаптивной способности совершать действия, не думая о них. [26]

Ряд исследователей пришли к выводу, что люди, будучи потенциально творческими, подавляют свои действия, потому что  они противоречат принятым или традиционным представлениям. Идея о потенциально творческом настрое всех согласуется с тем фактом, что в определенных условиях не отличающиеся креативностью люди неожиданно демонстрируют способность к творчеству.

К личностным особенностям, связанным с креативностью, относят интеллектуальные и художественные способности, широта интересов, предпочтение сложности, энергичность, увлеченность работой и заинтересованность в достижении высоких результатов (мотив успеха), независимость суждений, автономия, уверенность в себе, толерантность к неопределенности, готовность разрешить конфликт, креативный Я-образ, открытость новому опыту и новым точкам зрения.

Можно утверждать, что, получая удовольствие от творчества, человек усваивает  определенные ориентации по отношению к миру и к самому себе – представления и установки, которые развивают креативность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

    1.  Организация и методологическое исследование  развития креативности у младших школьников

 

Чтобы диагностировать  и систематически формировать творческую личность, необходимо знать ее особенности, творческие черты ее характера. Ученые-исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности:

- смелость мысли, склонность  к риску;

- фантазия;

- проблемное видение;

- умение мыслить;

- способность находить  противоречие;

- умение переносить  знания и опыт в новую ситуацию;

- независимость;

- альтернативность;

- гибкость мышления;

- способность к самоуправлению.

О.Кульчицкая выделяет еще  такие особенности творческой личности:

- возникновение направленного  интереса к определенной области  знания, еще в детские годы;

- высокая трудоспособность;

- подчинение творчества  духовной мотивации;

- стойкость, упёртость;

- увлечение работой.

В.Моляко считает одной  из основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе.

Некоторые педагоги выделяют, такие черты творческой личности, как целостность воспринятого, сближение  понятий, способность к предусмотрительности (логичность, творчество, критичность представления), движение речи, готовность к риску, склонность к игре, интуиция и подсознательная обработка информации и др.

Творческие способности  личности – это синтез ее особенности  и черт характера, которые характеризуют ступень их соответствия требованиям, определенного вида, учебно-творческой деятельности и которые обуславливают уровень результативности этой деятельности.

Наивысшими потребностями  творческой личности А. Маслоу считает: любопытность, необходимость в осмыслении окружающего, эстетическая потребность в красоте, симметрии, порядке и простоте.

Творческие элементы сами по себе не гарантируют творческих способностей. Для их достижения необходим и двигатель, который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимые желания и воля, необходимая «мотивационная основа».

Относительно учебно-творческой деятельности в психолого-педагогической науке выделены такие показатели творческой личности:

1. Мотивация – творческая  активность и направленность личности.

2. Интеллектуально-логические  способности – (умение анализировать,  абстрагировать, устанавливать родовой  признак и видовое отличие,  делать выводы, доказывать).

3. Интеллектуально-эвристические,  интуитивные способности, (умение вызвать гипотезу, способность фантазировать, отображать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами задачи, видеть противоречия и проблемы, способность к переносу знаний, умений в новую ситуацию, отказываться от навязчивой идеи, критичность мышления).

4. Мировоззренческие  особенности личности.

5. Моральные качества, которые выделяют успешной учебно-творческой  деятельности.

6. Эстетические качества.

7. Коммуникативно-творческие  способности.

8. Способности к самоуправлению  личности своей учебно-творческой деятельностью.

Интеллектуально-логические способности учащихся выявляются в:

1. Умении анализировать.  Критериями оценки анализа являются  правильность, полнота, глубина.

2. Способности выделять  существенное общее и отстраняться  от не существенного (абстрагирование). Критерием оценки является логичность, правильность, глубина суждений и выводов.

3. Умении описывать  явления, процессы, логически связно, полно и правильно выражать  мысли. Критерием оценки этого  умения является полнота, глубина, логичность.

4. Способности формулировать  правильное определение объекта,  устанавливать родовые признаки и видовые отличия. Критерием оценки этой способности – сжатость, правильность сформулированного определения.

5. Способности пояснять, что свидетельствует об интеллектуально-логическом умении аргументировано разъяснять и раскрывать сущность вопроса, проблемы, способа ее решения. Критерием оценки является полнота, аргументированность суждений.

6.Способности доказывать, обосновывать. Критерием – аргументированность и овладение процедурами доказательства.

Интеллектуально-эвристические способности личности включают:

1. Способности генерировать  идеи, выдвигать гипотезы, которые  характеризуют интеллектуально-эвристические  особенности личности в условиях ограниченной информации, прогнозировать решение творческих задач, интеллектуально предвидеть и выдвигать оригинальные подходы, стратегии, методы их решения. Критерием является количество гипотез, их оригинальность, новизна, эффективность для решения творческой задачи.

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития креативности младшего школьника