Психология сервисной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:58, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Сервис как деятельность и как потребность.
Лекция 2. Сущность и содержание сервисной деятельности. Структура сервисной деятельности.
Лекция 3 . Потребности и мотивы личности как источники и цели сервисной деятельности.
...
Лекция 7. Моделирование производственного поведения в организации

Файлы: 1 файл

LektsiiPsServDeyatMoi.docx

— 198.07 Кб (Скачать файл)

в) Консультирование (юридические  консультации по поводу возникающих  претензий и компенсаций, психологическое  консультирование и поддержка позитивной самооценки, оказание помощи в вопросе  о возможностях и вакансиях рынка  труда.

 

7.Организация обучения персонала

    • Обучение персонала – целенаправленный процесс передачи профессиональных знаний, умений и навыков;
    • Повышение квалификации – обучение с целью усовершенствования профессиональных знаний, умений и навыков;
    • Переподготовка – обучение с целью освоения  новых профессиональных знаний, умений и навыков;
    • Организация системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала на предприятии (определение потребности в обучении персонала, составление планов повышения квалификации и переподготовки персонала, реализация учебных программ, оценка процесса обучения и аттестация обучаемых).

8. Аттестация персонала – один из видов комплексной оценки персонала, целью которой является выявление соответствия работников занимаемой должности, распределение работников по различным категориям и уровням оплаты труда и подтверждение права осуществления работником определенного вида деятельности.

 

9.Планирование и управление карьерой

   Карьера – это последовательность  профессиональных ролей, статусов  и видов деятельности в жизни  человека. Карьера в организации  может реализовываться в трех  направлениях: 1) вертикальное –  должностной рост; 2) горизонтальное  – перемещение в другую функциональную (профессиональную) область деятельности; 3) центростремительное – движение  к ядру, к руководству организации.

   Планирование и управление  карьерой сотрудника со стороны  организации предполагает:

    • обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его способностей и потребностей;
    • обеспечение открытости процесса управления карьерой;
    • устранение карьерных «тупиков», которые лишают сотрудников возможности развития;
    • повышение качества планирования карьеры;
    • изучение карьерного потенциала сотрудников;
    • определение и обеспечение путей карьерного роста сотрудников в соответствии с адекватностью и обоснованностью оценки их карьерного потенциала.
  1. Аутплейсмент – работа с сотрудниками, покидающими организацию в результате реорганизации предприятия, увольнения в связи с сокращением штатов (система мер по оказанию правовой и психологической поддержки и реальной помощи в поиске новой работы и трудоустройстве).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 7. Моделирование  производственного поведения в  организации 

 

   Моделирование производственного  поведения предполагает установление набора компетенций (портрета), необходимых для выполнения производственных функций.

   Компетенция – способность  сотрудника воспроизводить определенный  тип поведения, эффективный для  целей организации.

   Основой выступают личные  качества работника, определяющие  его тип поведения в рабочих  ситуациях (например, гибкость позволяет  успешно адаптироваться в новых  ситуациях, инициативность –  внедрять новые подходы).

   Обладание компетенцией  предполагает: 1) знания  (осознание  специфики собственной деятельности); 2) соответствие данному типу деятельности (умение реализовывать знания  в практической деятельности); 3) мотивация (побудительные силы  к выполнению данной деятельности, выражающиеся как в «прочувствовании»  профессиональной роли, так и  в осознанном достижении результата  с целью получить необходимые  моральные и материальные поощрения).

   В современной управленческой  психологии ведущая роль отводится  усилению мотивации работников.

   Сегодня выделяют несколько  главных компетенций современного  работника:

  1. Ориентация на изменения (работа в условиях, где все подвержено динамичному развитию, а потому пересмотру многих устоявшихся требований);
  2. Стремление к совершенствованию своего труда (овладение профессиональным мастерством  как развитие индивидуальной креативности);
  3. Эффективное взаимодействие и сотрудничество с сотрудниками других подразделов (организация – единый организм);
  4. Ориентация на потребности заказчика (клиента) – потребителя продукции (оценка деятельности с точки зрения полезности для заказчика (клиента));
  5. Ориентация на создание конечного продукта, - удовлетворяющего требованиям своей индивидуальной оценки как Мастера и Художника.

   Задача моделирования производственного  поведения (или управления имеющимися  в организации человеческими  ресурсами) – обеспечение организации  необходимым количеством персонала,  который способен показывать  требуемое поведение, выполняя  свои функции.

   Эффективность  работника  определяется:

    • потенциалом, с которым работник приходит в организацию;
    • физическими возможностями работника;
    • его профессиональными навыками;
    • оценкой со стороны администрации и сотрудников.

Факторы, влияющие на мотивацию работника : а) вознаграждение; б) оценка (со стороны  других); в) профессиональное и личностное развитие; г) организационная культура и традиции.

Таким образом, модель поведения работника  в организации определяется:

    • личностными характеристиками;
    • контекстом ситуации (т.е. внешними и внутренними условиями жизнедеятельности организации – политическими, идеологическими, экономическими, социально-культурными, социально-психологическими);
    • личностными целями (интересами, потребностями, идеалами).

К.Левин вывел формулу модели поведения человека в организации:

 

                       С = Р х  Е, где

 

С – поведение человека в данной среде;

Р – личность индивида как определенное сочетание биологических, психологических  и духовных свойств, определяющих его  способность адаптироваться к условиям среды;

Е – внутренняя и внешняя среда, т.е. система факторов, которые характеризуют  группы внутри организации и саму организацию в определенном обществе.

 

 Этапы управления  персоналом в организации

 

Этапы управления персоналом в организации представляют собой:

  1. Подбор и расстановку кадров;
  2. Обучение и развитие кадров;
  3. Оценку участия каждого в достижении общих целей;
  4. Вознаграждение (поощрение) сотрудников.

 

Методы подбора кадров:

    • Система отбора может включать в себя следующие методы:
    • Собеседование;
    • Психологическое тестирование (цель которого – либо выявить технические навыки в соответствии с требованиями профессии, либо – определить психологические качества, необходимые для выполнения данной профессиональной роли);
    • Деловые игры;
    • Разбор практических ситуаций;
    • Испытательный срок

 

    • Перенос акцента с биографии кандидата  на анализ компетенций (составление портрета компетенций как инструмента выявления профессиональной пригодности):
    • Для составления портрета компетенций (т.е. способностей сотрудника воспроизводить определенный тип поведения, эффективный для достижения целей организации) привлекаются эксперты по отбору кадров. В роли экспертов могут выступать социальные психологи, помогающие руководителям в поиске кандидатур и тестировании. В наше время получают развитие так называемые «рекрутские фирмы», специализирующиеся на помощи организациям в подборе персонала.
    • Установление испытательного срока.
    • Осуществление программ интеграции для сотрудников, принимаемых на работу ( изучение истории, философии компаний, наставничество, участие в тренингах и деловых (социально-ролевых) играх.

 

Обучение и развитие персонала

 

   Главное изменение  в этой области – это превращение  обучения в часть производственных  функций. Обучение персонала сегодня  крайне важно для фирмы (залог  успеха в конкурентной борьбе) и для самих сотрудников (иметь  качества, необходимые для приобретения  компетентности и привлекательные  для руководителя с целью успешного  карьерного роста). Профессиональное  обучение занимает второе место  по расходам компании после  заработной платы ( в крупных  компаниях).

   Задачи организации: 1) создание учебных центров, где  происходит обмен идеями, информацией; 2) для мелких фирм – открытие  компьютерных классов, библиотек  со специализированной литературой; 3) использование технических средств  обучения и самообучения.

 

   Методы профессионального  обучения:

    • инструктаж (на рабочих местах);
    • ротация (изменение должностей и организация обучения и самообучения в этом процессе);
    • наставничество;
    • лекции, семинары;
    • разбор практических ситуаций;
    • социально-ролевые методы (деловые и имитационно-моделирующие игры, социально-психологические тренинги),

 

Оценка персонала

 

Оценивается уровень компетентности сотрудника, которым он овладел в  течение определенного периода. Оцениваются наиболее значимые и  измеримые результаты работы сотрудника в контексте работы организации.

 

   Новые методы оценки:

    • оценка мнений коллег, руководителя, подчиненных (если работник сам является руководителем подразделения или отдела) и клиентов сотрудника (так называемая «всесторонняя оценка», или «оценка на 360 градусов»);
    • количественная оценка, которая предполагает: а) учет количественных показателей для оценки работника (объем продаж, процент дефектов и т.п.); б) пересмотр сроков оценки (год, полугодие) в пол<span class="Body_0020Text__Char" style=" font-size: 11pt;

Информация о работе Психология сервисной деятельности