Таким образом,
теория Z легла в основу концепции
социально-гуманитарного менеджмента
(Гневко, Яковлев, Шепель), который призван
развить идеи гуманистической психологии
о здоровых взаимоотношениях человека
и общества и максимальной самореализации
осуществляющего свои цели творческого
человека.
Лекция 6. Персонал – как
«внутренний клиент» сервисной
организации. Персонал-менеджмент в
организации
Человеческие ресурсы и их
роль в управлении организацией.
Ресурс – запасы, источники
или средства, используемые при
необходимости. Социальные ресурсы
– запасы творческой энергии
личности. Особенности социальных
ресурсов:
- они неисчерпаемы в плане
творчества;
- целиком возобновляемые ресурсы,
и в процессе использования
имеют тенденцию к увеличению;
- в отношении социальных ресурсов
критерий «достаточно – недостаточно»
является неоднозначным и неразработанным;
- социальные ресурсы обладают
не только большим разнообразием,
но и взаимозаменяемостью.
Человеческие ресурсы (ЧР)
– этим понятием характеризуется
вся социально активная часть
общества.
Специфика ЧР:
- Люди наделены интеллектом и их реакция на управление всегда эмоционально осмысленна;
- Люди способны к развитию своих способностей, качеств своей личности. В этом заключается источник повышения эффективности деятельности организации.
- Люди приходят в организацию со своими целями, поэтому важным показателем является удовлетворенность работника взаимодействием с организацией.
- Трудовая жизнь работника продолжается около тридцати-сорока лет. Часто в одной организации работник остается в течение долгого времени.
В социальных науках закрепился термин
«персонал».
Персоналом называют совокупность работающих.
В 20-30-е гг. ХХ в. перемены
в управлении ЧР были обусловлены
воздействием 3-х факторов:
- Появление НОТ (Ф.Тейлор и А.Файоль). Это позволило сфомировать универсальные методы управления. Появилась когорта людей, которые занимались изучением и оптимизацией рабочих методов.
- Развитие профсоюзного движения (заключение коллективных договоров между профсоюзами и работодателями).
- Активное вмешательство государства в отношения между работодателями и работниками (что нашло отражение в создании национальных систем социального страхования, компенсаций по безработице и т.д.).
В 50-е гг. ХХ в.
была создана «Концепция человеческих
отношений» (Мэйо, Роэзлинберг), основатели
которой считали, что социальное
управление должно основываться
не на интуитивных представлениях
о человеке, а на достижениях
научной психологии. Люди должны
осознавать свои цели и их
важность не только для себя,
но и для группы (организации,
страны). Осознание значимости своего
труда повышает самооценку человека,
мотивирует его к достижению
лучшего результата (данные Хоторнского
эксперимента).
Данная концепция положила
начало развитию идей о «человеке
в организации». Представители этой
школы разработали свой инструментарий
управления, который стал широко
использоваться на практике: человеческие
отношения; условия работы; отношения
«руководитель - подчиненные»; стиль
руководства; мотивация труда;
психологический климат в коллективе
и способы его улучшения.
С этой целью в программы
обучения руководителей была
включена социальная психология,
индустриальная психология, психология
управления, деловой этикет и
другие «человековедческие» дисциплины.
В 70-е гг. ХХ в.
в США, в 80-е гг. ХХ в. –
в Западной Европе – отделы
кадров превратились в отделы человеческих ресурсов.
Появились новые направления деятельности
– такие, как планирование и развитие
карьеры, внутриорганизационная коммуникация,
обогащение труда, привлечение работников
к участию в управлении. Акцент был сделан
на планировании ЧР.
Отделы ЧР активно занимались трудоустройством
и переобучением высвобожденных
в результате увольнений работников,
поддержанием морального духа оставшихся
в организации.
90-е гг. ХХ в. – рост
научно-технического прогресса,
глобализация рынков, усиление конкурентной
борьбы. Отсюда новые задачи в
управлении ЧР:
а) обеспечить соответствие уровня квалификации
сотрудников требованиям современной
экономики (в условиях, когда навыки
устаревают каждые 5 лет);
б) взять под контроль издержки
на рабочую силу;
в) усилить чувство принадлежности
к организации у сотрудников,
которым больше не требуется приходить
в офис, так как они могут
работать дома, общаясь с внешним
миром с помощью электронных
средств связи.
г) многонациональные корпорации ищут
способы сочетать размещение производства
в странах с дешевой рабочей
силой с обязательствами обеспечивать
занятость населения собственных
стран.
Методы реализации кадровой
политики
Современный подход к
управлению человеческими ресурсами
предполагает, что цель управления
заключается в достижении целей
организации при поддержании
атмосферы сотрудничества, соблюдении
законодательства.
Успех управления зависит
от следующих факторов:
- способности организации определить свои цели;
- умения определить, какие методы управления будут работать как мотивация.
В энциклопедии «Управление
человеческими ресурсами» (СПб,2002) приводится
структура видов деятельности
разного уровня в области управления
людьми в организации, включающая
философию, политику, программы,
процессы.
Философия
в отношении человеческих ресурсов
– выражается
в формулировках, определяющих ценности
и культуру предприятия. Философия в отношении
ЧР выражает, как следует обращаться с
людьми и ценить их.
Политика в отношении человеческих
ресурсов – выражается в виде общих
ценностей (ориентиров), устанавливает
ориентиры для действий по проблемам человеческих
отношений и программам по человеческим
ресурсам.
Программы по человеческим
ресурсам – сформулированы в виде
стратегии по развитию человеческих ресурсов,
координируют усилия по ускорению изменений
в сфере основных вопросов, связанных
с человеческими отношениями.
Практическая деятельность
в области человеческих ресурсов –
укомплектование штата, оценка и выплаты;
мотивирует требуемое ролевое поведение.
Процессы в области человеческих
ресурсов – предназначены для формулирования
и осуществления других видов деятельности;
определяют, как эти виды деятельности
осуществляются.
Кадровая политика организации
реализуется следующим образом.
- Определяются требования к кандидатам на должность.
- В соответствии с данными требованиями осуществляется набор персонала. Набор персонала – создание резерва работников для занятия вакансий.
Организация может использовать
внутренние и внешние источники
привлечения персонала. К внутренним
источникам относятся люди, работающие
в организации. Набор персонала
из внутренних источников осуществляется
следующим образом:
- внутренний конкурс;
- совмещение профессий;
- ротация – периодически проводимая смена выполняемых работником производственных функций;
Преимущества набора персонала
из внутренних источников:
- появление шансов для служебного роста;
- низкие затраты на привлечение кадров;
- сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в организации
- быстрое заполнение освободившейся штатной должности без длительной адаптации;
- «прозрачность» кадровой политики;
- возможность целенаправленного повышения квалификации персонала
- повышение мотивации
Недостатки набора персонала из
внутренних источников:
а) ограничение возможностей
для выбора кадров; б) возможность
появления напряженности и соперничества
в коллективе при появлении
нескольких претендентов; в) появление
панибратства, так как претендент
на должность руководителя вчера
был наравне с коллегами; г)
нежелание отказать сотруднику,
имеющему стаж работы в данной
организации; д) снижение уровня
активности других работников, претендовавших
на должность, но не получивших
ее.
Внешние источники набора
персонала: государственная служба
занятости, агентства по найму
персонала, участие в ярмарках
вакансий, объявления в прессе, по
радио и телевидению, на стендах
и рекламных щитах; поиск среди
выпускников учебных заведений
и т.д.
- Отбор и найм персонала.
Отбор персонала – это выбор
лиц, подлежащих найму из числа кандидатов.
Осуществляется на основании анализа
профессиональных и личностных качеств
претендентов. Методы отбора персонала:
- Выбор резюме;
- Оценка кандидатов (на основании предварительного собеседования; тестирования интеллекта, профессиональных знаний и навыков, свойств личности, интересов; проверки рекомендаций и наведению справок; диагностического собеседования)
- Окончательный выбор кандидата на должность;
- Процедура найма – затрагивает следующие вопросы: срок найма; уровень присвоенной квалификации; продолжительность испытательного срока; денежное вознаграждение; дополнительные условия контракта; подписание контракта.
4.Подбор и расстановку персонала.
Эти понятия включают в себя:
- распределение работников, принятых
в организацию, по рабочим местам
в зависимости от выполняемой
работы;
- философию и кадровую политику
организации;
- документы для подбора и
расстановки персонала: Кодекс
законов о труде, материалы
аттестационной комиссии; штатное
расписание и должностные инструкции;
Положение об оплате и стимулировании
труда; Положение о подборе
и расстановке кадров, личные
дела сотрудников.
В развитых странах используется профильный метод, суть которого
– в сопоставлении требований рабочего
места и качеств работника, позволяющем
сделать вывод о пригодности человека
к данной работе.
Оценка персонала осуществляется
разными способами:
- Оценка результатов труда (предполагает наличие показателей, относящихся к конечным результатам производства);
- Рейтинг (субъективная оценка каких-либо качеств);
- Метод парного сравнения (выявление наивысшей оценки по определенному показателю при сравнении сотрудников друг с другом);
- Описательный метод (описание достоинств и недостатков поведения работника по критериям: количественные и качественные характеристики работы);
- Анкетирование (в перечне стандартных позиций оценивающий отмечает те, которые, по его мнению, соответствуют личности оцениваемого).
5. Управление профориентацией
и адаптацией персонала
Профориентация – система
мер по профинформации, профконсультации,
профотбору и профадаптации, которая
помогает человеку выбирать профессию.
Под управлением профориентацией
можно понимать организацию взаимосвязанных
процессов формирования личности
работника, обладающего конкурентоспособными
качествами: профобучение, воспитание,
консультирование, отбор, подготовка
и адаптация работника.
Адаптация – активное
приспособление человека к новой
среде. Два направления адаптации:
первичная (при поступлении на
новое место работы) и вторичная
(освоение усложняющихся профессиональных
требований, приспособление к уже
сложившимся отношениям, нахождение
своей личной и профессиональной
ниши).
Четыре этапа адаптации:
1. Оценка уровня подготовленности
сотрудника;
2.Ориентация – практическое
знакомство нового сотрудника
со своими обязанностями и
требованиями со стороны организации;
3. Действенная адаптация – активное
участие сотрудника в различных
сферах;
- Функционирование – переход к стабильной работе.
6.Высвобождение персонала – комплекс
мероприятий по соблюдению правовых норм
и организационно-психологической поддержке
увольняемых сотрудников.
Работа с персоналом при
увольнении включает в себя
три направления:
- Увольнение работника (работников);
- Поддержка увольняемого работника;
- Работа с остающимся персоналом
Виды увольнений:
- По инициативе администрации (в следствие ликвидации предприятия, сокращении численности штата, несоответствии сотрудника выполняемой работе или занимаемой должности, неисполнения работником своих служебных обязанностей и т.д.);
- По инициативе работника – расторжение трудового договора по желанию сотрудника;
- По соглашению сторон;
- По истечению срока трудового договора;
- По требованию профсоюзного органа (увольнение руководящего работника в случае нарушения им законодательства о труде, обязательств по коллективному договору, проявления бюрократизма и волокиты);
- Выход на пенсию.
Этапы работы по высвобождению персонала:
а) Подготовительный (принятие решения
об увольнении, правовое обеспечение
данного решения, разработка системы
мероприятий по поддержке увольняемых);
б) Информирование сотрудника о предстоящем
увольнении;