Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:58, курс лекций
Лекция 1. Сервис как деятельность и как потребность.
Лекция 2. Сущность и содержание сервисной деятельности. Структура сервисной деятельности.
Лекция 3 . Потребности и мотивы личности как источники и цели сервисной деятельности.
...
Лекция 7. Моделирование производственного поведения в организации
Психология сервисной
Лекция 1. Сервис как деятельность и как потребность
Понятие «деятельность». Основные постулаты деятельностного подхода в психологической науке
Понятие деятельности является одним
из ведущих в социально-
По словам и Гегеля, и Маркса, «человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем сами «люди». Не отдельные индивиды создают и производят деятельность, а, наоборот, она сама «захватывает» их и заставляет вести себя определенным образом».
Деятельностный подход в психологической науке является одним из ведущих для изучения развития человеческой психики и сознания. В соответствии с этим подходом, деятельность представляет собой специфически человеческий способ отношения к миру – «предметную деятельность» (Маркс), т.е. процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, создавая тем самым себя как деятельностного субъекта. Именно преобразующей предметной деятельности (труду) человек обязан своим становлением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих характеристик. Деятельность выступает одной из предпосылок и одновременно условием антропогенеза, онтогенеза, субъектогенеза.
В процессе деятельности человек постигает природу любого предмета, с которым он взаимодействует, осваивает его, делает его мерой и сущностью своей активности.
В психологической литературе деятельность определяется как «специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека» (М.В.Гомезо, И.А.Домашенко) [11, c. 130]. М.С.Каган, В.А.Крутецкий и К.К.Платонов также понимали под деятельностью «целенаправленную активность». Благодаря своей целенаправленной активности человек преобразует самого себя и окружающий мир. Поэтому человеческая деятельность имеет творческий характер, благодаря которому человек выходит за пределы своей природной ограниченности и создает знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу, формы организации социальной жизни, материальную и духовную культуру.
Конечным результатом
Приведенную выше иерархию уровней «потребность – мотив – цель» ряд исследователей определяют как внутреннюю структуру деятельности (С.И.Розум, П.К.Анохин). К внешней структуре деятельности относятся действия и операции.
Мотивация личности является основным фактором, приводящим в движение все указанные уровни деятельности, «вызывающим к жизни» саму деятельность. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Потребности – это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).
Мотив, в отличие от мотивации, - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению конкретных действий.
Психологическая структура деятельности (с точки зрения ее субъекта). В контексте психологической структуры деятельности данные авторы рассматривают следующие элементы:
Способности – индивидуально-
Способ выполнения деятельности – «прием, действие метод, применяемый при исполнении какой-л. работы, при осуществлении чего-л.» (С.И.Ожегов). Способ выполнения деятельности зависит от ее вида и свойств личности.
Результат деятельности – это ее итог с точки зрения достижения намеченной цели.
По словам В.С.Саблина и С.П.Слаквы, современный подход к структурированию деятельности выглядит следующим образом:
Д: S – O – Ц – М – Сп - Ср – Р,
где Д – деятельность, S – субъект деятельности, О - объект деятельности, Ц – цель деятельности, М – мотив, Сп – способ, Ср – средство, Р – результат.
Лекция 2. Сущность и
содержание сервисной деятельности.
Структура сервисной
По определению С.В.Орлова, «сервис
– это особый вид человеческой
деятельности, который направлен
на удовлетворение
Поскольку сервисная деятельность осуществляется в системе «человек-человек», то она предполагает наличие субъект-субъектных отношений. Субъектами деятельности являются лицо, оказывающее сервис (сервисодатель), и потребитель (клиент). Они являются активными субъектами взаимодействия, оказывая взаимное влияние друг на друга.
Теперь
нам следует рассмотреть структ
Сервисная
деятельность базируется на трех основных
элементах (так называемых «3-х П»):
Продукт – Продвижение –
Продукт труда в сервисе выступает в виде услуги. Услуга имеет двоякую природу. С одной стороны, - вполне материальную, вещественную (как конкретный «продукт» конкретной деятельности, имеющий потребительскую стоимость и цену); и невещественную - эмоциональную, духовно-нравственную. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, услуга трактуется как «хозяйственные удобства, предоставляемые кому-либо» (характеризует производственную сторону услуг) и «действие, приносящее пользу другому» (характеризует нравственную сторону услуг). В.И.Даль рассматривает услугу с нравственных позиций: «услуга – самое дело, помощь, пособие или угождение. Оказать кому-либо услугу – сделать нужное, угодное». Таким образом, услуга воспринимается прежде всего эмоционально, в общении между людьми, принося некое удовольствие. В этом смысле можно утверждать, что общение сервисодателя с клиентом становится важнейшим средством его деятельности.
В.Н.Стаханов обращает внимание на то, что услуга определяется как «продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека».
Наличие
услуг как социально-общественного
института, формы взаимоотношений
людей, полезной деятельности, акта доброй
воли конкретного человека – становится
атрибутом человеческого
Продвижение – предполагает деятельность, направленную на привлечение клиентов к приобретению товаров (услуг) сервисной организации. Это предполагает организацию взаимодействия с клиентами еще до оказания услуг (продажи), во время оказания услуг (продажи) и после оказания услуг (продажи).
Сервис
«до продажи» заключается в активном
использовании маркетинговых коммуникаций:
поиске клиентов, способов выхода на клиентов,
удержании клиентов. К маркетинговым
коммуникациям относятся
Сервис «во время продажи» предполагает совокупность действий по обслуживанию клиента (или определенные технологии взаимодействия – последовательность действий (приемов) для достижения заданного результата): определение актуального состояния клиента, ответы на вопросы клиента, работа с возражениями клиента, проведение и завершение продажи.
Сервис «после продажи» предполагает наличие системы контроля за действиями сервисодателя и обратную связь с клиентом: работу с жалобами и рекламациями (если таковые возникли), опрос (анкетирование) клиентов по поводу качества обслуживания, по поводу того, насколько клиент доволен/не доволен товаром, предоставление гарантийных услуг (ремонта, возврата товара), формирование базы клиентов и поздравление их с праздниками, днем рождения, информирование о предоставляемых скидках, о новых товарах и т.д. (что, например, успешно делают такие фирмы, как «Yves Roshes», «Ford motors company»). Эти действия направлены на стабилизацию и удержание клиентов.
Потребителями товаров и услуг выступают абсолютно все представители социальной системы – всех социальных групп и страт. Все члены общества выступают потребителями товаров и услуг. «Потребители – это все мы», - такую характеристику этому понятию дал Дж. Ф. Кеннеди.
Потребитель выступает заявителем определенной потребности. «Потребность» трактуется как «нужда», «надобность». Д.Н.Узнадзе полагал, что потребность касается всего, что нужно для организма и чем он в данный момент не обладает.
Потребитель
– как представитель
Человек ← потребностные отношения → окружающий мир (ценности).
Задача
сервисодателя (субъекта, «агента»
сервисной деятельности) – определить
социально-психологический тип
Каждый этап осуществления сервисной деятельности (сервис до продажи, во время продажи и после продажи) предполагает использование своих технологий. Эти технологии до мельчайших действий и операций фиксируются в стандартах сервисной организации. Сегодня стандарты – один из самых важных документов организации, поскольку содержат рекомендации «на все случаи» и позволяют обучать деятельности новых сотрудников (экономя на тренингах).
Сервисная деятельность компании состоит из следующих компонентов (они определяют систему сервиса в компании):
Система сервиса в компании
Бизнес-стратегия включает:
-стратегию
продаж (анализ продукта (товаров
и услуг компании), анализ конкурентов,
определение конкурентного
- стратегию
сервиса (выбор модели
- сервис основных продаж ;
- сервис дополнительных продаж
II. Продажа:
- обслуживание клиента на всех стадиях продажи и после нее;
- ответы на вопросы клиента;
- работа с возражениями клиента
III. До и послепродажный сервис:
- описание видов действий;
- работа с рекламациями, жалобами;
- степень подготовленности сотрудников;
- технология обработки рекламаций
- способы позиционирования (рассылка,
торговые представители и т.п.)
- networking (принципы продвижения товаров и услуг);
- технология поиска клиента
(пассивная и активная
- способы выхода на клиента;
- удержание клиента (активные стратегии);
- технология стабилизации
- работа на выставках;
- работа с внешним видом офиса, магазинов, сотрудников компании;
- работа с опосредованной продукцией: прайс-листы, буклеты,
рекламные материалы;
- обучение персонала