Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.
Объект исследования: правосознание как психологическая категория личности.
Предмет исследования: связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.
Задачи исследования:
Обобщить основные подходы к понятию правосознание.
Определить психологические особенности лиц зрелого возраста.
Рассмотреть понятие девиантное поведение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте
1.1. Исследование правосознания в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………………………7
1.2. Психологические особенности зрелого возраста ………………………...18
1.3. Исследование склонности к девиантному поведению, его особенности в зрелом возрасте ………………………………………………………………….28
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте
2.1. Организация и методы исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте……………………………………38
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте…………………………………………………………………………………..43
2.3. Рекомендации профилактики склонности к девиантному поведению ....52
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

·   Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.

Место проведения: зал для проведения тренингов.

Форма проведения: групповые занятия, индивидуальные беседы. Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:

1.    Вводная часть (разминка).

2.    Основная часть (рабочая).

3.    Завершение.

Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на день. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются [57, c. 20].

На первом занятии вводная часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чем будет заключаться работа. Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения участников в работу, а также определения дальнейшего направления движения.

Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

-    принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

-    принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

-    принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью видеотехники, а также других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;

-    принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

-    принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;

-    принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников [24, c. 45].

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.

В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь [41, c. 43].

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга.  

 Программа занятий:

1-е занятие - «На старте», посвящено  знакомству и установлению контакта ведущего и группы, снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы.

2-е занятие – «В мире людей», посвящено дальнейшему сплочению  группы, повышению правовой и  коммуникативной грамотности участников, обучению навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

3-е занятие – «В море эмоций», посвящено расширению знания  участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, обучению навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.

4-е занятие – «В глубине  души», посвящено созданию условий  для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.

5-е занятие – «Прошлое, настоящее, будущее», посвящено созданию условий способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

6-е занятие «Финал», посвящено  подведению итогов, закреплению  достигнутых результатов, завершению групповой работы, выходу из контакта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

В нашем психодиагностическом обследовании приняли участие 60 испытуемых зрелого возраста от 25 до 40 лет), из которых 30 человек находятся в заключении в ФБУ ИК-9 (город Уфа) ГУФСИН России по Республике Башкортостан, 30 человек являются сотрудниками организации ООО «Мир». Проанализировав результаты исследования, мы пришли к следующим выводам.

Большинство опрошенных лиц зрелого возраста, находящийся в заключении, отличаются умеренно-агрессивным поведением. Миролюбивое поведение характеризует сотрудников организации «Мир». Обобщенный показатель агрессивности обеих групп на среднем уровне. Данные результаты можно рассматривать как норму поведения.

Поскольку в конфликтной ситуации большинство испытуемых использует более двух известных стратегий поведения (у заключенных) и одними из наиболее частых являются приспособление и компромисс (сотрудники организации), с одной стороны, это может говорить о гибкости в психологии и поведении испытуемых, а, с другой стороны, об их незрелости, инфантильности.

Исследуя особенности личности испытуемых, были получены неоднородные показатели. Однако можно сделать вывод о том, что больше половины испытуемых испытывают социальную дезадаптацию, что может объясняться нестабильностью развития современного общества.

Измеряя уровень правового сознания были также получены неоднородные показатели. Однако статистическому большинству сотрудников ООО «Мир» присущ правовой конформизм, основанный на знании современного законодательства, правомерном поведении, но на равнодушном отношении к праву, отсутствии интереса и нейтральной оценке его значимости. В то время как среди заключенных больше распространен правовой нигилизм, который является деформацией правосознания, так как возникает при незнании законов, негативном к ним отношении, противоправном поведении и крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений

Используя математический анализ, мы пришли к выводу, что не существует корреляционной связи между уровнем развития правосознания и агрессии, уровнем правосознания и свойств личности, которые могут привести к нарушению правосознания.

Однако была выявлена корреляционная связь между уровнем агрессии по методике А.Ассингера и правовым скептицизмом по методике Д.С.Безносова у лиц, находящихся в заключении (rs=0.388). Это говорит о том, что чем выше уровень агрессии, тем чаще у испытуемых проявляется правовой скептицизм.

Таким образом, поставленная гипотеза не нашла своего окончательного подтверждения, но полученные данные являются прекрасным дополнением в изучении правового сознания, агрессии, стратегии поведения в конфликтной ситуации и личностных характеристик лиц зрелого возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своей работе мы попытались рассмотреть вопрос взаимосвязи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте. Рассмотрение правового сознания в качестве предмета психологического исследования является в настоящее время актуальным.

Современное общество представляет собой очень сложную, взаимосвязанную систему, в которой право, и также правильное, позитивное отражение его в сознании каждого члена общества, является не просто важным, но и жизненно необходимым элементом для самого существования общества и его формы - государства. Поэтому многие ученые отдали много сил и времени на изучение правового сознания, его структуры и содержания, видов и проявлений.

Психолого-педагогические проблемы, связанные с правосознанием, представлены в работах Л.И.Божович, В.Б.Голицына, Л.М.Зюбина, К.Е.Игошева, И.С.Кона, В.Н.Кудрявцева, В.В.Лунева, Д.И.Фельдштейна, Л.Н.Фридман.

Поставив целью нашей работы  изучить связь правосознания и  склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте, нами были использованы методы теоретического анализа литературы, методы эмпирического исследования - стандартизированные психодиагностические методики: методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению», методика К.Томаса «Конфликтность», опросник мини-мульт (сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - СМОЛ), методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева, методика «Отношение к праву» Безносова Д.С. - и методы математической статистики для качественного анализа и содержательной интерпретации результатов.

В нашем психодиагностическом обследовании приняли участие 60 испытуемых зрелого возраста от 25 до 40 лет, из которых 30 человек находятся в заключении в ФБУ ИК-9 (город Уфа) ГУФСИН России по Республике Башкортостан, 30 человек являются сотрудниками организации ООО «Мир». Проанализировав результаты исследования, мы пришли к следующим выводам.

Большинство опрошенных лиц зрелого возраста, находящийся в заключении, отличаются умеренно-агрессивным поведением. Миролюбивое поведение характеризует сотрудников организации «Мир». Обобщенный показатель агрессивности обеих групп на среднем уровне. Данные результаты можно рассматривать как норму поведения.

Поскольку в конфликтной ситуации большинство испытуемых использует более двух известных стратегий поведения (у заключенных) и одними из наиболее частых являются приспособление и компромисс (сотрудники организации), с одной стороны, это может говорить о гибкости в психологии и поведении испытуемых, а, с другой стороны, об их незрелости, инфантильности.

Исследуя особенности личности испытуемых, были получены неоднородные показатели. Однако можно сделать вывод о том, что больше половины испытуемых испытывают социальную дезадаптацию, что может объясняться нестабильностью развития современного общества.

Измеряя уровень правового сознания были также получены неоднородные показатели. Однако статистическому большинству сотрудников ООО «Мир» присущ правовой конформизм, основанный на знании современного законодательства, правомерном поведении, но на равнодушном отношении к праву, отсутствии интереса и нейтральной оценке его значимости. В то время как среди заключенных больше распространен правовой нигилизм, который является деформацией правосознания, так как возникает при незнании законов, негативном к ним отношении, противоправном поведении и крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений

Используя математический анализ, мы пришли к выводу, что не существует корреляционной связи между уровнем развития правосознания и агрессии, уровнем правосознания и свойств личности, которые могут привести к нарушению правосознания.

Однако была выявлена корреляционная связь между уровнем агрессии по методике А.Ассингера и правовым скептицизмом по методике Д.С.Безносова у лиц, находящихся в заключении. Это говорит о том, что чем выше уровень агрессии, тем чаще у испытуемых проявляется правовой скептицизм.

Таким образом, поставленная гипотеза не нашла своего окончательного подтверждения, но полученные данные являются прекрасным дополнением в изучении правового сознания, агрессии, стратегии поведения в конфликтной ситуации и психологическом портрете лиц зрелого возраста.

   Наше исследование является попыткой внести свой вклад в решение вопроса о том, существует ли взаимосвязь между правосознанием и склонностью к девиантному поведению.

Направления возможного дальнейшего исследования видятся нам в разработке более полных и точных методик измерения правого сознания, создании новых методик на изучение различных форм девиантного поведения.

Информация о работе Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте