Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.
Объект исследования: правосознание как психологическая категория личности.
Предмет исследования: связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.
Задачи исследования:
Обобщить основные подходы к понятию правосознание.
Определить психологические особенности лиц зрелого возраста.
Рассмотреть понятие девиантное поведение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте
1.1. Исследование правосознания в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………………………7
1.2. Психологические особенности зрелого возраста ………………………...18
1.3. Исследование склонности к девиантному поведению, его особенности в зрелом возрасте ………………………………………………………………….28
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте
2.1. Организация и методы исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте……………………………………38
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте…………………………………………………………………………………..43
2.3. Рекомендации профилактики склонности к девиантному поведению ....52
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Обзор литературы показал то, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Агрессивность в личностных характеристиках человека формируется в основном как форма протеста против непонимания, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой человек не видит иного выхода, кроме драки. У людей разного возраста, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Полностью пресечь и подавить агрессию невозможно. Но можно хотя бы пытаться бороться с ней и предпринимать хоть какие-нибудь меры. Необходимо учить человека, начиная с самого раннего возраста навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умение находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Для этого необходимо в школах и других учебных учреждениях вводить кабинеты психологии, что, к сожалению, сегодня практикуется не везде. А там, где они есть, как то совершенствовать их. Проводить в рамках общественных учебных учреждений совместные мероприятия, развивающие и поучающие, ведь большую важность имеют навыки совместной работы. Закладывать изначально, еще с раннего возраста, в детях позитив, дружелюбие, искренность в общении, а также стремление и рвение помогать своим близким, родным и друзьям в любых, даже очень трудных ситуациях. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у подрастающего поколения принадлежит семье, родителям[10].

Мужчины и женщины также отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, — например, возможностью получить отпор со стороны жертвы.[21]

Мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольным путем.

Причины гендерных различий в становлении, протекании и демонстрации агрессии обусловлены как генетическими, так и социальными факторами. Некоторые данные свидетельствуют о том, что напористое или агрессивное поведение может действительно помогать мужчинам передавать свои гены последующему поколению. В связи с социальными детерминантами различия в агрессии могут порождаться противоположностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей различных полов.

Однако следует отметить, что некоторые данные наводят на мысль, что именно биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к многочисленным формам агрессии. Возможно, наиболее убедительным свидетельством в этом отношении является демонстрация наличия связи между уровнем тестостерона и проявлениями агрессивного характера.[22]

Доказано, что  у людей,  неиспытавших  материнской ласки, любви близких  в зрелом возрасте  из глубины памяти в зависимости от ситуации выплёскивается  невероятной силы  агрессия и они более подвержены психологической патологии (алкоголизму,  наркотической зависимости, суициду).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

Данная работа посвящена проблеме исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет определить правосознание как совокупность взглядов и идей, выражающих отношение к законности и правопорядку и их представления о том, что является правомерным или неправомерным. Правосознание является ориентировочной основой правозначимых действий. Оно, как правило, определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений. Вопросами изучения правосознания занимались  И.А.Ильин, Т.В.Есикова, В.Н.Кудрявцев, Н.М.Юрашевич и др.

Также нами было рассмотрено понятие девиантного поведения, которое можно определить как поступки, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. То есть, все действия, противоречащие традиционно принятым в том или ином обществе правилам поведения. К основным видам девиантного поведения относят агрессию, которая в дальнейшем стала предметом более пристального изучения.

По мнению большинства ученых под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Теме агрессии посвящены работы таких ученых как А.Басс, Э.Дюркгейм, А.Коэн, Ениколопов С.Н. и др.

В центре нашего внимания лица зрелого возраста. Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности. Если ситуация развития в зрелом возрасте неблагоприятная, могут появляться различные формы девиаций.

Вопрос исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте изучен мало и недостаточно. Наша работа является попыткой внести свой вклад в эту сферу исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте

2.1. Организация и методы исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте

Правосознание представляет важнейшую область педагогической психологии, так как оно оказывает влияние на восприятие права, перевод нормативных предписаний в социальное поведение. Как отмечают отечественные исследователи, правосознание – это особый вид интеллектуально-познавательной и практически-преобразующей деятельности индивидов и их групп, ядро которого образуют базовые когнитивные возможности, обусловливающие понимание того, что такое право, закон, власть и определяющие специфику анализа и оценки различных видов правового поведения (противоправного и правомерного) (А.А.Ганеева, 2008; А.И.Сорокина, 2008; А.Б.Фирстов, 2004) [11] .

Целью нашего исследования было изучить связь правосознания и  склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.

Наше исследование состояло из следующих этапов:

    1. подбор методик, направленных на выявление особенностей правосознания и уровни агрессивности у осужденных;
    2. проведение психодиагностического обследования с помощью компьютерной психодиагностической экспертной системы Psyhometric Expert;
    3. анализ результатов исследования;
    4. интерпретация полученных данных;
    5. математическая обработка данных, сопоставление их с рабочей гипотезой.

Эмпирическую базу исследования составили 60 человек зрелого возраста (25 - 40 лет), из которых 30 человек находятся в заключении в ФБУ ИК-9 (город Уфа) ГУФСИН России по Республике Башкортостан, 30 человек являются сотрудниками организации ООО «Мир».

 В эмпирической части исследования для изучения использованы следующие методики:

  1. методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению»,
  2. методика К.Томаса «Конфликтность»,
  3. опросник мини-мульт (сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - СМОЛ),
  4. методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева,
  5. методика «Отношение к праву» Безносова Д.С.

Рассмотрим подробнее данные методики.

 

Методика А. Ассингера

 «Диагностика  склонности к агрессивному поведению»

- цель – выявление уровня агрессивного поведения;

     - стимульный материал: бланк (см, приложение 1);

- содержание (процедура проведения исследования, инструкция, метод сбора данных) – Инструкция: «Вам предлагается ряд ситуаций. Подчеркните тот вариант их разрешения, который наиболее характерен для вас» ;

- критерии оценки (уровни, баллы и т.п) - Если отвечавший набирает 45 очков и больше, то он излишне агрессивен, 36– 44 очка — умеренно агрессивен; 35 очков и меньше — миролюбив.

Если по 7 и более вопросам отвечавший набрал по 3 очка, и менее чем по 7 вопросам — по 1 очку, то взрывы его агрессивности отличаются скорее разрушительным, чем конструктивным характером. Он сам провоцирует конфликты. Если же по 7 и более вопросам опрошенный набирает по 1 очку и менее чем по 7 вопросам — по 3 очка, ему не присущи вспышки агрессии или же он их слишком тщательно подавляет.

 

Методика К.Томаса «Конфликтность»

- цель – определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько воспитатель склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, стремится к компромиссам, избегает конфликтов, или, наоборот, старается обострить их, а также оценить адаптации каждого члена коллектива к совместной педагогической деятельности;

     - стимульный материал: бланк (см, приложение 2);

- содержание (процедура проведения исследования, инструкция, метод сбора данных) – инструкция: «В каждой из предложенных пар суждений выберите то, которое наиболее типично для вашего поведения».

- критерии оценки (уровни, баллы и т.п) - по каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

 

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева

- цель – методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности;

     - стимульный материал: бланк (см, приложение 3);

     - содержание (процедура проведения исследования, инструкция, метод сбора данных) – испытуемому предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением он должен в карте опроса. В соответствующем квадрате поставить знак "плюс" ("да"), при несогласии — знак "минус" ("нет");

- критерии оценки (уровни, баллы и т.п) – сумма баллов по шкалам "наступательность, напористость", "неуступчивость" дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам "нетерпимость к мнению других", "мстительность", дает показатель негативной агрессивности субъекта, Сумма баллов по шкалам "бескомпромиссность", "вспыльчивость", "обидчивость", "подозрительность" дает обобщенный показатель конфликтности.

 

Опросник мини-мульт (сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - СМОЛ)

- цель – методика позволяет оценить уровень нервно-эмоциональной устойчивости, степень интеграции личностных свойств, уровень адаптации личности к социальному окружению;

     - стимульный материал: бланк (см, приложение 4);

     - содержание (процедура проведения исследования, инструкция, метод сбора данных) – инструкция: «Сейчас вы ознакомитесь с утверждениями, касающимися состояния Вашего здоровья и Вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову».

     - критерии оценки (уровни, баллы и т.п)- высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40.

 

Методика «Отношение к праву» Безносова Д.С.

- цель – измерение системы отношений к различным социальным или социально-психологическим явлениям;

- стимульный материал - бланк (см, приложение 5);

- содержание – инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений, которые помогут определить ваше отношение к праву. Отвечайте только в бланке для ответов! Оцените, пожалуйста, предложенные утверждения по следующей системе:

«Совершенно согласен» +2 балла;

«Согласен» +1 балл;

«Трудно сказать, согласен или нет»   0 баллов;

«Не согласен» -1 балл»;

«Совершенно не согласен» -2 балла;

- критерии оценки - подсчитывается общая сумма пунктов по каждой шкале, выводится уровень развития каждой из шкал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению

в зрелом возрасте

Информация о работе Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте