Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.
Объект исследования: правосознание как психологическая категория личности.
Предмет исследования: связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.
Задачи исследования:
Обобщить основные подходы к понятию правосознание.
Определить психологические особенности лиц зрелого возраста.
Рассмотреть понятие девиантное поведение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте
1.1. Исследование правосознания в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………………………7
1.2. Психологические особенности зрелого возраста ………………………...18
1.3. Исследование склонности к девиантному поведению, его особенности в зрелом возрасте ………………………………………………………………….28
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте
2.1. Организация и методы исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте……………………………………38
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте…………………………………………………………………………………..43
2.3. Рекомендации профилактики склонности к девиантному поведению ....52
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

                    

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте

1.1. Исследование правосознания в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………………………7

1.2. Психологические особенности зрелого возраста ………………………...18

1.3. Исследование склонности к девиантному поведению, его особенности в зрелом возрасте ………………………………………………………………….28

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте

2.1. Организация и методы исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте……………………………………38

2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте…………………………………………………………………………………..43

2.3. Рекомендации профилактики склонности к девиантному поведению ....52

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….57

Заключение……………………………………………………………………….59

Список использованной литературы…………………………………………...62

Приложение………………………………………………………………………67

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования и степень разработанности определяется изменившимися социально-экономическими условиями, которые потребовали не только нового правового обеспечения и создания принципиально иной законодательной базы, но и формирование в сознании граждан уважения и принятия правовых устоев современной России. Различные аспекты процесса формирования гражданского общества в России рассматриваются рядом современных авторов, заслуживающих особого внимания (К.С.Гаджиев, Н.П.Кочетков, М.М.Кравченко, В.Г.Смольков, Л.Г.Титова П.Ф.Янкевич).

В  условиях  несовершенства  современного  Российского  законодательства,  роста  преступности,  порожденной  кризисным  состоянием  социальной,  экономической  и  политической  сфер,  особую  актуальность  приобретает  проблема  правосознания.  Наблюдается  рост  агрессивных  и  преступных  тенденций,  прогрессирование  отчужденности,  повышенной  тревожности,  деформации  правосознания.  Именно  поэтому  исследование  правосознания  в  зрелом возрасте  представляется  нам  особенно  актуальным.

Быстрые и радикальные перемены в обществе неизбежно ведут к социальному напряжению, а ослабление социальной регуляции и размытость норм искажают духовные и культурные устои. Подавляющее большинство людей зрелого возраста оказалось в ситуации дискомфорта, они не смогли адаптироваться к рыночным отношениям в силу своей личностной неподготовленности.

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости.

 Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.

В современных условиях развития общества специалистами в области педагогической психологии в полной мере осознана необходимость формирования правосознания.

В системе наук наблюдается усиление внимания к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Многие прогрессивные изменения в обществе: социальные, политические и экономические предполагают переоценку отношения к формированию правосознания. Обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Формирование правосознания  выступает в качестве одного из направлений исследования процесса правового регулирования: как личность усваивает правовые нормы, каковы механизмы осмысления их реализации.

Психолого-педагогические проблемы, связанные с правосознанием, представлены в работах Л.И.Божович, В.Б.Голицына, Л.М.Зюбина, К.Е.Игошева, И.С.Кона, В.Н.Кудрявцева, В.В.Лунева, Д.И.Фельдштейна, Л.Н.Фридман. Анализ психологической литературы показывает, что в современной науке к изучению правосознания выделяется несколько подходов.

В своей работе мы рассматриваем два этих психологических процесса в совокупности.

Цель нашего исследования: изучить связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.

Объект исследования: правосознание как психологическая категория личности.

Предмет исследования: связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.

Задачи исследования:

  1. Обобщить основные подходы к понятию правосознание.
  2. Определить психологические особенности лиц зрелого возраста.
  3. Рассмотреть понятие девиантное поведение.
  4. Выделить особенности девиантного поведения в зрелом возрасте.
  5. Изучить литературу, рассматривающую особенности связи правосознания и склонности  девиантному поведению в зрелом возрасте.
  6. Провести эмпирическое исследование связи правосознания и склонности  к девиантному поведению в зрелом возрасте.
  7. Обработать результаты эмпирического исследования связи правосознания и склонности  девиантному поведению в зрелом возрасте.
  8. Разработать рекомендации профилактики склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.

Методологической основой работы явились концепции отечественных и зарубежных ученых-психологов о понятии правосознание и агрессивности как формы девинтного поведения в зрелом возрасте (М.И.Лисина, Л.И.Божович, А.И.Сорокина, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, А.Ассингер).

В качестве методов исследования были использованы:

1. Метод теоретического анализа  литературы.       

2. Метод эмпирического исследования - стандартизированные психодиагностические методики:

- методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению»,

- методика К.Томаса «Конфликтность»,

- опросник мини-мульт (сокращенный  многофакторный опросник для  исследования личности - СМОЛ),

- методика «Личностная  агрессивность и конфликтность»  Е.П.Ильина и П.А.Ковалева,

- методика «Отношение  к праву» Д.С.Безносова.

3. Метод математической статистики для качественного анализа и содержательной интерпретации результатов - использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Эмпирическая база исследования: эмпирическую базу исследования составили 60 человек зрелого возраста (25 - 40 лет), из которых 30 человек находятся в ФБУ ИК-9 (город Уфа) ГУФСИН России по Республике Башкортостан, 30 человек являются сотрудниками организации ООО «Мир».

Теоретическая значимость. На основе проведенного исследования раскрыта сущность таких понятий как правосознание, девиантное поведение. Обобщены представления о психологической характеристике зрелого возраста. Выявлены особенности связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами при работе с лицами зрелого возраста. Теоретические и практические выводы могут быть предложены в качестве основания для организации психологического сопровождения людей зрелого возраста, составления психолого-педагогических программ по развитию и коррекции правового сознания.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 60 источников, и приложения. Работа иллюстрирована диаграммами и таблицами.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте

    1. Исследование правосознания в отечественной и

зарубежной психологии

Правосознание возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и формирование буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке. На формирование правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

В философии проблемы развития духовности, нравственности и правопослушности граждан рассматривались в трудах классиков философии – Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса, А.Ф.Лосева, В.О.Соловьева и др[9].

В Новое время правосознание стало предметом исследований Г.Гроция и Т.Гоббса. Важнейшие методологические подходы к философско-правовой проблеме формирования и развития правосознания были сформулированы И.Кантом и Г.Гегелем.

В трудах представителей психологического направления российской правовой науки проблема правосознания занимала одно из основных мест. Психология уделяет основное внимание «внутренним» аспектам правового сознания, пытаясь реконструировать его законы как части психики, собственно психического опыта, изучает его многочисленные «реальности», состояния, структуру.

В основу теории права было положено человеческое поведение, обусловленное внутренним духовным (психическим) сознанием, эмоциями долга. «Наши внутренние психически акты, например, гнев, радость, желания бывают причиной возникновения правовых отношений. Чувство и сознание нашей связанности по отношению к другим мы выражаем, словом право. Наше право не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам долг другого лица» [152; 52]. Из вышеприведенного определения видно, что Л.И.Петражицкий не делает по сути различия между правосознанием и правом. По существу признавалось право в широком смысле - позитивное, состоящее из официального права, происходящего от государства, обычное право, судебный прецедент и индивидуальное право. Обе правовые сферы в одних случаях действуют параллельно, в других отдельно (только позитивное или только индивидуальное право), а иногда они функционируют вместе, взаимодействуя и обогащая друг друга. Существенный вклад в учение о правосознании внес И.А.Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Правосознание понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» - некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно -правовое измерение.

Из работ И.А.Ильина вырисовывается образ человека как субъекта правового и нравственного сознания. Он писал: «Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся его судьба слагается при участии правосознания и под его руководством; ибо оно остается всегда одной из великих и необходимых форм человеческой жизни» [76; 316].

Правосознание мы рассматриваем как интеллектуальную форму проявления в теоретико-методологическом и социокультурном измерении, как высшую ступень человеческого познания, которая позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира и правовой действительности, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Правосознание как относительно самостоятельный и наиболее рационализированный компонент правового менталитета аккумулирует весь предшествующий социально-юридический опыт, сохраняя, в известной степени, корректируя и воспроизводя его в правовой практике, науке и образовании[41].

Обобщая различные определения понятия «правосознание», можно сказать, что в педагогической психологии - это научная категория, отражающая процесс и результат мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права и его оценку как целостного явления. Процесс правосознания мы рассматриваем как познание сущности права и оценочной деятельности сознания, что в принципе представляет собой отражение процессов мышления: познания и понимания.

Отдельным аспектам правосознания посвящены исследования правоведов и философов: П.П.Баранова, А.З.Жалинского, В.П.Малахова, А.А.Матюхина, В.М.Розина. В их работах рассмотрены вопросы исторического генезиса, современного состояния и дальнейшего развития теоретического и профессионального осмысления вопросов, отражающих уровень сформированности правосознания[18].

В то же время как феномен и теоретическая проблема осмысление правосознания еще не стало предметом специального теоретико-правового исследования, не сформировались базовые методологические и категориальные структуры понятийного его оформления вне пределов рационального и логического исследования.

Психолого-педагогические проблемы, связанные с правосознанием, представлены в работах Л.И.Божович, В.Б.Голицына, Л.М.Зюбина, К.Е.Игошева, И.С.Кона, В.Н.Кудрявцева, В.В.Лунева, Д.И.Фельдштейна, Л.Н.Фридман. Анализ психологической литературы показывает, что в современной науке к изучению правосознания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные установки (С.С.Алексеев, Л.С.Явич, и др.), правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности (И.А.Ильин, В.И.Каминская, П.И.Новгородцев, А.Р.Ратинов и др.), нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (B.C.Олейников) [28].

Информация о работе Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте